Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик-штурмовик Су-4

Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4

Су-2Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2 с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным, звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели другие звездообразные двигатели.

Чтобы не путаться в модификациях и моторах, вы всегда можете навести курсор мышки на изображение, чтобы прочитать наименование самолетов данной статьи.

Бомбардировщик ББ-3

Сухой считал, что уже с осени 1941 года серийное производство Су-2 можно было перевести на мотор М-89, который создавался под руководством С.К. Туманского и затем Е.В.Урмина. Но, по мнению Павла Осиповича, гораздо больше преимуществ в летных характеристиках имел двигатель А.Д. Швецова М-82 - дальнейшее развитие М-81. В качестве перспективных моторов рассматривались М-90 и АМ-37 - под них главный конструктор с февраля 1941 года начал проектировать и строить опытные машины Су-4 (ББ-3). В отличие от Су-2 они должны были иметь не только деревянный фюзеляж, но и деревянное крыло с металлическими лонжеронами. Планировалось, что крупнокалиберные пулеметы Таубина заменят ШКАСы в крыльях и на верхней турели.

Бомбардировщик-штурмовик

Поскольку М-90 не вышел из опытной стадии, то на машине установили серийный М-82. Консоли крыла были выполнены при тех же металлических лонжеронах с деревянными нервюрами и фанерной обшивкой в связи нехваткой дуралюмина. Вооружение самолета СССР Второй мировой войны Су-4 по сравнению с бомбардировщиком Су-2 было более мощным - два крупнокалиберных пулемета БС в центроплане при тех же двух пулеметах ШКАС у стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Самолет набирал высоту 6 тысяч метров за 10,5 минут, а скорость у земли составляла 450 км/ч. Государственные испытания самолет прошел в в апреле 1942 года. Самолет Су-4 производился серийно и воевал в Великой Отечественной войне.

Основные характеристики самолета Су-4
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-82
Мощность, л.с. 1 х 1250
Длина, м 10,79
Размах крыла, м 14,30
Площадь крыла, кв.м 29,00
Масса, кг  
топлива и масла 525
полетная 4620
Скорость, км/ч  
у земли 450
на высоте 486
посадочная 135
Время набора высоты 5 км, мин. 10,5
Дальность полета, км 1000
Практический потолок, м 9500

И все же Су-4 все же испытывался с М-90. В Интернете есть информация, что завод № 289 изготовил крыло и комплект чертежей по самолету Су-4 АМ-37 и передал их заводу №135 в соответствии с ведомственным приказом от 4 марта 1941 года. В июле 1941 года, по распоряжению НКАП, все работы по самолету были возложены на завод № 289. В октябре 1941 года недостроенные самолеты Су-4 М-90 и Су-4 АМ-37 эвакуировали в г. Молотов. По распоряжению НКАП летом 1942 года полностью готовый самолет Су-4 М-90 передали эвакуированному в город Омск заводу №29 для проведения летных испытаний М-90. По сводкам НИИ ВВС КА к 15 апреля 1943 года самолет выполнил 9 полетов с налетом 4 часа 30 минут. По самолету Су-4 АМ-37 работы в эвакуации не проводились и в связи с прекращением серийного выпуска самолета Су-2, перед Наркомом было возбуждено ходатайство о снятии этого задания с плана завода.

Процесс совершенствования ближнего бомбардировщика Су-2 не ограничивался только вышеприведенными модификациями. Были и нереализованные проекты. В постановлении правительства от 29 июля 1939 года "О создании модифицированных и новых опытных бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков в 1939 году" предписывал П.О.Сухому "...Разработать эскизный проект одномоторного двухместного ближнего бомбардировщика как дальнейшее развитие ББ-1 и представить в НКО в июле 1939 года..."

В.Б. Шавров также сообщает: "Кроме самолетов Су-2 у П. О. Сухого в предвоенные годы были два истребителя, законченные и проходившие испытания".

Су-2

Очень наглядно развитие самолетов Су-2 отображено в схеме, представленной в книге Н.Гордюкова и Д.Хазанова "Су-2 - ближний бомбардировщик", где также присутствуют Су-4 с АМ-37 и Су-4 с М-90 (однако, в раздалах "проекты" и "опытные машины"):

Схема развития Су-2

Нажмите на схему для увеличения

Для справки: Летно-технические характеристики самолетов по материалам испытаний в НИИ ВВС

СЗ-2

Характеристики СЗ-2 М-62
Номинальная мощность л.с. 820
на 2-й граиице высотности, м 4200
Вес  пустого, кт 2604
Полетный вес, кг 3670
Максимальная скорость у земли, км/ч 360
Максимальная скорость км/ч 403
на 2-й границе высотности, м 4700
Время набора 5000 м, мин 16,6
Практический потолок, м 7440
Крейсерская дальность, км 1050
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 200
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3000
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1000
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 240
Посадочная скорость, км/ч 90
Окончание испытаний апрель 1938 г.

Иванов

Характеристики "Иванов" М-87А
Номинальная мощность л.с. 950
на 2-й граиице высотности, м 4700
Вес  пустого, кт 2850
Полетный вес, кг 4030
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость км/ч 468
на 2-й границе высотности, м 5200
Время набора 5000 м, мин 11,8
Практический потолок, м 8800
Крейсерская дальность, км 1000
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 200
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1500
Длина разбега, м 280
Длина пробега, м 270
Посадочная скорость, км/ч 125
Окончание испытаний апрель 1939 г.

ББ-1

Характеристики ББ-1 М-88
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2875
Полетный вес, кг 4121
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость км/ч 467
на 2-й границе высотности, м 6600
Время набора 5000 м, мин 10,6
Практический потолок, м 8900
Крейсерская дальность, км -
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м -
Длина пробега, м -
Посадочная скорость, км/ч 130
Окончание испытаний апрель, 1940 г.

16-2

Характеристики Cу-2 М-88Б №16/2 и 20/2
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2954
Полетный вес, кг 4310
Максимальная скорость у земли, км/ч 378
Максимальная скорость км/ч 4б0*
на 2-й границе высотности, м 6800
Время набора 5000 м, мин 12,6
Практический потолок, м 8900
Крейсерская дальность, км 890
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м 425
Длина пробега, м 454
Посадочная скорость, км/ч 143
Окончание испытаний январь 194 1  г.

1-6

Характеристики Су-2 М-88Б модиф. 1/6
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2875
Полетный вес, кг 4121
Максимальная скорость у земли, км/ч 410
Максимальная скорость км/ч 512
на 2-й границе высотности, м 7100
Время набора 5000 м, мин 11,3
Практический потолок, м 9120
Крейсерская дальность, км 1128
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1700
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м 400
Длина пробега, м 425
Посадочная скорость, км/ч 136
Окончание испытаний февраль 1941 г.

070Т29

Характеристики Су-2 М-88Б №070Т29
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2995
Полетный вес, кг 4335
Максимальная скорость у земли, км/ч 370
Максимальная скорость км/ч 455
на 2-й границе высотности, м 6700
Время набора 5000 м, мин 12,6
Практический потолок, м 8500
Крейсерская дальность, км -
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 2400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м 460
Длина пробега, м 547
Посадочная скорость, км/ч 141
Окончание испытаний июнь  1941 г.

На лыжах

Характеристики Cу-2 М-82 №15116 на лыжах
Номинальная мощность л.с. 1330
на 2-й граиице высотности, м 5400
Вес  пустого, кт 3273
Полетный вес, кг 4700
Максимальная скорость у земли, км/ч 413
Максимальная скорость км/ч 477
на 2-й границе высотности, м 5850
Время набора 5000 м, мин 9,8
Практический потолок, м 8400
Крейсерская дальность, км 830
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1500
Длина разбега, м 360
Длина пробега, м 320**
Посадочная скорость, км/ч 147
Окончание испытаний апрель 1942 г.

На колесах

Характеристики Cу-2 М-82 №15116 на колесах
Номинальная мощность л.с. 1330
на 2-й граиице высотности, м 5400
Вес  пустого, кт 3220
Полетный вес, кг 4700
Максимальная скорость у земли, км/ч 430
Максимальная скорость км/ч 486
на 2-й границе высотности, м 5850
Время набора 5000 м, мин 9,8
Практический потолок, м 8400
Крейсерская дальность, км 910
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1500
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 290**
Посадочная скорость, км/ч 147
Окончание испытаний апрель 1942 г.

Примечания:

  • * - На второй границе высотности максимальная скорость определена расчетным путем из-за неполадок и работе мотора; На первой границе высотности 4400 м измерена скорость 455 км/ч.
  • ** - Пробег измерили при сокращенном посадочном весе 4100 кг.

Источники:

  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков "Су-2. Ближний бомбардировщик".