Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Транспортный самолет Армстронг-Уитворт "Албемарл"

Британский двухмоторный транспортный самолет Armstrong Whitworth Albemarle

AlbemarleСамолет "Албемарл" первоначально создавался как средний бомбардировщик AW.41 в соответствии со спецификацией В.9/38 под руководством Дж. Ллойда в КБ фирмы "Армстронг-Уитворт эйркрафт". Данная спецификация предусматривала разработку двухмоторного бомбардировщика с целью замены "Бленхейма" и в ней отдельно оговаривалась максимальная замена в конструкции самолета алюминиевых сплавов (сталью и древесиной). Самолет являлся двухмоторным монопланом смешанной конструкции с двухкилевым оперением, убирающимся трехколесным шасси с носовой стойкой. 20 марта 1940 года поднялся в небо опытный образец под индексом "тип 208". В сентябре 1941 года начато производство самолетов данного типа на заводе "Армстронг-Уитворт" в Хоксли, с переходом в декабре месяце на серийный выпуск.

Armstrong Whitworth Albemarle

Подавляющее большинство из 500 выпущенных самолетов построили в транспортном варианте. В декабре 1944 года Armstrong Whitworth Albemarle был снят с производства.

Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle 3

Самолет представлял собой среднеплан с двухкилевым оперением, оборудованный шасси с носовой стойкой. Силовая установка была выбрана самая мощная из нескольких вариантов - 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Бристоль "Геркулес". В результате испытаний самолет показал низкие летные данные, обусловленные перетяжеленностью конструкции. Но несмотря на это, его приняли на вооружение.

Armstrong Whitworth A.W.41

Основные модификации:

  • "Албемарл" В I - бомбардировщик, двигатели "Геркулес" XI (1590 л.с.). Вооружение - 4х7,7-мм пулемета "Браунинг" в верхней башне, часть самолетов имели два таких же пулемета в нижней установке (по некоторым источникам, нижние установки существовали лишь на прототипах). Масса бомбовой нагрузки - 2040 кг. Экипаж - 6 человек. Изготовлено 42 самолета.
  • "Албемарл" ST.I - переделка B.I в грузовой самолет (введена грузовая дверь справа), выпускались также мало отличавшиеся от них ST.I (SF) (он же "тип 219") - экспортный для СССР без вооружения и GT.I с устройством для буксировки десантных планеров;
  • "Албемарл" GT.II, транспортный самолет-буксировщик планеров специальной постройки, выпускались также
    • GT.IIa, отличавшиеся по оборудованию, и
    • ST.II (без буксировочного устройства);
  • "Албемарл" GT.V и ST.V - усовершенствованные варианты с улучшенным оборудованием и аварийным сливом горючего в полете;
  • "Албемарл" GT.VI и ST.VI с грузовой дверью слева, GT.VI серии 2 имел вооружение 2x7,69, как и у всех ST. VI.

AW.41  Albemarle

Однозначные сведения о боевом применении "Албермарлов" в бомбардировочном варианте отсутствуют. Возможно, бомбардировщики В.I сделали всего один боевой вылет с бомбами - в феврале 1943 года на цели во Франции.

AW.41  Albemarle

Бомбардировщики Армстронг-Уитворт "Албемарл" B.I поступили на вооружение британских ВВС фактически только в августе 1942 года, но не получили широкого распространения. В октябре 1942 года была произведена пробная переделка B.I в военно-транспортный самолет ST.I ("тип 217"). Затем подобную модификацию стали создавать серийно на заводе в Хоксли и мастерских в Лайнехэме и Кембридже. С апреля 1945 года завод строил в массовых количествах буксировщики планеров GT.II. Всего выпустили 572 транспортных "албемарла", в том числе 42 переделанных бомбардировщика.

AW.41  Albemarle

Экипаж состоял из 4 человек (транспорт), 5 человек (бомбардировщик). Моторы - "Геркулес" XI. Вооружение 6x7,69, бомбы до 1500 кг (бомбардировщик), 4x7,69 (варианты GT), 2x7,69 (варианты ST), 1x7,62 (переделка части самолетов ST.I (SF) в СССР). Грузоподъемность вариантов ST и GT - 2100-2400 кг. Транспортные "албемарлы" состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1942 года, в СССР - с марта 1943 года.

Основные характеристики самолета "Албемарл" B.I

Двигатели:  
тип Бристоль "Геркулес" XI
мощность, л.с. 1590
Размах крыла, м: 23,47
Длина самолета, м 18,26
Высота самолета, м 4,75
Площадь крыла, кв. м 74,65
Масса, кг:  
пустого самолета 11 508
взлетная 16 571
Максимальная скорость, км/ч 426
Скороподъемность, м/с 5
Практический потолок, м 5485
Дальность полета, км 2090

Самолет "Албемарл" являлся неудачной машиной, трудный в управлении и с недостаточными летными данными. Использование его в качестве транспортного - вынужденная мера.

Армстронг-Уитворт "Албемарл"

С ноября 1942 года B.I как транспортные самолеты начали летать на трассе до Гибралтара. С января 1943 года в британские ВВС в массовых количествах поступали GT.I и ST.I. С марта их эксплуатировали в Северной Африке. В июне вместе с самолетами модификации II с их помощью высадили на Сицилии комбинированный парашютно-планерный десант. В июле такую же операцию провели в Южной Франции. После этого "албемарлы" принимали участие во всех крупных высадках воздушных десантов: в Нормандии в июне 1944 года, под Арнемом в сентябре, при пересечении Рейна. Линию на Гибралтар Armstrong Whitworth Albemarle обслуживали до марта 1944 года.

Albemarle ST.I

В конце второй мировой войны Albemarle несли службу и в учебных частях. Весной 1943 года СССР получил партию транспортных "албемарлов" (12 единиц), которые использовались 1-й транспортной дивизией ГВФ с целью перевозок срочных грузов в тылу, а ВВС и морской авиацией - в качестве учебных самолетов. Armstrong Whitworth Albemarle работали в Англии до августа 1947 года, в СССР последние самолеты были списаны в конце 1945 года.

Источники:

  • Владимир Котельников. Британский "Обормот".
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
  • Mason, Francis K. The British Bomber since 1914.
  • Tapper, Oliver. Armstrong Whitworth Aircraft since 1913.