Первая в истории нашей авиации и ВМФ посадка истребителя Су-33 на палубу авианесущего крейсера совершена 1 ноября 1989 года
Сегодня, 1 ноября 2014 года, исполняется 25 лет со дня, когда была совершена первая посадка истребителя на палубу "Тбилиси" (в нашем время - авиакрейсер "Адмирал Кузнецов"). Первая в истории отечественной авиации и Военно-морского флота. В октябре 1989 года проводились тренировочные полеты, во время которых самолеты выходили на глиссаду (фр. glissade - "скольжение" - вертикальная проекция траектории полета летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой) и имитировали посадку. Сначала расстояние до палубы составляло десятки метров, потом проходили над ней на высоте двух-трех метров, затем касались палубы шасси, прокатывались по всей ее длине и вновь уходили в воздух. Летчик-испытатель Виктор Пугачев первым совершил такую пробежку.
1 ноября около 13:00 "В. Пугачев поднял самолет с аэродрома 'Саки' (Крым) и после нескольких проходов над палубой, а затем и ее касания с заходом на второй круг, совершил мастерскую посадку. В декабре этого же года Герою Советского Союза В. Пугачеву было присвоено звание 'Заслуженный летчик-испытатель СССР'", - отмечается в сообщении ОАО "Компания "Сухой".
Советский/российский палубный истребитель четвертого поколения Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) разработан для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова. Работы по созданию Cу-33 (Су-27К) велись с 1971 года. За десять лет разработали три варианта самолета, предусматривающие создание машины с трамплинным взлетом и посадкой с зацеплением за трос аэрофинишера, для палубного базирования на авианосцах проектов 1160 и 1153. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27 с учетом специфики палубного базирования.
В 1986-87 были построены первые два опытных самолета Су-27К. 17 августа 1987 года самолет, управляемый летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым, впервые поднялся в воздух. Вторая опытная машина выполнила первый полет 22 декабря 1987 года. Производство установочной партии Су-27К началось на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина с 1989 года. Первый серийный самолет Т-10К-3 был построен в начале 1990 года. Его облет состоялся 17 февраля 1990 года (летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Игорь Вотинцев). До конца 1990 года построили 6 самолетов, которые приняли участие в программе государственных летных испытаний, стартовавших в марте 1991 года (1991-1994 гг.).
Первая партия корабельных истребителей была передана авиации Северного флота в апреле 1993 года. Самолеты вошли в состав 279 корабельного истребительного авиаполка, в котором к августу 1994 года насчитывалось 24 серийные машины. Самолет Су-27К принят на вооружение под обозначением Су-33 31 августа 1998 года.
Спойлер: Основные характеристики самолетаСпойлер: Основные характеристики самолетаСравнение самолетов
Су-33
Су-33 | |
---|---|
Страна | Россия |
Принят на вооружение | 1998 |
Масса пустого, кг | 19600 |
Масса боевой нагрузки, кг | 6500 |
Пушка | 1 х 30 мм ГШ-30-1 |
Макс. взлетная масса, кг | 33000 |
Силовая установка | 2хАЛ-31Ф 3-й серии |
Макс. скорость, км/ч | 2300 |
Практический потолок, м | 17000 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) | 3000 |
МиГ-29К
МиГ-29К | |
---|---|
Страна | Россия |
Принят на вооружение | 2013 |
Масса пустого, кг | 12700 |
Масса боевой нагрузки, кг | 4500 |
Пушка | 1 х 30 мм ГШ-30-1 |
Макс. взлетная масса, кг | 22400 |
Силовая установка | 2хРД-33МК |
Макс. скорость, км/ч | 2300 |
Практический потолок, м | 17500 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) | 2000 |
Super Hornet
Boeing F/A-18E/F Super Hornet | |
---|---|
Страна | США |
Принят на вооружение | 1999 |
Масса пустого, кг | 13387 |
Масса боевой нагрузки, кг | 6000 |
Пушка | 1 х 20 мм М61А1 Вулкан |
Макс. взлетная масса, кг | 21320 |
Силовая установка | 2хGeneral Electric F414-GE-400 |
Макс. скорость, км/ч | 1915 |
Практический потолок, м | 5240 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) | 2003 |
F-14 Tomcat
Grumman F-14 Tomcat | |
---|---|
Страна | США |
Принят на вооружение | 1974 |
Масса пустого, кг | 18191 |
Масса боевой нагрузки, кг | 6500 |
Пушка | 1 х 20 мм М61А1 Вулкан |
Макс. взлетная масса, кг | 33720 |
Силовая установка | 2хGeneral Electric F110-GE-400 |
Макс. скорость, км/ч | 2485 |
Практический потолок, м | 16150 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) | 2960 |
Rafale M
Dassault Rafale M | |
---|---|
Страна | Франция |
Принят на вооружение | 2004 |
Масса пустого, кг | 10000 |
Масса боевой нагрузки, кг | |
Пушка | 1 х 30 мм Nexter DEFA 791B |
Макс. взлетная масса, кг | 24500 |
Силовая установка | 2хSNECMA M88-2-Е4 |
Макс. скорость, км/ч | 1900 |
Практический потолок, м | 15240 |
Практ. дальность, км (без ПТБ) | 1800 |
Самолет Су-33 - одноместный корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения (для ангарного хранения); оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете. Су-33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Особенности Су-33:
- улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счет увеличения площади, применения механизации и ПГО;
- увеличение тяговооруженности самолета для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер;
- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями;
- установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолета топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования;
- применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца;
- обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами;
- увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолета в одном боевом вылете;
- складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолета и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца;
- применение защиты от коррозии конструкции и систем самолета для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата;
- возможность эффективной работы по надводным целям.
Читайте также:
- Три новых памятника самолетам "Сухого";
- Поставлены новые истребители Су-27СМ(3);
- Китайский клон российских истребителей Су-30;
- Истребители Су-27 прикрывают ТОФ.
< Назад | Вперед > |
---|