Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M

Японский учебно-тренировочный самолет Mitsubishi K3M

тренировочный самолетВ 1928 году Японская фирма Mitsubishi приступила в порядке личной инициативы к разработке одномоторного тренировочного самолета, способного помимо летчика-инструктора принять на борт и до трех-четырех пилотов-учеников. Самолет проектировался английским инженером Гербертом Смитом - бывшим сотрудником "Сопвич авиэйшн". В декабре 1928 года Смит представил на рассмотрение проект самолета конструкции из дерева, получивший фирменное обозначение М-13. Но до постройки прототипа не дошло, так как фирме не удалось заручиться поддержкой Японского Императорского флота.

Проект получил второе рождение в 1929 года, когда Японский Императорский флот заказал два опытных самолета уже по другому проекту Ка-2, представленному сотрудником фирмы Mitsubishi Енгом Хаттори. Hовый самолет представлял собой парасоль с фюзеляжем сварной конструкции и тканевой обшивкой. Двигатель - лицензионный вариант 8-цилиндрового "Испано-Сюиза" жидкостного охлаждения, мощностью 340 л.с., выпускавшийся на фирме Mitsubishi. Самолет получил фирменное обозначение 4MS1, а в Японском военном флоте назывался K3M1.

вид сбоку на самолет

Учебно-тренировочный самолет Японской Императорской армии Mitsubishi K3M

Первый опытный самолет был готов в мае 1930 года и вскоре был облетан пилотом Hакава. В воздухе самолет оказался неустойчивым. Второй опытный самолет полностью повторял конструкцию первого, но третий и четвертый имели большую V-образность крыла, что улучшило устойчивость в полете. Однако самолет все еще страдал от "детских болезней" - двигатель сильно вибрировал, перегревался, поэтому прежде чем принять самолет, флот потребовал поставить на него мотор воздушного охлаждения Hitachi "Амаказе"-11 мощностью 340 л.с.

После этого самолет был запущен в серию под обозначением K3M2 "Учебный самолет морской тип 90 модель 1 ". Самолет кроме Mitsubishi выпускала "Айчи токей денки К.К.". K3M2 вооружался 7,7- мм пулеметом на открытой турели. Пилот также располагался в открытой кабине над крылом, а два курсанта в закрытой кабине под крылом. Самолет имел интересную особенность - специальный противокапотажный "кабан", являющийся как бы продолжением подкосов стоек шасси. Под крылом можно было подвесить дополнительные баки с горючим.

вид сверху на самолет

Учебный самолет морской тип 90 модель 1

В 1933 году Японская Императорская армия также проявила живой интерес к самолету. Специально для нее самолет был перепроектирован Масакиси Мизумо. Самолет стал "конструкцией 7" - Кi-7. Первый опытный самолет для армии был готов в декабре 1933 года. Он получил 475 - сильный двигатель Мицубиси "тип 4" воздушного охлаждения. Кi-7 отличался от своего флотского собрата усиленной моторамой и носовой частью фюзеляжа. Правда, первый опытный самолет был разбит в самом начале испытаний. Второй опытный Кi-7 был оснащен двигателем Hакадзима "Котобуки" мощностью 450 л.с. Hо после потери интереса армии к самолету он был переделан в пассажирский для "Токио коку К.К.". Самолет получил обозначение "гражданский транспортный самолет MS-1" и регистрацию J-BABQ. Его переоснастили на двигатель "Бристоль-Юпитер"-У1 мощностью 420 л.с., а шасси было сменным - поплавки или колеса.

вид спереди на самолет

Mitsubishi K3M

В 1939 году производство флотского варианта самолета было переведено на "Ватанабе теккосо", которая выпускала улучшенный вариант "Учебный самолет морской тип 90 модель 2" (K3M3). Самолет был оснащен двигателем Hакадзима "Котобуки"-2 КАИ-2 мощностью 580 л.с., а киль был увеличенной площади по образцу гражданского варианта. Всего было построено 624 K3M, включая 247 K3M2, выпущенных на Аichi и 301 K3MЗ, выпущенных на Ватанабе. Обе модели самолета K3M2 и K3MЗ интенсивно использовались во время войны для подготовки пилотов, а небольшое количество самолетов было переделано в транспортные К3М3- L. При этом самолет мог перевозить от четырех до пятерых гражданских пассажиров.

Модель
K3M3
Экипаж, человек
2-4
Размах крыла, м
15,78
Длина, м
9,54
Высота, м
3,82
Площадь крыла, м2
34,50
Силовая установка
Nakajima Kotobuki 2
Мощность, л.с
580
Масса пустого, кг
1360
Нормальная взлетная, кг
2200
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
230
Крейсерская скорость , км/час
186
Скороподъёмность, м/мин
526
Практический потолок, м
6390
Практическая дальность, км
790
Вооружение, пулеметы, мм
1х7,7 Тип 92
Вооружение, бомбы, кг
4х30

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J.Francillion "Japanese Aircraft of the Pacific War".