Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик Юнкерс Ju 287

Junkers Ju 287 - первый в мире бомбардировщик с крылом обратной стреловидности

he 287Самолет Юнкерс Ju-287V-1 представлял собой интересную конструкцию. Он являлся первым совершившим полет средним реактивным бомбардировщиком. В стремлении увеличить критическое число Маха и одновременно избежать срыва потока на концах крыла, имеющего место у крыльев с прямой стреловидностью, крылу самолета была придана обратная стреловидность.Работы по созданию самолета Ju-287 были начаты летом 1943 года. С целью сокращения времени постройки опытного образца Ju-287V-1 в его конструкции были использованы основные части уже испытанных самолетов. В частности, был использован фюзеляж самолета Хейнкель Не-177, хвостовое оперение самолета Юнкерс Ju-188 и шасси захваченного самолета Конвэр В-24. Таким образом, у самолета новым было только крыло, установленное в средней части фюзеляжа, имевшее размах 20 м, площадь 58,2 м2 и обратную стреловидность 20°. Силовая установка самолета состояла из четырех турбореактивных двигателей Юнкерс-Юмо 004В с тягой 900 кг каждый.

При взлете в качестве ускорителей использовались четыре жидкостно-реактивных двигателя Вальтер 501, каждый из которых развивал тягу по 1200 кг в течение 40 секунд.Оставался выбор между BMW 003 и Jumo 004, которых требовалось не менее шести. Но реально оба типа ТРД министерство авиации забронировало для истребителей. Предполагалось два варианта установки двигателей. Первый - по три мотора в общей связке под крылом, второй - по паре ТРД под крыльями и в носу фюзеляжа по типу Ju 287V-1. Для второго опытного самолета выбрали первый вариант компоновки.

Все возможности размещения ТРД тщательно проверялись на моделях в аэродинамической трубе. Примечательно, что еще о 1943 году установили: для уменьшения сопротивления на скоростях с большим числом "М" наиболее удачным получилось продольное расположение двигателей "лесенкой" что соответствовало "правилу площадей", о котором немецкие аэродинамики только догадывались.Правда, с этим опоздали, потому-что преимущества данной компоновки выявились, когда проект Ju 287 находился в процессе проектирования.

Опять же, у самолета с двигателями, расположенными по "правилу площадей" усложнилась система управления этих силовых установок (увеличилась протяженность и количество тяг управления), кроме того в случае отказа крайних моторов могли возникнуть сложности с пилотированием. Однако,опасения, что расположенные рядом ТРД будут неблагоприятно воздействовать друг на друга, в процессе наземных стендовых испытаний не подтвердились.

He 287V-1

К серьезным достоинствам Ju 287 со стреловидным крылом можно отнести размещение бомбоотсека длиной 4,6 м перед центропланом, вблизи центра тяжести и способного вмещать до 4 тонн бомб. На летающей лаборатории Ju 287V-1 размещалось только два члена экипажа,а на Ju 287 V-2 и V-3 - уже по три человека, причем на последней машине они размещались в гермокабине. На варианте V3 предусматривалась хвостовая башня с двумя 13-мм дистанционно-управляемыми пулеметами MG-131. Наведение оружия осуществлялось с помощью перископического прицела.Все горючее размещалось в фюзеляжных баках.

После полетов в Брандисе самолет V-1 перегнали на авиабазу в Рехлин, где продолжили испытания.

Тактико-технические характеристики He 287V-1
Экипаж    3 чел.

Размеры:
Размах крыла, м    20,10
Площадь крыла, м2    58,2

Длина самолета, м    18,28

Двигатель:
4xJumo-004 тягой, кг    4x900

Массы и нагрузки, кг:
Максимальная взлетная    22500

Летные данные:
Максимальная скорость, км/ч    780
Практический потолок, м    12500
Дальность полета, км    1580

Вооружение:
нет , бомбовая нагрузка, кг    3000

При подготовке серийного производства на стендах заводов фирмы "Юнкерс" провели испытания различных агрегатов и систем, включая топливную с имитацией возможных эволюции самолета, в том числе и перевернутого полета. Так же тщательно исследовалась и гидросистема с учетом предполагаемых повреждений, забросов давления и ненормированных перегрузок. Полностью подготовили и частично направили на заводы конструкторскую документацию. Вопреки бомбежкам и постоянным перемещениям предприятий по Германии, на заводах лежали практически готовые для монтажа узлы и агрегаты самолетов. На всей территории провинций Ангалы, Саксония, Тюрингия десятки небольших заводов и фабрик были готовы к началу серийного выпуска Ju 287.

Самолет Ju-287V-1 совершил первый полет 16 августа 1944 года с аэродрома Брандис около Лейпцига. Во время летных испытаний самолет развил скорость 645 км/час. Взлетный вес самолета составлял 20 000 кг, вес пустого самолета - 12 500 кг. Второй опытный образец Ju-287V-2 с силовой установкой из шести турбореактивных двигателей BMW003A-1 и первый серийный образец JU-287V-3 к концу войны находились в стадии постройки. Самолет Ju-287V-3 должен был иметь максимальную скорость 860 км/час и дальность полета 6650 км с бомбовой нагрузкой 3000 кг. Самолет должен был иметь убирающееся шасси. Силовая установка самолета должна была состоять из шести турбореактивных двигателей, четыре из которых устанавливались попарно в гондолах под крылом, а два - по бортам фюзеляжа. Самолеты первой серии Ju 287А-1 планировали оснащать шестью BMW 003А-1, для серии V-1 планировали четыре "Хейнкель-Хирт 001-1А", для Ju 287V-2 - два BMW 018 с тягой по 3400 кгс. Однако никаких серьезных работ по последним вариантам немцы провести не успели.

Немцы на мощностях завода в Дессау создали лишь один Ju 287V-2. Но с машины, отправленной в Брэндис, вскоре демонтировали двигатели. Чтобы спасти от бомбежек, самолет занесли на окраину леса, расположив носовой частью в сторону от аэродрома. Поэтому американцы, рассматривая результаты аэрофотосъемки, пришли к выводу, что немцы построили самолет по схемe "утка".

Немцы взорвали, Ju 287 перед оккупацией этой части Германии американцами ,правда, крыло этого самолета почти не пострадало. Позже, все, что уцелело,вернули в Дессау и частично использовали для дальнейшей работы.Больше повезло Ju 287V-3. К моменту прихода американцев самолет, начатый постройкой, оказался под обломками производственного цеха,правда почти не пострадал.

Тактико-технические характеристики He 287V-3
Размах крыла, м      20,10
Длина, м      18,60      
Площадь крыла, м2      61,00

Масса, кг      
пустого самолета      11930
нормальная взлетная      21500

Тип двигателя      6 ТРД ВМW-003А-1 "Штуpм"
Тяга, кгс      6 х 800

Максимальная скорость , км/ч      
у земли      815
на высоте      860
Крейсерская скорость , км/ч      
у земли      715
на высоте      790

Практическая дальность, км      2100

Максимальная скороподъемность, м/мин      575

Практический потолок, м      10000

Экипаж, чел      3

Вооружение:      два 13-мм пулемета МG-131 в хвостовой дистанционно упpавляемой
башне;  бомбовая нагpузка до 4000 кг

Источники:

  • Лев Берне. Реактивный "иноходец" Юнкерса.
  • В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.