Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик Ту-2 - Дальние бомбардировщики
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Дальние бомбардировщики

В 1940 году вслед за появлением самолета "103-У" конструкторы предложили его дальний вариант "103-Д" с двигателями АМ-37. Внешне дальний бомбардировщик отличался лишь большим крылом, размах которого возрос до 22 м, а площадь -до 14,515 м2. Однако заказчик это предложение не принял, поскольку недавно на вооружение уже поступил самолет ДБ-ЗФ, а в ЦКБ-29 под руководством В.М. Мясищева разрабатывалась более перспективная машина ДВБ-102 с герметичными кабинами экипажа. К варианту Ту-2 с повышенной дальностью полета вернулись лишь в 1943 году, после освоения серийного производства фронтового бомбардировщика Ту-2С на заводе № 23 в Москве.

Самолет 103Д

Первый вариант дальнего бомбардировщика "103-Д"

Два варианта дальнего бомбардировщика Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62) с двигателями АШ-82ФН построили в 1944 году на опытном заводе N9 156 в соответствии тактико-техническими требованиями ВВС. Согласно заданию самолет должен был развивать скорость 450 км/ч у земли и 530 км/ч на высоте 5000 м, подниматься на высоту 9000 м поднимать до 3000 кг бомб и летать на расстояние 3000 км с 1000 кг боезарядом. Оборонительное вооружение - два 12,7-миллиметровых пулемета и три пушки калибра 20 мм.
Первый из них (переоборудованный из самолета №718 завода № 166) был выпущен в четырехместном варианте с фюзеляжем от серийного Ту-2, а второй (переоборудованный из самолета № 714 завода № 166) - в пятиместном (добавили второго пилота) с новой носовой частью фюзеляжа, выполненной в соответствии с макетом, утвержденным в 12 декабря 1943 г. На обеих машинах увеличили до 59,05 м2 площадь несущей поверхности и оперения (соответственно увеличению площади крыла), а также объемы топливных баков (у машины № 718 до 3930 литров, а у № 714 - до 3860 литров). Установили новые фонари летчика с улучшенным обзором. На самолете № 718 использовали ранее отвергнутые воздушные винты АВ-5В-21А диаметром 3,6 м, а на № 714 -АВ-5В-167А диаметром 3,8 метра, увеличивавшие скорость и дальность.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Испытания Ту-2Д № 718 (ведущие инженер А.А. Соколов и летчик М.П. Субботин) проводись с полетным весом 11 400 кг и 12900 кг, а самолета № 714 - с весом 13340 кг. В последнем варианте выполнили два полета с полной заправкой горючим и 1000 кг бомб. Предельный же взлетный вес самолета по заявлению Туполева мог достигать 16000 кг при полной заправке топливом и бомбовой нагрузке 4000 кг (одна ФАБ-2000М44 - в грузовом отсеке и две ФАБ-1000 - под крылом). Но испытания при таком весе не проводились из-за недостаточной прочности шасси и колес. Фактически это была летающая лаборатория, показавшая, что на базе серийного Ту-2 можно построить дальний бомбардировщик с летными данными, удовлетворяющими требованиям военных.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Сравнение летно-тактических данных самолета Ту-2Д с испытанным в НИИ ВВС в 1942 году американским В-25С (широко использовался в Дальней авиации) показывает явное преимущество советского бомбардировщика. Но промышленность так и не смогла довести Ту-2Д до кондиции. После войны попытки создания на базе Ту-2 дальнего бомбардировщика не прекратились. В частности, выпустили самолет "67" с 1900-сильными дизельными двигателями АЧ-30БФ.Как известно, в начале 1946 году все Наркоматы были преобразованы в Министерства и авиационную промышленность возглавил М.В. Хруничев. Свою деятельность он начал с разгромов многих конструкторских коллективов. Вместо них он создал новые, которые, за исключением ОКБ O.K. Антонова, вскоре были ликвидированы.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Закрытие ОКБ-500 привело не только к прекращению работ по дизелям и разработке под них новых самолетов, но и к полному уничтожению практически новых доведенных до нужной кондиции бомбардировщиков Ер-2.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Последним дальним бомбардировщиком, созданным на базе Ту-2, стал Ту-8 (АНТ-69) с двигателями АШ-82ФН, отличавшийся просторной кабиной штурмана и двухместной кабиной пилотов. Самолет создавался в соответствие с постановлением правительства от 26 февраля 1946 г. Этим документом Туполеву предписывалось построить бомбардировщик с двумя двигателями М-93 с оборонительным вооружением из двух неподвижных 20-мм пушек для стрельбы вперед и трех пулеметов калибра 12,7 мм для защиты задней полусферы. Максимальный взлетный вес - 11 600 кг, бомбовая нагрузка нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг. Самолет должен был развивать скорость 514 км/ч у земли и 607 -на высоте 6200 метров. Его предельная дальность с 1000 кг бомб 2200 км, с 3000 кг -1500 км. Срок предъявления машины на государственные испытания - 1 сентября 1946 г. Но двигатели М-93 так и не появились и вместо них заложили 2100-сильные АШ-82М. Но и с ними не повезло. В итоге, пришлось возвращаться к испытанным АШ-82ФН.

бомбардировщик Ту-8

Опытный дальний бомбардировщик Ту-8

В самолет "69" переделали опытный торпедоносец "62Т". Первый полет машины, пилотировавшейся летчиком-испытателем Ф.Ф. Опадчим, состоялся 19 июля 1947 г. Заводские испытания машины продолжались до середины апреля 1948 г. Устранение же выявленных дефектов заняло почти четыре месяца, и лишь 23 августа Ту-8 передали в НИИ ВВС. Однако эти испытания самолет так и не выдержал. За восемь из самолета Ту-2 "выжали" все резервы, а место дальнего бомбардировщика в отечественных ВВС занял Ту-4.

Серийный выпуск самолетов семейства Ту-2 согласно статистике МАП

Завод
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
№166
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ту-2
1
79
1
                 
Ту-2С          
2
48
62
110
     
№ 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ту-2С    
16
378
742
188
393
309
2
 
   
Ту-2Р          
1
           
УТу-2          
23
           
№ 39          
 
5
48
161
4
   
№ 387          
 
 
 
 
 
 
 
УТБ          
 
35
116
25
     
№ 82          
 
       
19
6

Источники:

  • Война в воздухе 66,67.Ту-2.
  • Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
  • Николай Якубович. Ту-2 - Лучший бомбардировщик Великой Отечественной.
  • М. Саукке, В. Котельников. Бомбардировщик Ту-2.
  • Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева.
  • Николай Якубович. Боевые самолеты Туполева.
  • Авиаколлекция. Спецвыпуск 1 - 2008. Бомбардировщик Ту-2. Часть 1
  • Авиаколлекция. Спецвыпуск 2 - 2008 - Бомбардировщик Ту-2. Часть 2.