Итальянский средний бомбардировщик Капрони Ca.135
Caproni Ca.135 построили в относительно большом количестве, но судьба этого самолета была очень неудачной. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом оказался фактически непригодным для боевого применения. Единственная страна, которая использовала Ca.135 во Второй Мировой войне, была Венгрия, но это нельзя назвать удачным опытом. Если в Италии самолеты Капрони Ca.135 эксплуатировались только в учебных целях, то венгерские ВВС применяли их (Ca.135bis) в боевых действиях против СССР в качестве дневных и ночных бомбардировщиков.
Конкурс, в котором участвовало пять фирм, на новый самолет-бомбардировщик был объявлен Regia Aeronautica осенью 1934 года. Машина должна была развивать скорость не меньше 385 км/ч и доставлять 1200 кг бомб на дальность 1000 км. На конкурс компании представили свои проекты двухмоторных и трехмоторных самолетов, но победитель определен не был - все разработчики получили заказы, правда, отличающиеся по количеству. Самолет Са.135, разработанный под руководством Ч. Паллавичино (Cesare Pallavicino), был предложен фирмой Caproni (отделением Caproni Aeronautica Bergamasca).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на изображение для увеличения |
Бомбардировщик представлял собой двухмоторный моноплан смешанной конструкции со среднерасположенным крылом, двухкилевым оперением и убирающимся шасси. 1 апреля 1935 года впервые совершил полет прототип самолета, оснащенный 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI RC.40 мощностью 900 л.с. В общей сложности на заводе "Капрони" в Талиедо построили около 110 машин с января 1937 года (в литературе встречаются разные данные относительно начала производства). Эти самолеты находились на вооружении:
- в Перу с начала 1937 года,
- в Венгрии - с сентября 1937 года,
- в Италии - с января 1938 года.
Среди основных модификаций можно перечислить:
- Са.135 - с двигателями Isotta-Fraschini Asso XI RC.40, мощность которых составляла 900 л.с. Стрелковое вооружение включало два 12,7-мм пулемета, расположенные в верхней и нижней установках, один 7,7-мм пулемет в носовой части фюзеляжа. Максимальная масса бомбовой на грузки - 1600 кг. Экипаж состоял из 4-5 человек.
- Ca.135 Tipo Spagna - с 18-цилиндровыми двигатели воздушного охлаждения Fiat A.80 R.C.41 мощностью 1000 л.с. В 1938 году было переделано около 8 самолетов.
- Ca.135 Tipo Peru - вариант Са.135 для Перу. В 1937 году поставлено 6 машин.
- Ca.135bis - с 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Piaggio P.XI R.C.40 (1000 л.с.). С октября 1939 года по июнь 1940 года построено 32 машины по итальянскому заказу, а затем - 36 по заказу Венгрии (в итоге все самолеты попали в Венгрию).
Са.135
Са.135 | |
Двигатели: | |
тип | Isotta-Fraschini Asso XI RC.40 |
мощность, л.с. | 900 |
Размах крыла, м | 18,80 |
Длина самолета, м | 13,70 |
Высота самолета, м | 3,40 |
Площадь крыла, кв. м | 60,00 |
Масса, кг: | |
пустого самолета | |
взлетная | 8400 |
Максимальная скорость, км/ч | 365 |
Время набора высоты 4000 м, мин-сек | 16-45 |
Практический потолок, м | 7900 |
Дальность полета, км | 1600 |
Ca.135bis
Ca.135bis | |
Двигатели: | |
тип | Piaggio P.XI R.C.40 |
мощность, л.с. | 1000 |
Размах крыла, м | 18,80 |
Длина самолета, м | 14,38 |
Высота самолета, м | |
Площадь крыла, кв. м | |
Масса, кг: | |
пустого самолета | 6050 |
взлетная | 9550 |
Максимальная скорость, км/ч | 440 |
Время набора высоты 4000 м, мин-сек | 11-36 |
Практический потолок, м | 6500 |
Дальность полета, км | 2000 |
Regia Aeronautica использовала самолеты Са.135 весьма ограниченно. Машины поступили на вооружение 11 стормо с января 1938 года, но когда Италия вступила во Вторую мировую войну (на стороне стран Оси 10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции) машины уже перевели в учебные части. В 1940 году в эксплуатации еще оставалось 15 самолетов Са.135, но в ноябре 1941 года их окончательно списали. Неудача постигла попытку использовать в Испании специально модифицированные самолеты Са.135 Tipo Spagna. Когда в конце 1938 года 7 самолетов направили в Испанию, три машины разбились в море, а два самолета вернулись по причине неисправности двигателей - они также не участвовали в боях.
В ВВС Венгрии самолеты Ca.135bis стали одним из основных типов бомбардировщиков, которыми на 27 июня 1941 года были оснащены три авиационные эскадрильи. Восемь Caproni участвовали в налете на Станислав 27.06.1941 года. С 11 августа начали боевые вылеты самолеты, приданные венгерскому Подвижному корпусу, которые бомбили мост через Южный Буг. Но уровень боеготовности Ca.135bis был низким, а количество исправных самолетов далеко не всегда превышало 50 процентов. Бомбардировщики Ca.135bis выведены с фронта осенью 1941 года, появившись снова 24 июня следующего года, когда в Конотоп прибыло 8 самолетов. А к концу августа в подразделении оставался лишь один самолет, что стало результатом боевых потерь и аварий. Далее Caproni Ca.135bis на фронте не использовались.
В июле 1941 года перуанские самолеты Са.135 принимали участие в войне с Эквадором, чаще совершая транспортные и разведывательные полеты. Один самолет был потерян из-за аварии, другие списали в октябре 1942 года.
Источники:
- Владимир Котельников "Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945";
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Mondey, David, Axis Aircraft of World War II;
- Lembo, Daniele, Caproni Ca.135 Aerei nella Storia magazine;
- Bill Gunston, Bombardieri della seconda guerra mondiale.
< Назад | Вперед > |
---|