Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Военно-транспортный самолет Ще-2

Легкий транспортный самолет Ще-2 (ТС-1, "Щука")

Ще-2Военно-транспортный самолет Ще-2 - двухмоторный подкосный деревянный моноплан с двухкилевым оперением. Шасси неубирающееся сменное (колеса/лыжи), колеса в обтекателях. С использованием узлов самолетов У-2, Ил-2 и Ла-5 под руководством А.Я. Щербакова разработан в конструкторском бюро завода № 47. В феврале 1942 года опытный самолет ТС-1, который стал прототипом Ще-2, впервые поднялся в небо. Государственные испытания были пройдены летом 1943 года, а с лета 1944 года организовано серийное производство на заводе № 47 (Чкалов). В общей сложности построили (по разным источникам) 501-550 самолетов данного типа.

Военно-транспортный самолет

Конструктор самолета Алексей Яковлевич Щербаков (1901-1978) до войны был известен многими оригинальными, порой новаторскими работами. Ему принадлежит идея и конструкторское решение высотной буксировки планеров, герметической кабины так называемого "мягкого типа", для планера Г-14 и для самолетов И-15 и И-15-бис и жесткого типа для истребителя И-153 "Чайка". А. Я. Щербаков принимал в 1939-1940 гг. активное участие в испытаниях ракетоплана С. П. Королева - РП-318 (СК-9). В годы Великой Отечественной войны Щербаков разработал опытные герметические кабины жесткого типа для истребителей Як-7Б и Ла-5, для бомбардировщика Пе-2, завершил доводку до массового производства самолета Ще-2.

Опытный самолет

Опытный самолет ТС-1 на испытаниях, 1942 год

Экипаж самолета состоял из 2 человек. В левом борту фюзеляжа был грузовой люк с дверью для пассажиров. Нагрузка - 9 десантников с полным снаряжением, или 11 раненых, или 1000 кг груза. В качестве полезной нагрузки иногда называют и несколько большие числа: до 16 человек или 9 десантников или 9 носилок или 1130 кг груза (максимально - 1330 кг). Устанавливались силовые установки М-11 Д. Вооружение отсутствовало. Таким образом, военно-транспортный самолет Ще-2 мог поднять нагрузку практически в два раза превышающую По-2. Самолет почти полностью строился из дерева и полотна. Размеры фюзеляжа и грузового люка давали возможность использовать самолет для транспортировки грузов размером до 1,43 м по ширине, до 1,64 м по высоте и длиной до 6,5 м.

Серийный Ще-2

Самолет легко переоборудовался из десантно-транспортного в санитарный и наоборот.

Легкий транспортный самолет

На крыле Ще-2 применили мощную механизацию в виде щелевых закрылков, отклоняемых книзу на 36° при посадке, что увеличило подъемную силу, уменьшило посадочную скорость и дало возможность сократить длину пробега до 160 м. Максимальная скорость самолета Ще-2 составляла 160 км/ч, это хоть и не было выдающимся показателем, но все же превосходила максимальную скорость По-2 - 140 км/ч.

Легкий самолет

Военно-транспортный самолет Ще-2
Масса, кг  
пустого самолета 2270
нормальная взлетная 3400
максимальная взлетная 3600
топлива 370
Размах крыла, м 20,48
Длина, м 14,27
Высота, м 3,80
Площадь крыла, кв. м 63,90
Тип двигателя 2 ПД М-11Д
Мощность, л.с. 2 х 115
Максимальная скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 140
Перегоночная дальность, км 2160
Практическая дальность, км 850
Максимальная скороподъемность, м/мин 72
Практический потолок, м 2400

Cамолет Ще-2

Самолеты Ще-2 находились на вооружении:

  • с 1944 года - в Советском Союзе,
  • с начала 1945 года - в Польше.

Применялся как грузовой (в частности, в тылу для перевозок грузов на авиазаводы), санитарный, учебный для подготовки парашютистов и штурманов. За свою простоту и неприхотливость в эксплуатации летный и технический состав заслуженно уважал самолет Ще-2 во время Великой Отечественной войны, хотя вначале фронтовые летчики негативно отнеслись к этой машине. Ще-2 активно использовались с целью перевозки авиамоторов всех типов, воздушных винтов к ним, горючего и запасных частей для боевой техники на фронтовые аэродромы. В основном благодаря Ще-2, полевой ремонт стал главным в деле пополнения частей боевыми самолетами. Во второй половине войны до 85% всех боевых вылетов производились на самолетах, прошедших полевой ремонт. Военно-транспортные самолеты Ще-2 во время второй мировой войны осуществляли операции по снабжению партизанских отрядов в тылу врага боеприпасами и продовольствием.

Cамолет Ще-2

Источники:

  • Вячеслав Савин, Николай Якубович. Летучая "Щука".
  • И.Костенко. Труженик неба.
  • В.Вахламов, М.Орлов. Цвета советской авиации.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.