Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
"Развитие авиационной промышленности" на период 2013-2025 гг.
  

Опубликован проект государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности"

АвиастроениеМинистерство промышленности и торговли Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти России, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Создано 12 мая 2008.

На сайте Минпромторга появился проект государственной программы "Развитие авиапромышленности" на период 2013-2025 гг, который скорректирован с учетом замечаний Минфина, Минэкономразвития, рекомендаций интегрированных структур и профессиональных отраслевых экспертов. Сам проект опубликован в формате PDF (предвариельная версия) и занимает более 380 старниц; в конце этой статьи будет дана ссылка на первоисточник, а сейчас приведем некоторые выдержки из документа.

Государственная программа "Развитие авиационной промышленности" на 2013-2025 годы разработана в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" и постановлением правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития авиационной промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Срок реализации программы 2013-2025 годы

Государственная программа реализуется в три этапа:

  • I этап – 2013–2015 годы
  • II этап – 2016–2020 годы
  • III этап – 2021–2025 годы

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • достижение производительности труда на предприятиях авиационной промышленности в размере 14 496 тыс. рублей на человека в год;
  • достижение 3,2% и 10,9% доли мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном самолетостроении, соответственно;
  • достижение 12,0% и 16,5% доли мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном вертолетостроении, соответственно;
  • за Россией сохранен статус мировой авиационной державы;
  • авиационная промышленность обеспечивает значительный вклад в ВВП, гарантирует значительное число высококвалифицированных рабочих мест и обеспечивает переход экономики России на инновационные рельсы развития;
  • сформированы конкурентоспособные и прибыльные корпорации мирового уровня в ключевых сегментах отрасли авиастроения;
  • потребности Российской Федерации в воздушных судах в значительной степени удовлетворяются отечественными производителями;
  • осуществлен выход на мировой рынок в ключевых сегментах, как на уровне финальных интеграторов и интеграторов 1-го уровня, так и на уровне поставщиков 2–4-го уровня.

Ситуация в сегменте военных самолетов

По итогам 2011 года мировой рынок военной авиации в денежном выражении составил около 19,4% совокупного объема рынка самолетостроения и достиг 21,2 млрд долл. США. Лидерами этого сегмента рынка являются авиастроительные компании США - около 54% рынка по итогам 2011 года (в том числе Boeing - примерно 22%, Lockheed Martin - 21%, Northrop Grumman - 11%). Доля авиастроительных компаний стран ЕС составила примерно 25% (в том числе Eurofighter - около 11% рынка, EADS - 10%, Dassault - 9%), доля Российской Федерации - примерно 20,6% (4,4 млрд долл. США).

Около 80% производимых в России военных самолетов поставляется на экспорт в страны, не входящие в НАТО. В частности, по итогам 2010 года около 73% российского экспорта военных самолетов пришлось на четыре страны: Индия - 47%, Алжир - 11%, Вьетнам - 8%, Китай - 7%. В настоящее время Россия обеспечена заказами на производство военной авиатехники в рамках ВТС. При этом по заключенным контрактам на период 2007-2014 годов основной объем поставок придется на Индию (73%). В то же время вследствие развития национальных программ военного самолетостроения в Китае в долгосрочной перспективе существуют высокие риски сокращения экспортных заказов в рамках ВТС.

Ситуация в сегменте военных вертолетов

По итогам 2011 года мировой рынок военных вертолетов в денежном выражении составил примерно 60% совокупного объема рынка вертолетостроения (около 12,2 млрд долл. США).Данный сегмент рынка поделен между следующими компаниями:

  • Sikorsky (модельный ряд представлен вертолетами UH-60, H-92, MH-60, S-70); доля в денежном выражении - около 31%.
  • "Вертолеты России" ("Ансат-У", Ми-8/17, Ка-31, Ка-52, Ми-26, Ми-8МТВ, Ми-8АМТШ, Ми-28Н и Ми-35М); доля - около 23%.
  • Eurocopter (NH90, EC725, Tiger, AS532, AS565); доля - около 15%.
  • Bell (UH-1Y, AH-1Z); доля - около 11%.
  • Boeing (AH-64 Apache и CH-47 Chinook); доля - около 11%.
  • AgustaWestland (AW159, AW101); доля - около 9%.

В денежном выражении доля производителей из США (Sikorsky, Boeing, Bell) в 2011 году составила около 53%, доля европейских (AgustaWestland, Eurocopter) - около 24%, а доля холдинга "Вертолеты России" - около 23%. В структуре российского экспорта вооружений доля поставок военной вертолетной техники в 2002-2009 годах составила 10,4% (4,6 млрд долл. США). Структура продаж по отдельным категориям военных вертолетов во многом отвечает мировым тенденциям:

  1. первое место занимают многоцелевые вертолеты (3,4 млрд долл. США),
  2. второе - ударные вертолеты (0,6 млрд долл. США), т
  3. ретье - противолодочные вертолеты (0,4 млрд долл. США),
  4. четвертое – тяжелые вертолеты (0,2 млрд долл. США).

К 2025 году объем этого сегмента рынка вертолетостроения вырастет в 2,0 раза, что составит 24,3 млрд долл. США.

Общая характеристика состояния авиационной промышленности

Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации: насчитывая 248 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей, обеспечивая в настоящее время более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны (более 1,1%). При этом для нее неизменными остаются главные задачи – обеспечение безопасности страны и (наряду с другими видами транспорта) территориальной мобильности и межрегиональной интеграции.

В рамках настоящей Программы под авиастроительной отраслью понимается совокупность предприятий финальной интеграции, предприятий – производителей авиационных компонентов для финальной продукции, а также учреждений сферы науки и технологий.

Сфера финальной интеграции включает сегменты самолето- и вертолетостроения, а в сферу авиационных компонентов входят следующие сегменты:

  • авиационное двигателестроение;
  • авиационное приборостроение (авионика);
  • авиационное агрегатостроение.

Все указанные сегменты подробно рассмотрены в соответствующих подпрограммах. Кроме того, в отдельных подпрограммах рассмотрены вопросы малой авиации, а также сфера науки и технологий.В 2011 году объем рынка самолетостроения, включая продукцию военного и гражданского применения, составил 109,5 млрд долларов США. Ожидается, что вслед за ростом мировых пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда (ВС) увеличится до 2025 года почти в 2,9 раза.Крупнейшей страной-производителем в самолетостроении в 2011 году являлись США. Россия практически не была представлена на мировом рынке новых гражданских ВС, и ее доля на рынке самолетостроения составляла 4,8% – в основном благодаря продажам военных самолетов.

Объем рынка вертолетостроения в 2011 году составил 20,3 млрд долл. США. Крупнейшим игроком на нем являются страны ЕС: в 2011 году ими было произведено вертолетов всех видов на сумму 8,8 млрд долл. США (43,3% мирового рынка вертолетостроения). Доля Российской Федерации на этом рынке составляла 16,3%, в основном за счет продаж военных и многоцелевых вертолетов. Объем рынка авиационных двигателей в 2011 году составил 60,1 млрд долл. США, авионики - 21,6 млрд долл. США, авиационных систем и агрегатов - 45,3 млрд долл. США. Крупнейшим производителем в мире на этих рынках являются США: в 2011 году здесь было произведено авиационных двигателей всех видов на сумму 34,6 млрд долл. США (57,6% рынка), авионики – на сумму 15,1 млрд долл. США (70,1% рынка), агрегатов и систем – на сумму 16,1 млрд долл. США (35,5% рынка).

Российская Федерация в этих секторах представлена в основном за счет поставок компонентов для военных применений: ее доля на рынках авиационных двигателей, авионики, агрегатов и систем в 2011 году составила соответственно 2,1%, 11,2% и 2,3%. Объем выручки отрасли авиастроения Российской Федерации в 2011 году составил 608 140 млн рублей, из них:

  • выручка промышленных предприятий – 412 847 млн рублей;
  • выручка научных организаций – 140 802 млн рублей;
  • выручка прочих предприятий и организаций – 54 490 млн рублей.

Численность занятых в отрасли авиастроения Российской Федерации в 2011 году составила 407,5 тыс. человек, в том числе на промышленных предприятиях - 307,7 тыс. человек, а производительность труда на одного работающего - 1271,5 тыс. руб. (для справки - 43,3 тыс. долл. США) в год. При этом в США производительность труда в отрасли в 2010 году составляла 432 тыс. долл. США/чел., а в странах ЕС (в 2008 году) - 341 тыс. долл. США/чел. Объем мирового рынка авиационной продукции по итогам 2011 года достиг примерно 256,7 млрд долл. США. При этом около 64% указанной суммы приходится на гражданский сегмент. К 2025 году объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, что составит 543,3 млрд долл. США. При этом около 68% указанной суммы придется на гражданский сегмент. Доля российских производителей авиационной продукции в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 % и 11,9% в гражданском и военном сегментах соответственно. Производительность труда на предприятиях отрасли авиастроения к 2025 году достигнет значения 14 496 тыс. рублей на человека в год.

Объем бюджетных ассигнований государственной программы (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2025 годы:

  • 1 204 671 642,96 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета.

В том числе:

  • 2013 год – 78 304 053,80 тыс. рублей
  • 2014 год – 107 027 803,30 тыс. рублей
  • 2015 год – 123 520 218,40 тыс. рублей
  • 2016 год – 156 393 299,76 тыс. рублей
  • 2017 год – 166 861 618,85 тыс. рублей
  • 2018 год – 145 992 436,46 тыс. рублей
  • 2019 год – 98 361 927,58 тыс. рублей
  • 2020 год – 77 240 785,00 тыс. рублей
  • 2021 год –54 818 044,71 тыс. рублей
  • 2022 год – 53 935 884,96 тыс. рублей
  • 2023 год – 49 684 771,71 тыс. рублей
  • 2024 год – 46 665 989,53 тыс. рублей
  • 2025 год – 45 864 808,91 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 1 "Самолетостроения" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013-2025 годы:

  • 85 338 373,15 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета.

В том числе:

  • 2013 год – 9 092 218,40 тыс. рублей
  • 2014 год – 8 592 218,40 тыс. рублей
  • 2015 год – 8 092 218,40 тыс. рублей
  • 2016 год – 15 908 702,31 тыс. рублей
  • 2017 год – 12 240 029,63 тыс. рублей
  • 2018 год – 10 371 063,60 тыс. рублей
  • 2019 год – 8 054 537,93 тыс. рублей
  • 2020 год -– 6 768 654,78 тыс. рублей
  • 2021 год – 1 898 729,72 тыс. рублей
  • 2022 год – 1 080 000,00 тыс. рублей
  • 2023 год – 1 080 000,00 тыс. рублей
  • 2024 год – 1 080 000,00 тыс. рублей
  • 2025 год – 1 080 000,00 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 2 "Вертолетостроения" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2025 годы:

  • 26 237 567,85 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета.

В том числе:

  • 2013 год – 0 тыс. рублей
  • 2014 год – 0 тыс. рублей
  • 2015 год – 0 тыс. рублей
  • 2016 год – 5 199 770,82 тыс. рублей
  • 2017 год – 5 550 797,03 тыс. рублей
  • 2018 год – 6 500 000,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 5 100 000,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 3 887 000,00 тыс. рублей
  • 2021 год – 0 тыс. рублей
  • 2022 год – 0 тыс. рублей
  • 2023 год – 0 тыс. рублей
  • 2024 год – 0 тыс. рублей
  • 2025 год – 0 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 3 "Авиационное двигателестроение" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 53 345 971,06 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 2 912 745,40 тыс. рублей
  • 2014 год – 4 813 697,20 тыс. рублей
  • 2015 год – 1 525 700,00 тыс. рублей
  • 2016 год – 5 363 411,00 тыс. рублей
  • 2017 год – 6 313 880,00 тыс. рублей
  • 2018 год – 4 456 341,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 4 676 267,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 4 962 633,21 тыс. рублей
  • 2021 год – 4 687 004,98 тыс. рублей
  • 2022 год – 4 446 633,54 тыс. рублей
  • 2023 год – 2 595 120,71 тыс. рублей
  • 2024 год – 3 160 967,15 тыс. рублей
  • 2025 год – 3 431 569,87 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 4 "Авиационное агрегатостроение" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 28 720 041,20 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 0 тыс. рублей
  • 2014 год – 0 тыс. рублей
  • 2015 год – 0 тыс. рублей
  • 2016 год – 2 856 560,00 тыс. рублей
  • 2017 год – 3 444 474,00 тыс. рублей
  • 2018 год – 3 326 822,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 2 511 968,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 2 673 528,20 тыс. рублей
  • 2021 год – 2 846 122,20 тыс. рублей
  • 2022 год – 2 622 972,20 тыс. рублей
  • 2023 год – 2 568 306,20 тыс. рублей
  • 2024 год –2 444 160,20 тыс. рублей
  • 2025 год – 3 425 128,20 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 5 "Авиационное приборостроение" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 23 480 000,00 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 0 тыс. рублей
  • 2014 год – 0 тыс. рублей
  • 2015 год – 0 тыс. рублей
  • 2016 год – 2 856 560,00 тыс. рублей
  • 2017 год – 3 444 474,00 тыс. рублей
  • 2018 год – 3 326 822,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 2 511 968,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 2 673 528,20 тыс. рублей
  • 2021 год – 2 846 122,20 тыс. рублей
  • 2022 год – 2 622 972,20 тыс. рублей
  • 2023 год – 2 568 306,20 тыс. рублей
  • 2024 год – 2 444 160,20 тыс. рублей
  • 2025 год – 3 425 128,20 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 6 "Малая авиация" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 9 100 000,00 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 0 тыс. рублей
  • 2014 год – 0 тыс. рублей
  • 2015 год – 0 тыс. рублей
  • 2016 год – 570 000,00 тыс. рублей
  • 2017 год – 1 080 000,00 тыс. рублей
  • 2018 год – 1 520 000,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 1 430 000,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 1 350 000,00 тыс. рублей
  • 2021 год – 1 150 000,00 тыс. рублей
  • 2022 год – 600 000,00 тыс. рублей
  • 2023 год – 600 000,00 тыс. рублей
  • 2024 год – 400 000,00 тыс. рублей
  • 2025 год – 400 000,00 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 7 "Авиационная наука и технологии" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 216 441 700,00 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 0 тыс. рублей
  • 2014 год – 0 тыс. рублей
  • 2015 год – 0 тыс. рублей
  • 2016 год – 12 857 700,00 тыс. рублей
  • 2017 год – 14 268 700,00 тыс. рублей
  • 2018 год – 16 195 700,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 21 097 700,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 22 335 000,00 тыс. рублей
  • 2021 год – 26 317 300,00 тыс. рублей
  • 2022 год –26 782 300,00 тыс. рублей
  • 2023 год –26 247 300,00 тыс. рублей
  • 2024 год –25 270 000,00 тыс. рублей
  • 2025 год –25 070 000,00 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 8 "Обеспечение реализации государственной программы" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 5 000 000,00 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 0 тыс. рублей
  • 2014 год – 0 тыс. рублей
  • 2015 год – 0 тыс. рублей
  • 2016 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2017 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2018 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2019 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2020 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2021 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2022 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2023 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2024 год – 500 000,00 тыс. рублей
  • 2025 год – 500 000,00 тыс. рублей

Из них объем бюджетных ассигнований ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года" (в ценах соответствующих лет) составляет:

2013–2015 годы:

  • 135 874 752,70 тыс. рублей – за счет средств федерального бюджета

В том числе:

  • 2013 год – 41 929 290,00 тыс. рублей
  • 2014 год – 45 523 962,70 тыс. рублей
  • 2015 год – 48 421 500,00 тыс. рублей

На сайте Минпромторга можно прочитать полную версию проекта государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" - Минпромторг