Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Штурмовики Breguet Br.691, 693, 695

Французские самолеты Второй мировой войны Бреге Br.691/693/695

ШтурмовикСамолет, изначально разрабатывавшийся как трехместный двухмоторный истребитель (Br.690), впоследствии был переделан в двухместный штурмовик. Серийно строился в период с мая 1939 года по июнь 1940 года; в общей сложности, учитывая все модификации, выпущено 386 машин. Опыт боевого применения самолетов семейства Вr.691/693/695, начиная с 12 мая 1940 года во время Битвы за Францию, доказал полезность штурмовиков в бою. Однако, проблемным был вопрос двигателей: моторы Hispano-Suiza оказались очень ненадежными, Gnome-Rhône, оптимизированные для средних высот, не соответствовали по высотным характеристикам, а американские двигатели привели к снижению скоростных характеристик.

Штурмовик Breguet

Согласно требованию ВВС Франции на двухмоторный трехместный тяжелый истребитель, под руководством Ж. Рикара (Georges Ricard) с 1934 года началась разработка самолета в КБ фирмы Breguet Aviation (также известной как Société des Ateliers d'Aviation Louis Bréguet). Ж. Рикар создал компактный цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси; машина получила обозначение Вr.690. Вооружение самолета, оснащенного моторами Hispano-Suiza 14АВ02/03 (680 л.с.), включало две 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа и 7,5-мм пулемет на верхней установке.

Штурмовики

Из участвовавших в конкурсе самолетов пяти фирм, победил Potez 630 (тяжелый истребитель), а постройка прототипа Breguet Вr.690.01 замедлилась, начавшись в 1935 году. В то время техническая служба ВВС проводила изучение потенциальных требований к самолету-штурмовику, но Рикар с самого начала учитывал возможность выполнения своим самолетом подобных задач. Таким образом, работы были продолжены, а самолет Breguet должен был стать двухместным штурмовиком.

Прототип штурмовика

Breguet Вr.690-01

23 марта 1938 года поднялся в воздух прототип Вr.690.01 в истребительном варианте, продемонстрировав полное превосходство над Potez 630 по летным данным, а также - отличную маневренность и хорошую управляемость. В июне поступил заказ на сто штурмовиков, а фирма начала подготовку серийного производства. 22 марта 1939 года впервые поднялся в небо прототип штурмового варианта Br.691.01, а 5 мая был построен первый серийный самолет.

Breguet
Breguet Br.690 Breguet Br.693
Кликните на изображение для увеличения

Основные модификации самолета:

  • Вr.691АВ2 - с 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Hispano-Suiza HS 14АВ10/11 мощностью 725 л.с. Стрелковое вооружение состояло из одной 20-мм пушки и двух 7,5-мм пулеметов в носовой части; кроме того один пулемет находился на верхней установке и один - в подфюзеляжной неподвижной установке, стреляющий назад-вниз. Масса бомбовой нагрузки равна 400 кг (восемь 50-кг бомб в бомбоотсеке). Экипаж - 2 человека.
  • Вr.693АВ2 - с двигателями Gnome-Rhône 14М6/7 (700 л.с.). Стрелковое и бомбовое вооружение, как у Br.691.
  • Вr.695АВ2 - c двигателями Pratt & Whitney R-1535-SB4-G (825 л.с.). Стрелковое и бомбовое вооружение аналогично Br.691.

Штурмовик Breguet

Br.691АВ2

Основные характеристики
  Br.691АВ2
Двигатели:  
тип Hispano-Suiza 14АВ10/11
мощность, л.с. 725
Размах крыла, м 13,37
Длина самолета, м 9,67
Высота самолета, м 3,19
Площадь крыла, кв. м 29,62
Масса, кг:  
пустого самолета 3100
максимальная взлетная 5000
Скорость максимальная, км/ч 480
Время набора высоты  
4000 м, мин 7
Потолок, м 8500
Дальность полета, км  

Вr.693АВ2

Основные характеристики
  Вr.693АВ2
Двигатели:  
тип Gnome-Rhône 14М6/7
мощность, л.с. 700
Размах крыла, м 13,37
Длина самолета, м 9,67
Высота самолета, м 3,19
Площадь крыла, кв. м 29,62
Масса, кг:  
пустого самолета 3010
максимальная взлетная 4900
Скорость максимальная, км/ч 490
Время набора высоты  
4000 м, мин 7,2
Потолок, м 7800
Дальность полета, км 1350

Эскадрилья GBA I/54 первой приступила к переходу на Вr.691 в октябре 1939 года, в ноябре началось перевооружение второй группы 54-й эскадры, а в начале 1940 года - 51-й эскадры. Поставки Breguet Вr.693 начались в апреле. По причине задержек с поставками оборудования, перевооружение на новые самолеты шло ниже запланированного темпа, а на вооружение ВВС реально поступило меньше самолетов, чем было построено (Вr.693 - 106 самолетов, Вr.695 - 33). До июня 1940 года самолеты Breguet состояли на вооружении пяти групп, четыре из которых (GBA I/54 и GBA II/54 в составе 18-го групмента, a GBA I/51 и GBA II/51 - 19-го групмента) участвовали в боевых действиях. А начавшая перевооружение в марте 1940 года GBA II/35, находилась в резерве. На 10 мая в строю числилось 19 Вr.691 и 38 Вr.693.

Breguet Вr.693

Breguet Вr.693

Первый боевой вылет штурмовиков Breguet состоялся 12 мая 1940 года во время атаки колонн противника у Тонжерна. Французские самолеты из GBA I/54 были встречены сильным зенитным огнем, в результате чего из 11 штурмовиков, выполнявших задание, вернулись только два, один из которых, получив сильнейшие повреждения, ремонту не подлежал. В группе GBA II/54 в тот день потерь было меньше: один самолет из семи, участвовавших в бою. 19-й групмент в то время еще завершал освоение Вr.693, и к боевым действиям приступил 20 мая, когда 14 штурмовиков атаковали врага в районе Арраса.

Breguet Вr.693

И в последствии главной задачей штурмовых групп оставались атаки колонн войск противника. Оптимальным способом боевого применения штурмовиков Breguet, позволившим снизить потери, стала атака с пикирования под углом около 45° со сбросом бомб на высоте примерно 300 метров, при подходе к цели на бреющем полете. Потери французских ВВС были серьезными, так до поражения Франции 18-й и 19-й групаменты, выполнив примерно 500 самолето-вылетов, потеряв 47 самолетов. 22 июня 1940 года состоялись последние боевые вылеты. В основном в боях участвовали штурмовики Вr.693, но в июне также отмечалось использование Вr.695 (группа GBA II/54).

Breguet Вr.695

Штурмовики "Бреге" воевали до последнего дня кампании, чем отличались от большинства других самолетов, эвакуация которых в Северную Африку началась с 17 июня. Только три Вr.693 были передислоцированы в Северную Африку. Самолеты, которые остались, вошли в состав ВВС Виши, сохранивших две штурмовые группы - GBA I/51 и GBA II/54, где кроме Вr.693 находились несколько Вr.695. Эти самолеты стали трофеями Германии, когда неоккупированная зона Франции была занята немцами в ноябре 1942 года. Затем штурмовики "Бреге" передали ВВС Италии, где по имеющейся информации, их использовали, как учебно-тренировочные.

Источники:

  • Les AILES de GLOIRE №1 - Breguet 690, 691, 693, 695, 700;
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".