Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Ударный самолет Хеншель Hs 123

Немецкий одноместный штурмовик Henschel Hs 123

ШтурмовикХеншель Hs 123 - одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Под руководством Ф.Николауса создан в КБ фирмы "Хеншель флюгцойгверке". Вначале проектировался как истребитель-пикирующий бомбардировщик по образцу биплана Кэртис "Хаук" III США. 1 апреля 1935 года совершил первый полет опытный экземпляр Hs 123V1. Надо добавить, что два прототипа были разбиты - самолеты разрушались в воздухе при попытке вывода из пикирования, пилоты погибли. Проведенное расследование показало, что причиной аварий стала недостаточная прочность центроплана. В августе 1935 года на четвертом прототипе Hs 123V4 этот узел был усилен, и машина легко выходила из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет был признан пригодным для серийного производства.

На фото немецкий самолет Henschel Hs 123
Самолет Германии Henschel, HS 123
Henschel Hs 123 Henschel, HS 123
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

В июле 1936 года выпустили установочную серию Hs 123А-0, а в августе развернули массовое производство модификации А-1. Самолеты создавались на заводах "Хеншель" в Шенефельде и Иоганнистале, "AGO флюгцойгверке" в Ошерслебене. Варианты Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но они серийно не производились. Объем серийного выпуска, который продолжался до октября 1938 года, составил 255 самолетов (116 построено "Хеншелем" и 129 - фирмой AGO). В январе 1943 года было предложение возобновить производство Hs 123А, но оно не было реализовано.

Henschel Hs-123

Модификации:

  • Hs 123А - двигатель BMW 132Dc (880 л.с.). Стрелковое вооружение - 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка - 1х250-кг бомба под фюзеляжем (возможна подвеска ПТБ), 4х50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.
  • Hs 123В-1 с полностью металлической обшивкой крыла, измененными элеронами.

Самолет находился на вооружении:

  • в Германии - с ноября 1936 года,
  • в Испании - с лета 1938 года,
  • в Китае - с ноября 1938 года.

Hs 123A-1

Спроектированный, как пикирующий бомбардировщик, самолет Hs 123А был востребован в качестве штурмовика. Самолет имел относительно слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, но вместе с тем достаточно маневренным, что позволяло наносить точечные удары. "Хеншель" также был устойчив к боевым повреждениям и неприхотлив в эксплуатации. На аэродромах Восточного фронта, зимой или в плохую погоду, порой только Hs 123А был единственным самолетом, который мог подняться в небо.

Hs 123A-1

Основные характеристики самолета Хеншель Hs 123A

Двигатель:  
тип BMW 132Dc
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 10,50
Длина самолета, м 8,33
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 24,85
Масса, кг:  
пустого самолета 1500
взлетная 2215
Максимальная скорость, км/ч 341
Скороподъемность, м/с 15
Практический потолок, м 9000
Дальность полета, км:  
с ПТБ 860
с 200 кг бомб 480

Hs 123A-1

Первые самолеты Hs 123А осенью 1936 года стали поступать в группы пикировщиков. Но их работа в этой роли была недолгой, на смену "Хеншелям" пришли немецкие самолеты второй мировой войны Ju 87, а Hs 123А переквалифицированы в штурмовики, именно их применяли в гражданской войне в Испании. Туда в декабре 1936 года прибыли пять самолетов данного типа, к которым позже добавились еще 11 Hs 123А. В Испании использование штурмовиков было признано удачным.

Две штурмовые группы были вооружены самолетами Hs 123А в августе 1938 года, которые расформировали через три месяца. Инструкторская группа II (Schl.)/LG 2 была единственной штурмовой частью люфтваффе накануне второй мировой войны, которая располагала 40 самолетами Hs 123А. Во время Польской кампании, группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, атакуя опорные пункты и скопления войск противника. Было потеряно 3 самолета.

Hs 123А

Группа II(Schl.)/LG 2 с 50 самолетами, из которых исправными были 45, с 10 мая 1940 года поддерживала войска 6-й армии, которая атаковала Бельгию, потом взаимодействовала с танковой группой Клейста, участвовала в бох под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. Группу стали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е после блицкрига на Западе, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А принимал участие в войне против Югославии и Греции.

Hs 123A-1   II./SG 1, Восточный фронт

На начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в составе II(Schl.)/LG 2 вместе с 38 самолетами Bf 109Е находились и 22 Henschel Hs 123А. В начальном периоде войны против Советского Союза "Хеншели" воевали на северном направлении, потом принимали участие в сражениях у Брянска и Вязьмы, битве под Москвой. В январе 1942 года после реорганизации штурмовых частей, Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1, который воевал в Крыму в мае 1942 года, потом действовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта. Летом 1943 года 7./SchlG 1 принимал участие в боях на Курской дуге, а весной 1944 года - в Крыму. Henschel Hs 123 был снят с производства в апреле 1937 года. С вооружения люфтваффе официально не был снят, но из-за больших потерь исчез с фронта осенью 1944 года.

Источники:

  • О.Растренин "Штурмовики люфтваффе.
  • Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
  • В.Котельников "Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны".
  • А.Демин "Воздушные драконы Поднебесной".
  • Д.Хазанов "Поражение люфтваффе под Москвой".