Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель Morane-Saulnier МS.406

Французские истребители Второй мировой войны Моран-Солнье MS.405/406/410

Истребитель ФранцииК началу Второй мировой войны самолет Morane-Saulnier МS.406 был одним из самых распространенных истребителей. Однако, его нельзя назвать слишком успешным, но несмотря на это, истребители данного типа выпускали в значительном количестве. Прочная конструкция МS.406 позволяла установить гораздо более мощный двигатель, но на "Моран" во Франции это не было реализовано, хотя, например, в Швейцарии смогли создать D-3802. А история создания французского самолета Второй мировой войны МS.406 началась в 1934 году, когда стартовал конкурс на новый одноместный истребитель, способный развивать скорость не меньше 450 км/ч и вооруженный одной-двумя 20-мм пушками.

Участвовавший в конкурсе Моран-Солнье MS.405C1 был разработан под руководством М. Готье, и являлся монопланом с убирающимся шасси, с двигателем HS 12Y (12-цилиндровый, жидкостного охлаждения), который был приспособлен под установку пушки в развале цилиндров. Ряд технических новшеств конструкторы применили с целью снижения аэродинамического сопротивления.

Французский самолет

На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405-01

8 августа 1935 года вышел на испытания первый прототип MS.405.01. Он был оснащен мотором HS 12Ygrs и неубирающимся шасси, что было временным явлением, и ко второму полету самолет получил штатное шасси. В январе 1936 года машину передали в Центр испытаний авиационной техники (CEMA) на официальные испытания, которые завершились в мае 1937 года. Самолет продемонстрировал хорошую управляемость, а его летные данные значительно превзошли требования. А по итогам испытаний внесли некоторые изменения в конструкцию крыла и подобрали более подходящий воздушный винт. Эту же машину - первый прототип MS.405.01 показали на авиационной выставке в Брюсселе. 14 июня 1937 года самолет прошел расстояние между Брюсселем и Парижем за 44 минуты и 15 секунд, а его средняя скорость составила 462 км/ч.

Самолет MS.406C1
Истребитель Morane-Saulnier Истребитель
Нажмите на изображение для увеличения

Авария самолетаИспытания второго прототипа начались 20 января 1937 года. Машина имела мотор HS 12Ycrs и доработанное крыло. 29 июля 1937 года произошла катастрофа, но тем не менее самолет Моран-Солнье стал победителем конкурса (в котором участвовали почти все авиастроительные фирмы Франции, но до стадии прототипов дошли только две). Заказ на 15 предсерийных самолетов поступил в марте 1937 года, а в конце 1938 года началась поставка серийных машин. Постройкой большей части истребителей (около 90 процентов) занимался завод SNCAS в Буженэ.

Производство самолетов
Производство самолетов Производство Morane-Saulnier МS.406
Кликните на фото для увеличения

Из основных модификаций самолета нужно упомянуть:

  • MS.405C1 - первые три предсерийные машины; постройка с февраля 1938 года;
  • в мае-декабре 1938 года выпустили 12 предсерийных самолетов, которые по некоторым источникам проходят под обозначением MS.405C1, а по другим - уже, как MS.406C1. Эти машины, не все имевшие пушки, комплектовались различными двигателями, применялись для испытаний. Девятый и десятый самолет передали Швейцарии в качестве образцов для лицензионного производства;
  • MS.406C1 - основная модификация с двигателем Hispano-Suiza 12Y-31, мощностью 860 л.с. В ходе серийного производства были внесены некоторые изменения, например, с октября 1939 года были усилены фюзеляж и оперение, устанавливалась бронеспинка сиденья летчика. Вооружение самолета включало 20-мм пушку HS S9, которую устанавливали до марта 1939 года, или HS 404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934 в крыле. Всего построили 1077 самолетов данного типа, по другим данным - 1084 (в 1938 году - 27, 1939 году - 932, в 1940 году - 125);
  • Самолет Франции

  • MS.410C1 - переделывались из MS.406C1, однако не на всех машинах в полной мере были выполнены доработки, которые, в частности, включали: увеличенный запас топлива, новые консоли крыла, в которых устанавливались четыре 7,5-мм пулемета, коллиматорный прицел, реактивные выхлопные патрубки двигателей, новый не убираемый радиатор. Если к модификации MS.410C1 планировалось привести 500 самолетов, то полный объем доработок прошли около 70-75, поэтому в частях можно было встретить, например, самолеты с увеличенным запасом топлива, но со старым вооружением и пр.
    Кроме того, на MS.406C1 и MS.410C1 устанавливались подвесные топливные баки по 148 литров, которые плотно прилегали к нижней поверхности крыла, что позволило увеличить дальность полета до полутора тысяч километров без ухудшения летных данных. Было заказано сто комплектов баков, но в части они поступили только в 1941 году.
  • MS.450C1 - вариант с двигателем HS 12Y-51, с четырьмя пулеметами, с улучшенной аэродинамикой. Кардинально переработали фюзеляж, который получил работающую дюралевую обшивку вместо полотняно-фанерной. Самолет разрабатывался согласно требованиям 1937 года на новый истребитель. Построено 3 прототипа, первый из которых был облетан 14 апреля 1939 года, второй - в сентябре. MS.450C1 продемонстрировал неплохие данные: максимальная скорость - 557 км/ч, дальность полета -750 км. Но тем не менее, он уступил истребителю "Девуатин" D.520.
  • Модификации истребителя
    Изображение "кликабельно"

  • MS.430, MS.433, MS.435. Для подготовки пилотов было предусмотрено создание двухместного варианта. От MS.405 самолет унаследовал крыло, хвостовое оперение и шасси, фюзеляж был переделан, удлинена кабина для размещения курсанта и инструктора. Фирма предложила два варианта учебного самолета, которые оснащались звездообразными двигателями воздушного охлаждения "Гном-Рон" - GR 9 мощностью 390 л.с. (на MS.430) или GR 7К (на MS.433). Но ни один проект не был одобрен Министерством авиации. Кроме этого был разработан двухместный вариант MS.435 с более мощным GR 9Kdrs (550 л.с.), который был облетан 6 июня 1939 года. Самолет показал хорошую управляемость и неплохие летные данные (максимальная скорость - 395 км/ч). Министерство авиации заказало 60 самолетов MS.435, но ни один серийный MS.435 так и не был построен.

Истребитель Morane-Saulnier

На фото: французский самолет Morane-Saulnier MS.405, №11

Некоторые модификации Morane-Saulnier были созданы за границей - в Швейцарии и в Финляндии. Швейцария выпускала самолеты по лицензии, а Финляндия переделывала бывшие французские истребители:

  • MS.406H (D-3800) - вариант для ВВС Швейцарии с двигателем HS 12Y-77 мощностью 860 л.с. Вооружение включало: одну 20-мм пушка HS 404, два 7,65-мм пулемета FFK. Поставлено два самолета из Франции и 82 выпущено по лицензии;
  • Истребитель MS.406H (D-3800)

  • MS.412 (D-3801) - дальнейшее развитие истребителя для Швейцарии с двигателем HS 12Y-51 (HS 12YS-1), 1000 л.с. Создано 207 самолетов, из которых 17 были собраны из запчастей в 1947-1948 гг. В 1944 году под этот стандарт доработаны все D-3800;
  • Самолет MS.412 (D-3801)

  • D-3802 - швейцарский вариант MS.450C1 с двигателем HS 12YS-2 мощностью 1260 л.с. На прототипе устанавливалась одна пушка HS 404 и четыре пулемета FFK, на серийных самолетах крыльевые пулеметы заменили двумя пушками HS 404;
    в 1944-1946 гг. построены один прототип D-3802, 12 серийных D-3802A и один D-3803 с двигателем HS 12YS-3 мощностью 1450 л.с., с каплевидным фонарем кабины;
  • Mörkö-Morane (Мёрко Мораани) - финская модернизация MS.406/410, установлены трофейные советские двигатели М-105П (1100 л.с.) с винтами ВИШ-61П. При этом в развале цилиндров монтировался также советский 12,7-мм пулемет БС. С августа 1943 года до конца 1944 года было модернизировано по разным данным от 15 до 40 самолетов.

Самолет для ВВС Швейцарии

Основные характеристики самолетов:

MS.406C1

  MS.406C1
Двигатель:  
тип HS 12Y-31
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 1893
нормальная взлетная 2426
Максимальная скорость, км/ч 486
Скороподъемность, м/с 13
Потолок, м 9850
Дальность полета, км 1000

MS.410C1

  MS.410C1
Двигатель:  
тип HS 12Y-31
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 1923
нормальная взлетная 2581
Максимальная скорость, км/ч 510
Скороподъемность, м/с  
Потолок, м 8500
Дальность полета, км .

D-3800

  D-3800
Двигатель:  
тип НS 12Y-77
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 1800
нормальная взлетная 2480
Максимальная скорость, км/ч 475
Скороподъемность, м/с 13,4
Потолок, м 9800
Дальность полета, км 1000

D-3801

  D-3801
Двигатель:  
тип HS 12YS-1
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,17
Высота, м 2,71
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 2124
нормальная взлетная 2720
Максимальная скорость, км/ч 535
Скороподъемность, м/с 16,7
Потолок, м  
Дальность полета, км 1200

D-3802

  D-3802
Двигатель:  
тип HS 12YS-2
мощность, л.с. 1260
Размах крыла, м 10,75
Длина самолета, м 9,31
Высота, м 3,32
Площадь крыла, м2 18,30
Масса, кг:  
пустого самолета 2940
нормальная взлетная 3880
Максимальная скорость, км/ч 635
Скороподъемность, м/с 14,3
Потолок, м 11600
Дальность полета, км 650

Mörkö-Morane

  Mörkö-Morane
Двигатель:  
тип М-105П
мощность, л.с. 1100
Размах крыла, м 10,62
Длина самолета, м 8,38
Высота, м 3,34
Площадь крыла, м2 17,10
Масса, кг:  
пустого самолета 2106
нормальная взлетная 2849
Максимальная скорость, км/ч 525
Скороподъемность, м/с 18
Потолок, м .
Дальность полета, км .

Истребитель Франции

В ВВС Франции истребители MS.406C1 стали поступать в 1938 году. К началу Второй мировой войны самолеты данного типа находились на вооружении 12-ти групп (573 самолета). Но к этому времени Моран-Солнье MS.406 уже не отвечал необходимым требованиям; например, немецкому истребителю Messerschmitt Bf.109E, который являлся основным противником, французский самолет проигрывал в скорости и скороподъемности. К тому же у Bf 109 за годы с 1936-го по 1939-ый мощность двигателя выросла почти в 1,5 раза, а на MS.406C1 в 1939 году мотор оставался такой же мощности, с которой летал его прототип в 1935 году. 14 истребителей MS.406C1 было потеряно во время "Странной войны" (также: "Сидячая война" - период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года на Западном фронте).

Французские MS.406C1, 1939-40 гг. (первая фото ~ 1935 год?)
Самолеты MS.406C1 Самолеты MS.406C1 Истребитель
ВВС Франции Истребитель Morane-Saulnier МS.406 Истребитель
Истребитель Morane-Saulnier МS.406 Самолеты MS.406C1 Истребитель Morane-Saulnier МS.406
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

Во время боев в мае-июне 1940 года в полной мере проявились недостатки MS.406C1 как истребителя. К тому же из-за уязвимости двигателя жидкостного охлаждения попытки применять самолет в качестве штурмовика привели к существенным потерям. Всего за этот промежуток времени [май-июнь 1940 года] французские Morane-Saulnier записали на свой счет 189 подтвержденных и 91 предположительную победу. Группа GC III/1 имела самый лучший показатель - 30 подтвержденных и 4 предположительные победы. Однако, 150 истребителей MS.406C1 были сбиты в воздушных боях, остальные уничтожены на земле, либо брошены при отступлении - в общей сложности потери этих самолетов составили 450.

Самолет Франции

Самолеты MS.406C1 достаточно быстро были выведены из состава ВВС Виши. Они оставались только в Ливане, Индокитае, на Мадагаскаре. Около двенадцати "ливанских" MS.406C1 были захвачены англичанами. Затем, в сентябре 1941 году, эти самолеты стали основой для формирования группы "Эльзас" ВВС Свободной Франции.

 ВВС Финляндии, разные самолеты 1940-42 гг. 
Самолет Финляндии Самолет Финляндии Финский самолет
Истребитель Финляндии ВВС Финляндии ВВС Финляндии
Нажмите на фотографию для увеличения

Истребители Morane-Saulnier МS.406 достаточно активно применялись в ВВС Финляндии, которым было передано 30 единиц в декабре 1939 года. Группа Llv 28, участвовавшая в боях, с 4 февраля до окончания "зимней войны" одержала 16 подтвержденных и 4 предположительные победы, при этом собственные потери составили - 1 сбитый и 10 самолетов, поврежденных в боях, а 4 машины были разбиты во время освоения личным составом. Общее же количество самолетов данного типа [с учетом 30-ти, упомянутых выше], поставленных в Финляндию, составило 87, когда:

  • 27 трофейных самолетов (в том числе и 11 единиц MS.410C1) было получено из Германии в 1941 году;
  • 30 самолетов MS.406C1 было приобретено у режима Виши в 1942 году.

Финские самолеты также воевали в Южной Карелии и на Крайнем Севере. Модернизированные Mörkö-Morane несли службу и после окончания Второй мировой войны - до 1952 года.

Кроме упомянутых стран (Франция, Швейцария, Финляндия) самолеты MS.406C1 были:

  • у Турции - в начале 1940 года получены 30 самолетов, которые служили до 1943 года, затем заменены FW 190А;
  • Болгария купила у режима Виши 20 машин в 1942 году;
  • 48 самолетов немцы передали Хорватии. Применялись для противопартизанских операций.
  • Италия получила 25 самолетов, которые в строй введены не были.

Истребитель Morane-Saulnier

Источники:

  • K.Keskinen, K.Stenman, K.Niska "Suomen Ilmavoimien Historia - Morane-Saulnier МS.406 - Caudron с.714";
  • G.Botquin "The Morane Saulnier 406";
  • А.Харук "Французские истребители Второй мировой войны";
  • Maly Modelarz "Francuski samolot mysliwski Morane-Saulnier MS-406-C1".