Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Штурмовик Ил-2 - Другие модификации
Содержание
Штурмовик Ил-2
Рождение Ил-2
Конструкция Ил-2 АМ38
Боевое крещение
Производство и модернизация
Другие модификации

Другие модификации самолета Ил-2

Для корректировки артиллерийской стрельбы и артиллерийской разведки с лета 1943 г. использовали самолеты Ил-2КР, у которых полностью сохранялась конструкция и вооружение обычного самолета Ил-2, и только в состав оборудования, топливную систему и схему бронирования были внесены небольшие изменения. Обычно устанавливавшуюся на самолетах Ил-2 рацию РСИ-4 заменяли на более мощную, с большей дальностью действия, которую размещали в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа самолета устанавливали фотоаппарат АФА-И или АФА-ИМ. Внешне самолеты Ил-2КР от обычных Ил-2 отличались радиоантенной, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.

Самолет Ил-2КР

Самолет Ил-2КР

В 1943 г. стали выпускаться небольшими сериями учебно-тренировочные самолеты УИл-2, с задней кабиной инструктора, оборудование которой позволяло исправить ошибки летчика, пилотирующего самолет из передней кабины. В варианте для обработки навыков по боевому применению вооружение самолета УИл-2 состояло из двух пулеметов ШКАС с боезапасом 1500 патронов, двух РС-82 и 200 кг бомб. В хвостовой части самолета иногда устанавливали оборудование для буксировки воздушных мишеней. Самолет УИл-2 был проще в технике пилотирования и обладал лучшей продольной статической устойчивостью, чем Ил-2.

Учебно-тренировочный самолет

Учебно-тренировочный самолет УИл-2 АМ-38ф

Поступавшие в войска во все возрастающем количестве, с лета 1942 г. самолеты Ил-2 были основной ударной силой советских ВВС, многоцелевыми самолетами, выполняющими самые разнообразные боевые задачи. Их широко применяли практически во всех крупных боевых операциях Великой Отечественной войны и на их технической основе впервые в мире были созданы не только штурмовые авиационные полки и дивизии, но и штурмовые авиационные корпуса.

Работа советских штурмовиков Ил-2

Работа Ил-2

Штурмовик ИЛ-2 в ВМФ

Широко использовали самолеты Ил-2 и в авиации советского Военно-Морского Флота. Своим огнем и бомбами они топили боевые и транспортные суда противника, поддерживали с воздуха высадку морских десантов в его тылу.

Особенно эффективным способом уничтожения вражеских кораблей стало топмачтовое бомбометание с самолетов Ил-2. При топмачтовом бомбометании самолет снижался до высоты 30 м и на этой высоте шел с постоянной скоростью около 400 км/ч до момента сбрасывания бомб, которые, рикошетируя по воде, врезались в борт корабля. Опыт показывал, что при топмачтовом бомбометании из четырех бомб ФАБ-100, сбрасываемых с самолета Ил-2, одна, как правило, попадала в корабль. По оценке таркома Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецова, результативность топмачтового бомбометания оказалась примерно в 5 раз выше, чем при бомбометании с горизонтального полета.

Наличие штурмовиков Ил-2, Ил-10
в ВВС ВМФ КА в 1941-45 гг.

июль 1941

Дата
10.07.41
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
7
ВВС Черн. флота
0
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

декабрь 1941

Дата
05.12.41
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
9
ВВС Черн. флота
16
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

май 1942

Дата
01.05.42
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
5
ВВС Черн. флота
13
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

ноябрь 1942

Дата
18.11.42
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
32
ВВС Черн. флота
24
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

июль 1943

Дата
01.07.43
ВВС Сев. флота
28
ВВС Балт. флота
61
ВВС Черн. флота
75
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

январь 1944

Дата
01.01.44
ВВС Сев. флота
49
ВВС Балт. флота
68
ВВС Черн. флота
81
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

июнь 1944

Дата
01.06.44
ВВС Сев. флота
59
ВВС Балт. флота
124
ВВС Черн. флота
75
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

январь 1945

Дата
01.01.45
ВВС Сев. флота
98
ВВС Балт. флота
151
ВВС Черн. флота
51
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

май 1945

Дата
10.05.45
ВВС Сев. флота
38
ВВС Балт. флота
148*
ВВС Черн. флота
23
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

* - из них 12 штурмовиков Ил-10

август 1945

Дата
09.08.45
ВВС Сев. флота  
ВВС Балт. флота
-
ВВС Черн. флота
-
ВВС Тих. флота
204**
ВВС Сев.-Тих. флотилии
46

** - из них 35 штурмовиков Ил-10

Придавая борьбе с самолетами Ил-2 большое значение, противник использовал против них все виды наземного стрелкового оружия, малокалиберную автоматическую зенитную артиллерию, обычную средне- и крупнокалиберную зенитную артиллерию и даже танковые пушки. Вражеским летчикам командование предлагало в первую очередь бороться с Ил-2, иногда даже в ущерб другим боевым задачам.

Оценка самолета ИЛ-2

На основе анализа боевой работы штурмовых частей третьей воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шауляйской операциях было установлено, что безвозвратные боевые потери самолетов Ил-2 составили 2,8% от общего количества самолетовылетов, а боевые повреждения - 50%. Из поврежденных самолетов 6% произвели вынужденные посадки вследствие ранения летчика или нарушения работы двигателя. Из-за разрушения планера самолета вынужденные посадки совершались очень редко. Все остальные поврежденные самолеты благополучно возвращались на свои аэродромы, и 90% их были восстановлены силами технического состава или полевых авиаремонтных мастерских, а 10% - отправлены в ремонтные организации или списаны. Примерно такое же положение наблюдалось в штурмовых частях и других воздушных армий.

Тактико-технические данные самолетов ОКБ Ильюшина

Ил-2И

 
Ил-2И
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
4397
Стартовая(кг)
5383
Стартовая макс, (кг)
-
Двигатель:
АМ-38Ф
Стартовая мощность кВт
1250
Скорость макс, у земли (км/час)
401
Скорость макс./на высоте (км/час)
415/1300
Скорость крейсерская (км/час)
-
Скорость посадочная (км/час)
-
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,0'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
7,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
15,0
Полотолок практический (м)
6500
Дальность нормальная (км)
650
Разбег во время старта (м)
275
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное  
Вооружение ракетно-бомбовое  

Ил-2 М-82

 
Ил-2 М-82
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,6
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
3935
Стартовая(кг)
5655
Стартовая макс, (кг)
5855
Двигатель:
М-82
Стартовая мощность кВт
1233
Скорость макс, у земли (км/час)
365
Скорость макс./на высоте (км/час)
396/2500
Скорость крейсерская (км/час)
369
Скорость посадочная (км/час)
147
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1.8'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
10,6'
Полотолок практический (м)
7500
Дальность нормальная (км)
700
Разбег во время старта (м)
524
Пробег во время посадки (м)
515
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x20/250
Вооружение оборонительное
1x12,7/350
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
8хРС-82

Ил-8

 
Ил-8
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
12,931
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
39,0
Масса:собственная (кг)
5245
Стартовая(кг)
7250
Стартовая макс, (кг)
7650
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
435
Скорость макс./на высоте (км/час)
470/2240
Скорость крейсерская (км/час)
300
Скорость посадочная (км/час)
132
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1,97'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,2'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
6800
Дальность нормальная (км)
1180
Разбег во время старта (м)
318
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
600кг
бомб

Ил-8№2

 
Ил-8№2
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
12,932
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
39,0
Масса:собственная (кг)
5110
Стартовая(кг)
7610
Стартовая макс, (кг)
7830
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
461
Скорость макс./на высоте (км/час)
509/2800
Скорость крейсерская (км/час)
290
Скорость посадочная (км/час)
138
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,6'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
6900
Дальность нормальная (км)
1140
Разбег во время старта (м)
520
Пробег во время посадки (м)
595
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
1000кг
бомб

Ил-1

 
Ил-1
Размеры: Размах(м)
13,4
Длина (м)
11,12
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
30,0
Масса:собственная (кг)
4285
Стартовая(кг)
5320
Стартовая макс, (кг)  
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
525
Скорость макс./на высоте (км/час)
5804/3260
Скорость крейсерская (км/час)
-
Скорость посадочная (км/час)
-
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1,6'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
4,5'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
8,3'
Полотолок практический (м)
8600
Дальность нормальная (км)
1000
Разбег во время старта (м)
-
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
-
Вооружение ракетно-бомбовое  

Ил-10

 
Ил-10
Размеры: Размах(м)
13,4
Длина (м)
11,12
Высота(м)
4,1
Несущая поверхность (м2)
30,0
Масса:собственная (кг)
4650
Стартовая(кг)
6300
Стартовая макс, (кг)
6500
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
507
Скорость макс./на высоте (км/час)
451/2300
Скорость крейсерская (км/час)
310-325
Скорость посадочная (км/час)
148
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1.6
Подъем/на высоту 3000м (мин)
5,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
9,7'
Полотолок практический (м)
7250
Дальность нормальная (км)
800
Разбег во время старта (м)
475
Пробег во время посадки (м)
460
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
4хРС-132

Ил-10M

 
Ил-10M
Размеры: Размах(м)
14,00
Длина (м)
11,87
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
33,0
Масса:собственная (кг)
5570
Стартовая(кг)
7100
Стартовая макс, (кг)
7320
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
476
Скорость макс./на высоте (км/час)
512/2650
Скорость крейсерская (км/час)
283
Скорость посадочная (км/час)
-
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2.1'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,4
Подъем/на высоту 5000м (мин)
12,7'
Полотолок практический (м)
7000
Дальность нормальная (км)
1070
Разбег во время старта (м)
440
Пробег во время посадки (м)
500
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
4x23/150
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
600 кг
бомб

Ил-16

 
Ил-16
Размеры: Размах(м)
12,50
Длина (м)
10,69
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
24,0
Масса:собственная (кг)
4315
Стартовая(кг)
5780
Стартовая макс, (кг)
5980
Двигатель:
АМ-42НФ
Стартовая мощность кВт
1693
Скорость макс, у земли (км/час)
539
Скорость макс./на высоте (км/час)
576/2700
Скорость крейсерская (км/час)
375
Скорость посадочная (км/час)
175
Подъем/на высоту 1000м (мин)  
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
-
Дальность нормальная (км)
800
Разбег во время старта (м)
400
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/140
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
4хРС-132

Ил-10/Б-ЗЗ

 
Ил-10/Б-ЗЗ
Размеры: Размах(м)
13,4
Длина (м)
11,12
Высота(м)
4,1
Несущая поверхность (м2)
30,0
Масса:собственная (кг)
4680
Стартовая(кг)
6335
Стартовая макс, (кг)
6335
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
490
Скорость макс./на высоте (км/час)
530/2400
Скорость крейсерская (км/час)
325
Скорость посадочная (км/час)
150
Подъем/на высоту 1000м (мин)
-
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
7200
Дальность нормальная (км)
800
Разбег во время старта (м)
475
Пробег во время посадки (м)
460
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/50
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
500кг бомб
4 ракеты

Массовому применению самолетов Ил-2 на всех фронтах Великой Отечественной войны способствовала также простота его освоения летным и техническим составом.

По своей конструкции штурмовик Ил-2 являлся уникальным среди всех других военных самолетов, применявшихся во Ввторой мировой войне. Самолета подобного ему не имела ни одна другая воевавшая страна. Созданный в Германии одновременно с Ил-2 бронированный штурмовик Хеншель Hs-129 к моменту нападения гитлеровской Германии на СССР не был доведен до боеспособного состояния. Кроме того, руководство гитлеровских люфтваффе сделало основную ставку на пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 и вплоть до 1941 г. не старалось заменить этот самолет, показавший себя весьма эффективным оружием в молниеносных военных кампаниях на Западном фронте. Всего до конца войны было построено 869 самолетов Хеншель Hs-129. Советские самолетостроители дали фронту 36 163 самолета Ил-2.

Союзные войска использовали в качестве штурмовиков мало приспособленные для этой цели истребители (Рипаблик "Тандерболт") и бомбардировщики (Дуглас A-20G). Эти машины были достаточно эффективны как штурмовики только при отсутствии или предварительном подавлении противовоздушной обороны противника и в дневных условиях действовали с прикрытием истребителями.

Источники:

  • Штурмовик Ил-2. "Летающие Танки" Ильюшина" под редакцией - Сергей Иванов.
  • Растренин О.В. Штурмовик Ил-2. "Летающий танк".
  • В.И. Перов, О.В. Растренин. "Штурмовики Красной армии".
  • Черников Е.С. Бронированный штурмовик Ил-2.
  • К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. Самолеты сталинских соколов".
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Евгений Черников. Ил-2 - гордость отечественной авиации.
  • Колесников П. Атакуют "Крылатые танки".