Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Реактивный истребитель наземного базирования Nakajima Kikka

Реактивный бомбардировщик-штурмовик Nakajima JOY-1 Kikka

японский реактивный самолет Осенью 1943 года представителям посольства Японии в Берлине предложили ознакомиться с секретными немецкими реактивными самолетами. Презентация произвела на японцев большое впечатление и они приступили к переговорам о покупке лицензии. Однако согласие на ее приобретение было получено только в марте 1944 года после визита японской делегации к Адольфу Гитлеру. Геринг распорядился предоставить союзникам комплект конструкторской и технологической документации на планеры и двигатели самолетов Мессершмитт Me-262 A-1a и Me-163 В-1a. Кроме того, в соответствии с заключенным соглашением в Японию в сопровождении группы немецких специалистов должны были отправить по одному готовому самолету и по два комплекта запасных частей.

Одна из двух подводных лодок, на которых в Японию перевозили людей и документацию, была потоплена вскоре после выхода в море, вторую такая же участь постигла в районе Филиппин, правда, до этого, в Сингапуре, небольшую часть документации перегрузили в самолет. На базе этой неполной информации фирмами "Исикавадзима-Сибаура", "Накадзима" и "Мицубиси" были разработаны проекты реактивных двигателей Ne-130, Ne-230 и Ne-330 соответственно. Специалисты 1-го авиационного арсенала флота в Йокосуке создали собственный вариант, которому было присвоено обозначение Ne-20. Последний оказался наиболее удачным и именно он был выбран для установки на самолет, проектирование которого проводилось на фирме "Накадзима" параллельно с разработкой двигателя. Создание реактивного истребителя, получившего кодовое обозначение "Мару-Тен". было признано приоритетным направлением. За проектные работы отвечал главный конструктор фирмы Кеничи Мацумура, а ассистировал ему Казуо Оно. Большую помощь разработчикам оказал также командор Экими Ивайя, выезжавший в Германию и имевший возможность познакомиться там с немецкими самолетами. У немецкого реактивного истребителя Второй мировой войны Me-262 японские специалисты позаимствовали только концепцию и компоновочную схему. Таким образом, если не считать внешнего сходства, "Мару-Тен" представлял собой оригинальную конструкцию, создававшуюся в соответствии с требованиями, сформулированными Кайгун Коку Хомбу в рамках программы "Кокуку Хейки Го 2".

японский военный самолет

Экспериментальный японский самолет Nakajima JOY-1 Kikka (Цветок апельсина) вид сбоку

Первоначально предполагалось, что "Мару-Тен" станет самолетом для камикадзе, в связи с чем шасси его было решено не оборудовать (он должен был стартовать со специальной пусковой установки с помощью дополнительных ракетных двигателей), но вскоре от таких планов отказались. Военные пришли к выводу, что в качестве скоростного истребителя-бомбардировщика реактивный самолет будет более полезен. Разработчикам пришлось пересмотреть проект, добавить шасси, которое было позаимствовано у истребителя Мицубиси А6М, усилить бронирование кабины пилота, модифицировать носовую часть фюзеляжа для установки стрелкового вооружения, а также отказаться от рада конструктивных упрощений, характерных для "одноразового" самолета. К этому времени самолет получил обозначение "специальный штурмовик "Кикка", но из-за недоведенности двигателей Nе-12 серии все еще не планировалось.

реактивный самолет периода второй мировой войны

Японский реактивный самолет времен Второй мировой войны Nakajima JOY-1 Kikka (Цветок апельсина) вид спереди

К счастью, удалось получить фотографии немецкого осевого турбореактивного двигателя BMW 003, доставленные уже упомянутым флотским инженером Экими Ивайя. Это позволило японцам разработать уменьшенную копию этого двигателя - Nе-20 тягой в 475 кг. С установкой двух Nе-20 планировалось получить расчетные характеристики, и проект приобрел второе дыхание. 7 августа "Кикка" совершил свой первый полет продолжительностью всего 11 минут, во время которого шасси не убиралось. Во второй раз он должен был подняться в воздух 11 aвгycтa. Погода не благоприятствовала проведению полета, тем не менее отменять его не стали. После включения дополнительных стартовых двигателей летчик-испытатель Такаока потерял контроль над машиной. Подумав, что реактивные двигатели Ne-20 заглохли, он принял решение отказаться oт взлета, однако остановить самолет не успел - тот скапотировал и получил серьезные повреждения. Восстановить машину не успели. Война закончилась, и программа по созданию серии самолетов "Кикка" была закрыта.

реактивный самолет времен второй мировой войны

Военный самолет Nakajima JOY-1 Kikka - первый японский реактивный самолет, созданный во время Второй мировой войны вид сверху

К этому времени был почти готов второй опытный самолет, а еще 18 машин установочной партии (по другим данным - 25) находились на различных стадиях сборки. Пять из них строились в двухместном учебно-тренировочном варианте. Планировалась разработка нескольких вариантов "Кикки", включая двухместный учебный вариант, который должен был стать третьим опытным самолетом Проектировался и невооруженный двухместный разведчик и одноместный истребитель, вооруженный двумя 30-мм пушками "тип 5" и оснащенный двумя двигателями Nе-130 тягой 900 кг или Nе-330 тягой 885 кг.

Модель
Nakajima JOY-1 Kikka
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
10,00
Длина, м
8,125
Высота, м
2,95
Площадь крыла, м2
13,20
Силовая установка
2хТРД He-20
Тяга, кгс
2х475
Масса пустого, кг
2300
Нормальная взлетная, кг
3500
Максимальная взлетная, кг
4080
Макс. скорость, км/час
700
Cкорость у земли, км/час
622
Скороподъёмность, м/мин
385
Практический потолок, м
12000
Практическая дальность, км
940
Вооружение, пулеметы, мм
нет данных
Вооружение, пушки, мм
нет данных
Вооружение, бомбы, кг
500-800

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Edwin M. Dyer. Japanese secret project: experimental aircraft of the IJA and IJN 1939-1945.
  • Kazuhiko Ishizawa, "KIKKA: The Technological Verification of the First Japanese Jet Engine Ne 20".