Средний бомбардировщик В-25 Mitchell
В 1938 году Авиакорпус Армии США разработал требования к среднему бомбардировщику. Проектирование такого самолета в инициативном порядке начала компания "Норт Америкен Авиэйшн Инкорпорэйтед"в Инглвуде, Калифорния. По конструкции NA-40 представлял собой двухмоторный трехместный самолет с высокорасположенным крылом и трехколесным шасси, оснащенный двумя звездообразными двигателями "Пратт-Уитни" R-1830-56C3G мощностью 1100 л.с. (821 кВт). "Звездный час" этого прототипа настал, когда в январе 1939 года Пол Бальфур выполнил на нем первый полет. В том же месяце Авиакорпус Армии США выработал требования, которым должен был удовлетворять проектируемый средний бомбардировщик. Эти требования были обнародованы 5 июля того же года. После замены двигателей на "Райт" GR-2600-A71 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), прототип (теперь под именем NA-40B) был представлен на испытания в Райт-Филд в марте 1939 года.
NA-40B был разбит при аварии через две недели после прилета в Райт-Филд, но, тем не менее, успел так понравиться пилотам, что "Норт Америкен" было дано задание продолжать работу, вводя большое количество изменений. Фюзеляж с бомбоотсеком стал вдвое шире, крыло передвинули в среднее положение, соответственно изменился верхний контур фонаря кабины, став заподлицо с верхней линией фюзеляжа. Экипаж был увеличен с трех до пяти человек, как и вооружение. Теперь оно насчитывало три 7,62-мм пулемета в носовой, верхней и нижней огневых точках и один 12,7-мм пулемет в самом хвосте. Новая конструкция, получившая обозначение В-25, еще не была закончена к сентябрю 1939 года, но "Норт Америкен" уже имела контракт (от 10 августа) стоимостью 11 771 000 $ на производство 184 самолетов.
Летные испытания
Первый самолет, предназначенный для статических испытаний, был закончен к июлю 1940 года, а первый полет серийного В-25 был совершен 19 августа. Самолет был оснащен двигателями R-2600-9 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт). Максимальная масса составила 12388 кг - на 3538 кг выше первоначальной массы прототипа NA-40. Первые же испытательные полеты выявили недостаточную путевую устойчивость. Дефект был быстро и эффективно ликвидирован устранением поперечного "V" консолей, что придало В-25 его характерный вид с крылом "чайка". Только на первые девять В-25 (40-2165 до 40-2173) было установлено исходное крыло с постоянным углом "V", следующие 15 имели уже модифицированное крыло, что никак не сказалось на базовых обозначениях.
Фотография среднего бомбардировщика В-25 "Mitchell" в полете
Первые же опыты боевого применения в Европе показали необходимость усиления защиты от огня противника. В 1941 году была проведена модификация многих Американских самолетов под влиянием такого очевидного урока. Следующими самолетами В-25, вышедшими с завода в Инглвуде, были В-25А (NA-62A) с бронезащитой пилотов и протестированными баками. Первыми к их эксплуатации весной 1941 года приступила 17-я бомбардировочная группа (средняя) под командованием подполковника (позже бригадного генерала) Вальтера Р. Пека. Эскадрильи этой группы (34,37 и 95) базировались в аэропорту Лексингтон-Кантри, Южная Каролина. В конце этого года группу перевели на западное побережье США для прибрежного противокорабельного дозора (после японского нападения на Перл-Харбор). Один из Американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-25А 24 декабря потопил японскую подводную лодку.
Средний Американский бомбардировщик В-25 "Mитчелл"
Между тем, первоначальный контракт на серийное производство, выданный в 1939 году, был выполнен в только 1941 году, производством 120 В-25В (кроме одного самолета, номер 40-2243, разбившегося и списанного до поставки). Этот вариант был оснащен верхней и нижней турелями "Бендикс" с электроприводом со спаренными 12,7-мм пулеметами; полная масса взросла до 12909 кг. С расширением производства и планированием выпуска усовершенствованных модификаций, американское правительство смогло предоставить 23 В-25В Великобритании по закону о "ленд-лизе". Однако только один из этих самолетов ("Митчелл" Mk.I по терминологии Королевских ВВС) остался в Великобритании; остальные были отправлены на кораблях в Северную Африку. Организации их эксплуатации в строевых подразделениях мешала нехватка средств обслуживания. В конце 1942 года они были направлены в Индию, где использовались 681-й эскадрильей в Дум-Дум в январе 1943 года. Позднее самолеты выполняли разведывательные полеты над Бирмой и Сиамом. Небольшое количество других бомбардировщиков В-25В было отправлено на кораблях первых конвоев PQ в северные порты России.
Модификация бомбардировщика В-25В боковая проекция
Около 40 средних бомбардировщиков Второй мировой войны В-25В предназначались Нидерландам (для отправки в Голландскую Ост-Индию), но обстановка на юго-западе Тихого океана быстро изменилась не в пользу американцев. В результате все эти самолеты были направлены в 13-ю и 19-ю эскадрильи 3-й бомбардировочной группы ВВС США в Брисбене. Австралия. Командовал группой Роберт Ф. Стрикленд. За девять месяцев 1942 года он дослужился от младшего лейтенанта до полковника. Другие самолеты были направлены в 17-ю бомбардировочную группу (среднюю) для замены первых В-25А.
Модификация бомбардировщика В-25В верхняя проекция
В апреле 1942 года военные самолеты В-25 участвовали в одной из самых отважных операций, когда 16 Американских бомбардировщиков В-25 В осуществили невероятный налет на территорию самой Японии. Использовались самолеты 17-й группы с увеличенным до 4319 литров запасом топлива против стандартных 2627 литров.
Модификация бомбардировщика В-25В нижняя проекция
Этими В-25В управляли добровольцы под командованием подполковника Джеймса Н. Дулитла, одного из выдающихся американских пилотов. Этот человек с 1925 года был победителем гонок на кубок Шнейдера (соревнования на скорость гидросамолетов , а позднее командовал 8-й, 12-й и 15-й ВА ВВС США. Нижняя турель самолета В-25 и бомбардировочный прицел "Норден" были сняты, а в хвосте поставлены два деревянных "пулемета" для декорации. Взлетная масса самолетов составила 14062 кг. На расстояние 1290 км от берегов Японии самолеты доставил авианосец "Хорнет". Дулитл повел свои самолеты в атаку 18 апреля; на малой высоте бомбардировщики вышли на цели в Токио, Кобе, Йокогаме и Нагоя. Все самолеты, участвовавшие в этом рейде, были сбиты или интернированы после вынужденных посадок в России и Китае.
Основные модификации Среднего Американского бомбардировщика В-25 "Mitchell"
Поставки модификации В-25С (в ходе выпуска имевшей множество изменений) начались с конца 1941 года. С основного завода в Инглвуде вышло 1619 самолетов, а 2290 машин, обозначавшихся как B-25D, было выпущено на втором заводе "Норт Америкен" в Далласе (Техас).
Модификация самолета В-25С вид сбоку
На самолете стояли двигатели R -2600-13 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт), имелся автопилот; внешние узлы подвески на фюзеляже позволяли увеличить запас топлива до 4164 литров. В дополнение к этому бак в бомбоотсеке вмещал еще 2214 литров, доводя максимальную взлетную массу до 18000 кг.
Модификация самолета В-25С вид сверху
Максимальная бомбовая нагрузка составляла 2359 кг, из них 1452 кг на внутренней подвеске, а восемь бомб калибра 113,5 кг - на подкрыльевых узлах. В-25С и B-25D могли нести торпеду массой 907 кг на внешней подвеске для атак кораблей. Максимальная скорость этих вариантов составляла 457 км/ч на высоте 4570 м.
Всего в Великобританию было поставлено 455 бомбардировщиков В-25С и 40 B-25D. Они летали под обозначением "Митчелл" Mk.II в 98-й, 180-й, 226-й. 305-й. 320-й и 342-й эскадрильях RAF, базировавшихся в метрополии. Около 182 самолетов В-25С было отправлено в Советский Союз (восемь из них было потеряно в море при перевозке), а также 688 B-25D. Остальные были направлены в Канаду, где использовались главным образом как тренировочные.
Противокорабельные варианты самолета В-25 "Mitchell"
Следующим серийным вариантом бомбардировщика Второй мировой войны был B-25G - развитие прототипа XB-25G, который был переоборудован из серийного самолета В-25С путем установки в носу фюзеляжа стандартной полевой 75-мм пушки армии США. Серийные B-25G (выпущено 405) несли 75-мм пушку М4, стрелявшую снарядами массой 6,81 кг. Самолеты использовались для атак на корабли в Тихом океане. Заряжаемая вручную штурманом-бомбардиром, крупнокалиберная пушка не могла делать более четырех выстрелов за одну атаку:
Американский средний бомбардировщик B-25G в противокорабельном варианте исполнения
Экипаж B-25G из четырех человек не мог успешно выполнять поставленные задачи. В результате после больших изменений появился В-25Н, выпущенный в количестве более 1000 экземпляров. Он был оснащен более легкой 75-мм пушкой, и имел экипаж из пяти человек. В носу фюзеляжа стояло четыре 12,7-мм пулемета, еще четыре располагались по бокам фюзеляжа в обтекателях, по два пулемета было в верхней и кормовой турелях, и еще два - в бортовых установках. Все это, а также бомбовая нагрузка 1361 кг и возможность подвески восьми 127-мм ракет под крылом сделало В-25Н весьма грозным самолетом, успешно применявшимся в операциях против Японцев.
Противокорабельный вариант бомбардировщика B-25G
Основным и наиболее широко применявшимся был вариант B-25J. Машины этой модификации строились на новом заводе в Канзас-Сити (Канзас). Весь выпуск составил 4318 B-25J-NC. Здесь вернулись к экипажу из шести человек и фюзеляжу с застекленным носом без 75-мм пушки. Четыре пулемета в обтекателях были сохранены; верхняя турель переместилась вперед, к самой кабине экипажа. Силовая установка состояла из двух звездообразных двигателей R-2600-29. В 1944 году при анализе действий В-25 на Дальнем Востоке обнаружилось, что большинство атак они производят с малых высот, и бомбардир нужен там все реже. Его кабину зашивали как в полевых условиях, так и позднее, на заводах.
Модификация бомбардировщика В-25J боковая проекция
295 B-25J были закуплены Велнкобртании, 20 из них были переданы ВВС в Северной Африке; в RAF эта модификация была известна как "Митчелл" Mk.III и постоянно эксплуатировались в эскадрильях только в метрополии. Несмотря на большое число построенных самолетов В-25, в составе ВВС США их было не более 2500, что объяснялось поставками в различные дружественные ВВС в течение последних лет войны и некоторое время после нее.
Модификация бомбардировщика В-25J верхняя проекция
Самолеты В-25 также широко использовались ВВС США как разведчики. На первые В-25 (особенно модификации В-25В) кустарным образом, в полевых условиях устанавливались аэрофотоаппараты. Подобные самолеты использовались в 89-й разведывательной эскадрилье в декабре 1941 года, другие использовались в 5-й фоторазведывательной эскадрилье в Средиземноморье в начале 1943 года и в 26-й группе наблюдателей в США.
Специализированный фоторазведывательный вариант F-10, с "веером" из трех аппаратов, расположенных в "бороде" обтекателя, способных давать снимки для триметрографии, появился только в 1943 году (построено 10 машин переделкой B-25D.): все оружие с него было снято, и топливные баки размещались в бомбоотсеке.
В последнем периоде войны с 60 самолетов модификаций В-25С, B-25D, В-25С и B-25J было снято все военное оборудование, и они были переделаны в тренировочные самолеты, получившие сначала обозначение AT, а позднее ТВ. После войны такой же переделке подверглись и оставшиеся B-25J. Более 600 бывших бомбардировщиков эксплуатировалось в ВВС США. Некоторые из них впоследствии стали вариантами ТВ-25К, TB-25L, ТВ-25М и TB-25N.
Модификация бомбардировщика В-25H боковая проекция
Другие были переделаны в качестве транспортных штабных или общего назначения (обозначения СВ, VB и ZB). Начиная с 1946 года, некоторые машины использовались как связные Стратегическим авиационным командованием. Последним, кто летал на самолетах В-25, было тренировочное подразделение базы ВВС Риз, чьи TB-25L и TB-25N использовались для тренировки пилотов до своего официального списания в январе 1959 года.
Третьим крупным пользователем В-25 (после ВВС США и RAF) были ВМС США, следовавшие основным направлениям политики, определенной в 1942 году, в соответствие с которой часть производившихся бомбардировщиков берегового базирования должна была передаваться ВМС. Поставки начались в январе 1943 года; из 50 PBJ-1C первой партии (соответствующих В-25С) 20 самолетов попали в бомбардировочную эскадрилью Корпуса морской пехоты VMB-413. Затем последовали 152 PBJ-1D, один PBJ-1G, 248 PBJ-1H и 255 PBJ-1J (соответствовали армейским модификациям B-25D, B-25G, В-25Н и B-25J).
Множество модификаций самолета Множество модификаций самолета
Модель
|
В-25Н
|
Экипаж, человек
|
5
|
Длина, метров
|
15,54
|
Размах крыла, метров
|
20,60
|
Высота, метров
|
4,80
|
Площадь крыла, м2
|
56,67
|
Масса пустого, кг
|
9061
|
Масса снаряжённого, кг
|
15200
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
16351
|
Силовая установка
|
2х14-цил. "Райт" R-2600-13
|
Мощность, л.с., кВт
|
2х1700 (2х1268)
|
Макс. скорость на высоте км/ч, м
|
443 на 3960
|
Макс. скорость у земли, км/ч
|
нет данных
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
370
|
Боевой радиус, км
|
2170
|
Нормальная дальность, км
|
2173
|
Перегоночная дальность, км
|
4300
|
Практический потолок, м
|
7255
|
Скороподъёмность, м/с
|
4
|
Время набора высоты м/мин
|
4570 за 19
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
270
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
182
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
14х12,7
|
Вооружение, пушки, мм
|
1х75 Т13Е1 (21 снаряд)
|
Вооружение, ракеты, мм
|
8х127
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
1361
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- Владимир Котельников. Бомбардировщик В-25 "Митчелл".
- Squadron/Signal. Ernest R.McDowell. B-25 Mitchell in Actione.
- Котельников В.Р. "Американцы" в России.
< Назад | Вперед > |
---|