Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Штурмовик Breda Ba.65

Итальянский штурмовик Бреда Ba.65

Вторая Мировая война дала этому самолету новый шанс.

ШтурмовикШтурмовик Бреда Ба.65 применялся Военно-воздушными силами Италии в ходе Гражданской войны в Испании и во время Второй мировой войны. Кроме того, эти самолеты поставлялись в Ирак, Чили, Португалию. Самолет мог выполняться в одно- и двухместных вариантах, и оснащаться разными двигателями. Breda 65 являлся достаточно интересным примером создания многоцелевого самолета поля боя (вначале его пытались использовать в качестве истребителя), но уже в начале Второй мировой летные характеристики машины, которые явно не улучшал выбор силовой установки, были недостаточными. В итоге, Бреда Ba.65 лишь эпизодически участвовал в боевых действиях в Северной Африке.

Концепция самолета-штурмовика, которую фактически начали отрабатывать на "Капрони" АР.1 и "Бреда" Ва.64, была разработана итальянским полковником, авиатором А. Мечоцци (Amedeo Mecozzi) в начале 30-х годов ХХ века; машина предназначалась для нанесения ударов по целям противника на удалении до 300 км за линией фронта. Самолет должен был обладать хорошими маневренными и скоростными характеристиками, чтобы противодействовать истребителям врага, поскольку планировалось, что новые самолеты смогут работать без прикрытия своими истребителями.

Самолеты "Капрони" АР.1 и "Бреда" Ва.64 появились в 1933-1934 гг., но скоростные характеристики этих машин считались недостаточными. Поэтому фирма Breda взялась за разработку нового самолета, работы по которому возглавили А. Парано (Antonio Parano) и Дж. Панцери (Giuseppe Panzeri). Breda 65 являлся цельнометаллическим одномоторным монопланом с убирающимся шасси. Кроме того, в зависимости от пожеланий заказчика машина могла оснащаться моторами разных типов, и выполняться в одноместном и двухместном вариантах.

Breda Ba.65

В сентябре 1935 года вышел на испытания прототип самолета, оборудованный 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14K. А в июне 1936 года начались поставки серийных самолетов. В период до июля 1939 года было построено 263 самолета данного типа.

Бреда Ba.65 в разных вариантах
Шутрмовик Breda Итальянские штурмовики
Шутрмовик Итальянские штурмовики Бреда
Шутрмовик Ba.65bisL
Кликните на изображение для увеличения

Среди основных модификаций можно назвать (иногда используют такие обозначения, как Ba.65bis, Ba.65bisL, и Ba.65М - переделка в пикирующий бомбардировщик):

  • Ва.65 с двигателем К14 (лицензионный GR 14К, которая производила фирма "Изота-Фраскини", мощностью 880 л.с), построен 81 самолет. Вооружение включало два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета в крыле, а в 2-местных самолетах - дополнительно в верхней установке устанавливался один 7,7-мм пулемет. Бомбовая нагрузка составляла 400 кг: четыре 100-кг или, четыре 50-кг бомбы, или же 168 2-кг бомб в четырех кассетах).
  • Ва.65 - оснащен 18-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Fiat A.80, мощностью 1000 л.с. Строился с 1937 года. До июля 1939 года выпущено 162 самолета, в том числе 15 для Ирака и 10 для Португалии.
  • Ва.65 - оборудован 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC40, мощностью 1000 л.с. Построено 20 машин, из которых 17 1-местных и 3 2-местных для Чили.

Самолет Ва.65

1-местный с К14

Основные ЛТХ самолетов Ba.65
  1-местный с мотором К14
Двигатель, тип Изота-Фраскини К14
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 12,10
Длина самолета, м 9,53
Высота самолета, м 2,95
Площадь крыла, кв. м 23,50
Масса, кг:  
пустого самолета 2215
взлетная 2765
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 357
Практический потолок, м  
Дальность полета, км 515

2-местный с К14

Основные ЛТХ самолетов Ba.65
  2-местный с мотором К14
Двигатель, тип Изота-Фраскини К14
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 12,10
Длина самолета, м 9,53
Высота самолета, м 2,95
Площадь крыла, кв. м 23,50
Масса, кг:  
пустого самолета  
взлетная 3315
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 347
Практический потолок, м  
Дальность полета, км  

1-местный с А.80

Основные ЛТХ самолетов Ba.65
  1-местный с мотором А.80
Двигатель, тип Фиат А.80
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 11,90
Длина самолета, м 9,89
Высота самолета, м  
Площадь крыла, кв. м  
Масса, кг:  
пустого самолета 2500
взлетная 3150
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 430
Практический потолок, м 6300
Дальность полета, км 545

Ва.65 с двигателем К14

Спойлер: Более подробные характеристики самолетов

Breda 65 К14 monoposto

  Breda 65 К 14 fc
(monoposto)
(single-seat)
Motore I.F. К 14
Engine  
Potenza di decollo CV/giri/m 880
Take-off power hp/rpm 868
Apertura alare m 12,100
Wing span ft 39,6
Lunghezza in linea di volo m 9,530
Length (flight line) ft 31,2
Lunghezza semiala destra m 4,625
Right wing length ft 15,1
Lunghezza semiala sinistra m 4,525
Left wing length ft 24,8
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) 2,950
Central plan length ft 9,6
Peso a vuoto kg 2.215
Empty zveight lbs 4,884
Carico utile kg 550
Useful load lbs 1,222
Peso totale kg 2765
Loaded weight lbs 6,096
Velocita max al livello del mare km/h 357
Maximum speed, sea level mph 222
Autonomia km 515
Range miles 320

Breda 65 К14 biposto

  Breda 65 К 14 fc
(biposto)
(two-seat)
Motore I.F. К 14
Engine  
Potenza di decollo CV/giri/m 880
Take-off power hp/rpm 868
Apertura alare m 12,100
Wing span ft 39,6
Lunghezza in linea di volo m 9,530
Length (flight line) ft 31,2
Lunghezza semiala destra m 4,625
Right wing length ft 15,2
Lunghezza semiala sinistra m 4,525
Left wing length ft 14,8
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) 2,950
Central plan length ft 9,6
Peso a vuoto kg 2.215
Empty zveight lbs 4,884
Carico utile kg 1.100
Useful load lbs 2,425
Peso totale kg 3.315
Loaded weight lbs 7,309
Velocita max al livello del mare km/h 347
Maximum speed, sea level mph 226
Autonomia km 850
Range miles 528

Breda 65 A80

  Breda 65 A 80
(monoposto)
(single-seat)
Motore Fiat A 80
Engine  
Potenza di decollo CV/giri/m 1.000
Take-off power hp/rpm 986
Apertura alare m 11,900
Wing span ft 39
Lunghezza in linea di volo m 9,889
Length (flight line) ft 32,4
Lunghezza semiala destra m 4,425
Right wing length ft 24,5
Lunghezza semiala sinistra m 4,525
Left wing length ft 14,8
Lunghezza pianetto alare centrale m (compresa fusoliera) 2,950
Central plan length ft 9,6
Peso a vuoto kg 2.500
Empty zveight lbs 5,511
Carico utile kg 650
Useful load lbs 1,433
Peso totale kg 3.150
Loaded weight lbs 6,944
Velocita max al livello del mare km/h 352
Maximum speed, sea level mph 229
Autonomia km 544
Range miles 338


Спойлер: Более подробные характеристики самолетов

Вначале Breda 65 поступили на вооружение в 5-й и 50-й штурмовые стормо ВВС Италии. Начиная с апреля 1937 года, 23 самолета, из которых 17 с моторами К14 и шесть с А.80, были доставлены в Испанию. Попытка использовать Ва.65 в качестве истребителя успехом не увенчалась (был сбит один бомбардировщик СБ), а штурмовиками эти самолеты оказались неплохими. Когда боевые действия завершились, 11 самолетов передали франкистским ВВС.

Самолет в Испании

К 1939 году Breda 65 находились только в 50-м стормо, который в начале года передислоцировали в Ливию. Когда Италия вступила во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года в частях уже не было ни одного штурмовика Ва.65, поскольку все они находились в Ливии и в Италии, ожидая разборки на лом. Однако, этого не произошло как раз из-за войны. Ва.65 отремонтировали, и летом 1940 года они поступили на вооружение двух эскадрилий 50-го стормо и сразу вступили в бой. В основном Ва.65 применялись над полем боя, хотя порой привлекались и для атак целей в глубине территории противника. В сентябре Breda 65 осуществляли поддержку итальянского наступления на Сиди-Баррани, в декабре - старались сдержать британский контрудар. Самолеты несли потери, но кроме боевых, серьезными были и небоевые потери, поскольку двигатели А.80 изначально были спроектированы для бомбардировщиков, а на штурмовиках, работающих на низкой высоте, были подвержены воздействию пыли и быстро выходили из строя. 28 января 1941 года был зафиксирован последний боевой вылет Breda 65.

Иракский самолет

В Ираке Breda 65 поступили на вооружение 5-й АЭ, которая весной 1941 года участвовала в мятеже Рашида Али. Эти самолеты совершили несколько вылетов против британских войск. Потери были серьезными, в подразделении осталось только два таких штурмовика. В декабре 1938 года Ва.65 получили Чили, самолеты вошли в состав 4-й авиагруппы. Однако, целый ряд катастроф и аварий сопровождали освоение самолетов, что вызвало критику в СМИ. В результате Breda 65, хотя официально и сняты с вооружения в 1946 году, в реальности же летали до 1941 года, а потом уже не использовались. Ва.65 Португалии летали тоже мало, так как 15.02.1941 года все самолеты были уничтожены обрушившейся из-за урагана крышей ангара.

Самолет Чили

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Garello, Giancarlo Breda Ba 65;
  • Андрей Крумкач. Многоцелевой бомбардировщик Breda Ba.65;
  • Ali d'Italia 7: Breda Ba 65;
  • Michael J.H.Taylor " Jane's Encyclopedia of Aviation".