Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель Кертисс P-36 Хок

Американский истребитель Curtiss P-36 Hawk

военный самолетЛетом 1934 года главный конструктор фирмы "Кертисс-Райт" Дон Берлин работал у чертежной доски, чтобы создать истребитель, который, как он надеялся, будет лучше, чем у конкурентов. "Модель 75" являлась низкопланом с несущей обшивкой, посадочными щитками с гидроприводом и основными стойками шасси, убираемыми назад вдоль хорды крыла. Колеса поворачивались на 90 градусов, чтобы войти в ниши в крыле. Кабина оснащалась сдвижным фонарем. В носовой части, в компактном капоте малого диаметра, размещался новый двухрядный двигатель "Райт" XR-1670-5 мощностью 900 л.с. (671 кВт). Единственная традиционная составляющая конструкции - вооружение, включавшее один 12.7-мм пулемет и один 7,62-мм пулемет.

Проектировщики во всем мире разрабатывали подобные идеи, и Армия США первоначально выбрала конкурента - самолет "Северский" IXP. Фирма "Кертисс" получила отсрочку и на следующем конкурсе в апреле 1936 года предложила модель 75В с двигателем R-1820-G5 "Циклон" фирмы "Райт" большего диаметра и улучшенной кабиной с дугообразным вырезом на гаргроте за кабиной для обеспечения летчику обзора назад. Армия все еще предпочитала фирму "Северский", заказав ее истребитель Р-35. Все же самолет "Кертисс" имел некоторые хорошие решения, так что последовал заказ на три самолета модели 75 под обозначением Y1P-36, с двухрядным двигателем R-1830 "Дабл Уосп" фирмы "Пратт-Уитни" и новым винтом изменяемого шага "Гамильтон" с гидроприводом. Они были поставлены к весне 1937 года, и армейские летчики-испытатели были в восторге.

боевой самолет

Фотография американского истребителя "Curtiss" Р-36 "Hawk"

Тем временем фирма "Кертисс" также боролась за экспортных заказчиков. Учитывая, что ВВС многих стран еще не готовы ко всем нововведениям, фирма "Кертисс" быстро переделала "Модель 75В" в упрощенный экспортный вариант "Хок 75" с неубираемым шасси. "Хок 75" с самого начала добился успеха. Китай купил даже прототип, помимо основного заказа из 112 машин.

картина с самолетом

Полет военного самолета Второй мировой войны "Кертисс"  Р-36 "Хок"

Другими заказчиками были Таиланд (вариант с 23-мм пушкой "Мадсен" в подкрыльевых гондолах) и Аргентина. Тем временем, после получения хороших результатов на базе Райт-Филд, Авиакорпус Армии США заказал 7 июля 1937 года 210 экземпляров Р-36А - самый большой американский истребительный контракт, начиная с 1918 года.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на истребитель США "Curtiss" Р-36 "Hawk"

В основном Р-36А был неплохим самолетом с хорошими управлением и маневренностью, хотя летные характеристики и огневая мощь уже были превзойдены такими европейскими истребителями, как "Спитфайр" и Bf-109D. Но самым плохим качеством этого самолета являлась низкая надежность: с начала боевого применения весной 1938 года Р-36А имел много отказов, которые неоднократно "приковывали" его к земле.

верхняя проекция самолета

Вид сверху на американский военный самолет "Кертисс"  Р-36 "Хок"

При выполнении контракта на 210 самолетов фирма "Кертисс" провела 81 доработку, чтобы избавиться от недостатков и улучшить истребительные возможности Р-36. ХР-36В был временно оснащен более мощным двигателем "Дабл Уосп". Обозначение Р-36С применялось к последним 30 самолетам с еще более мощным двигателем R-1830-17 "Твин Уосп" мощностью 1200 л.с. (895 кВт) и дополнительным 7,62-мм пулеметом в каждой консоли крыла, чьи боеприпасы размещались в выступающих коробах под крыльями.

нижняя проекция самолета

Вид на фюзеляж истребителя США "Curtiss" Р-36 "Hawk"

Обозначение XP-36D имел самолет № 174 с двумя 12,7-мм пулеметами в фюзеляже и четырьмя пулеметами калибра 7,62-мм в крыле. На ХР-36Е (самолет № 147) в новых крыльевых обтекателях установили восемь 7,62-мм пулеметов. XP-36F (Р-36А № 172) имел датские 23-мм пушки "Мадсен" в подкрыльевых гондолах, каждая с боезапасом 100 снарядов, также, как на таиландских "Хок 75N". Это уменьшило максимальную скорость с 500 до 426 км/ч.

сохранившийся самолет

Самолет "Curtiss" Р-36 "Hawk"  сохранившийся до наших дней

В марте 1941 года фирма "Кертисс-Райт" выкатила 1095-й и последний из серии монопланов "Хок" со звездообразным двигателем. Среди последних заказчиков были Китай ("Хок 75А-5"), Норвегия (75А-6), Нидерланды (75А-7), снова Норвегия (75А-8), Перу (75А-8, переименованные в P-36G) и Иран (75А-9). Большинство самолетов "Хок", участвовавших в боях, управлялись пилотами из Франции, Голландии, Британии и Финляндии, хотя некоторые воевали на Тихом океане в течение первых дней войны с Японией. Вскоре они были переведены в учебные истребители.

Модель
Р-36А
Экипаж, человек
1
Длина, метров
8,7
Размах крыла, метров
11,4
Высота, метров
3,7
Площадь крыла,м2
21,92
Масса пустого, кг
2070
Масса снаряжённого, кг
2667
Максимальная взлётная масса, кг
2700
Силовая установка
"Райт" R-1830-13
Мощность, л.с., кВт
1050 (783)
Крейсерская скорость, км/ч
430
Максимальная скорость км/ч, м
480 на 3000
Скороподьемность, м/мин
762
Практическая дальность, км
1300
Практический потолок, м
10000
Вооружение, пулеметы, мм
4х7,62 и 2х12,7
Бомбовая нагрузка, кг
нет

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Curtiss P-36 Hawk.
  • USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Curtiss P-36.
  • М.Быков "Ястреб" в небе второй мировой".
  • Геннадий Корнюхин. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.