Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Учебно-тренировочный самолет УТИ-4

Поликарпов УТИ-4 (И-16 тип 15) - двухместная учебно-тренировочная версия истребителя И-16

Учебно-тренировочный самолетНаиболее массовым вариантом И-16 являлся учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. За время серийного производства было построено около 3400 самолетов данного типа (в различных источниках это число несколько отличается, возможно, приведенная ниже таблица несколько прояснит ситуацию). На самолет УТИ-4 устанавливались двигатели М-25А и М-25В, машина конструктивно во многом повторяла И-16 тип 5 без вооружения. УТИ-4 использовался для переучивания летчиков в Испании и Китае, а подготовка советских летчиков на этих самолетах продолжалась вплоть до 1946 года.

УТИ-4

По причине отсутствия пулеметов, на центроплане не было люков для их обслуживания. Элероны увеличенного размаха, механизм дифференциального опускания на посадке не использовался, посадочные щитки не монтировались. Ручное управление самолетом и двигателем двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси оборудованы в задней кабине. Поскольку радиостанции на УТИ-4 не было, то для связи между инструктором и учеником был предусмотрен стандартный переговорный аппарат, являвшийся системой трубок с раструбами.

Учебно-тренировочный самолет УТИ-4

Во время серийного производства УТИ-4 подвергался некоторым доработкам. Самолеты с двигателями М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменили на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией - на костыль с маслянопневматической амортизацией. Небольшие центропланные бензобаки емкостью по 39 литров каждый устанавливались, начиная с самолета №1521109. При этом общий запас топлива составлял 220 литров.

Перед самым началом Второй мировой войны, в августе 1939 года, были проведены испытания на дальность УТИ-4 со взлетным весом 1503 кг и 150 кг топлива (летчик Фролов, наблюдатель Михайлов, самолет №15210Ж81). При этом дальность полета самолета составила 420 км, полетное время 1 час 18 минут.

УТИ-4

С 1 января 1939 года самолеты УТИ-4 стали выпускать с электрооборудованием для ночных полетов и неубираемым шасси. УТИ-4 с винтом АВ-1, лопасти которого постоянно устанавливались в фиксированное положение, прошел испытания летом 1940 года. Для воздушного винта диаметром 2,8 м с шириной лопасти 220 мм, опытным путем определили наиболее эффективный угол разворота лопастей - 32°. Такое положение являлось оптимальным при проведении учебных полетов, полетов по кругу и простого пилотажа.

Учебно-тренировочный самолет

К осени 1940 года учебные заведения ВВС насчитывали 1047 самолетов УТИ-4 М-25 и 22 УТИ-2 М-22, в авиации ВМФ было 129 УТИ-4 М-25 и 3 самолета УТИ-2 М-22. В 1939 году с целью увеличения выпуска самолетов в авиапромышленность передали некоторые предприятия из других отраслей народного хозяйства. Так, во владение НКАП поступил автосборочный завод "РАЗ" в Ростове-на-Дону, который ранее занимался сборкой нижегородских грузовиков. Заводу, получившему № 458, предстояло выпускать учебно-тренировочные истребители УТИ-4. В 1940 году в Ростов-на-Дону с авиазавода № 21 начала поступать техническая документация, оснастка и комплекты деталей для производства УТИ-4. В марте 1941 года был налажен полноценный выпуск самолетов. В помощь новому авиазаводу выделили Ростовскую фабрику имени Урицкого (изготовление фюзеляжей) и завод № 457 в городе Запорожье (шасси).

Серийное производство И-16 с 1934 по 1942 годы

34

Завод 1934
№39 Москва 50
№21 Н. Новгород  
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 50

35

Завод 1935
№39 Москва 4
№21 Н. Новгород 527
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 531

36

Завод 1936
№39 Москва 4
№21 Н. Новгород 902
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 906

37

Завод 1937
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 1881
№153 Новосибирск 6
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 1887

38

Завод 1938
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 1070
№153 Новосибирск 105
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 1175

39

Завод 1939
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 1571
№153 Новосибирск 264
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 1835

40

Завод 1940
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 2207
№153 Новосибирск 503
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 2710

41

Завод 1941
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 336
№153 Новосибирск 423
№458 Ростов-на-Дону 356
Всего 1115

42

Завод 1942
№39 Москва  
№21 Н. Новгород  
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону 83
Всего 83

Всего

Завод Всего
№39 Москва 58
№21 Н. Новгород 8494
№153 Новосибирск 1301
№458 Ростов-на-Дону 439
Всего 10292

В начале Великой Отечественной войны авиазавод № 458 был эвакуирован в Баку, где производство УТИ-4 продолжилось. До эвакуации в Ростове-на-Дону было выпущено 310 УТИ-4, еще 146 самолетов подверглись капитальному ремонту. До конца 1941 года на новом месте построили 46 учебных самолетов.

Захваченные УТИ-4
Захваченный самолет Захваченный самолет
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

Производство И-16 по типам согласно заводским отчетам:

4

Год 1934
Тип 4 41
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4)  
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

5

Год 1935
Тип 4 464
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2) 224
Тип 15 (УТИ-4)  
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

6

Год 1936
Тип 4  
Тип 5 861
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2) 27
Тип 15 (УТИ-4)  
тип 17 27
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

7

Год 1937
Тип 4  
Тип 5 16652
Тип 10  
Тип 12 10
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 206
тип 17 314
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

8

Год 1938
Тип 4  
Тип 5 1693
Тип 10  
Тип 12 12
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 352
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

9

Год 1939
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10 508
Тип 12 22
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 635
тип 17  
тип 18 177
тип 24 155
тип 27 59
тип 28 16
тип 29  

0

Год 1940
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10 426
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 1103
тип 17  
тип 18  
тип 24 7605
тип 27  
тип 28 2776
тип 29 570

1

Год 1941
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 1016
тип 17  
тип 18  
тип 24 19
тип 27  
тип 28  
тип 29 80

2

Год 1942
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 83
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

Всего

Год Всего
Тип 4 5051
Тип 5 2695
Тип 10 934
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2) 49
Тип 15 (УТИ-4) 3395
тип 17 341
тип 18 177
тип 24 934
тип 27 59
тип 28 293
тип 29 650

В конце года в Баку подготовили модификацию И-16 - боевой вариант УТИ-4, получивший обозначение тип 15Б (боевой). Учебно-тренировочный самолет был доработан:

  • В центроплане установили два крупнокалиберных несинхронных пулемета Березина (БК).
  • Под крылом оборудовали шесть установок для реактивных снарядов РС-82 (по три с каждой стороны) и бомбодержатели для 50 кг бомб (по одному держателю с каждой стороны).
  • Для стрельбы и бомбометания в передней кабине устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1А.
  • Задняя кабина в случае боевого применения закрывалась дюралевым колпаком.
УТИ-4
УТИ-4Б (Тип 15Б) УТИ-4 (Тип 15)
УТИ-4Б (Тип 15Б) УТИ-4 (Тип 15)
Кликните на изображение для увеличения

Испытания боевого варианта УТИ-4 проходили на аэродроме 480-го авиаполка в Кишлы и в 266-м авиаполку в Шехикай в 60-ти километрах от Баку. В январе 1942 года отмечалось, что тип 15 Б по мощности вооружения превосходит все другие типы самолетов И-16, диапазон использования истребителя расширился, имеется возможность переоборудовать ранее построенные УТИ-4.

83 самолета УТИ-4 построили в Баку в 1942 году, точное количество УТИ-4 тип 15Б среди них не установлено. Далее завод № 458 был объединен с другими эвакуированными предприятиями.

ТТХ основных серийных типов самолетов И-16:

4

Наименование тип 4
Год 1935
Размах, м 9.000
Высота, м 3,250
Длина, м 5,860
Двигатель М-22
Мощность, л.с. 480
на высоте, м 0
Нагрузка, кг/м2 93.1
Полетный вес, кг 1354
Вес пустого, кг 961
Скорость,км/ч  
Н=0 362
Н Расчетная 346
на высоте, м 3000
посадочная 107
Время набора  
Н=3000 м, мин 4.4
Н=5000 м, мин 9.9
Практический потолок, м 7440
Дальность, км 680
Время виража, сек 12-14
Вооружение 2ШКАС
.
Разбег, м
Пробег, м

5

Наименование тип 5
Год 1936
Размах, м 9.000
Высота, м 3,250
Длина, м 5.985
Двигатель М-25А
Мощность, л.с. 730
на высоте, м 2400
Нагрузка, кг/м2 103.5
Полетный вес, кг 1508
Вес пустого, кг 1118.5
Скорость,км/ч  
Н=0 390
Н Расчетная 445
на высоте, м 2700
посадочная 117
Время набора  
Н=3000 м, мин 4.0 (3400 м)
Н=5000 м, мин 7.7 (5400 м)
Практический потолок, м 9100
Дальность, км 540
Время виража, сек 14-15
Вооружение 2ШКАС
.
Разбег, м 220
Пробег, м 200

10

Наименование тип 10
Год 1938
Размах, м 9.004
Высота, м 3,250
Длина, м 6.074
Двигатель М-25В
Мощность, л.с. 750
на высоте, м 2900
Нагрузка, кг/м2 118
Полетный вес, кг 1716
Вес пустого, кг 1327
Скорость,км/ч  
Н=0 398
Н Расчетная 448
на высоте, м 3160
посадочная 126
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.4
Н=5000 м, мин 6.9
Практический потолок, м 8470
Дальность, км 525
Время виража, сек 16-18
Вооружение 4ШКАС
.
Разбег, м 260
Пробег, м 288

12

Наименование тип 12
Год 1937
Размах, м 9.004
Высота, м 3250
Длина, м 5.985
Двигатель М-25А
Мощность, л.с. 730
на высоте, м 2400
Нагрузка, кг/м2 118
Полетный вес, кг 1718
Вес пустого, кг 1160
Скорость,км/ч  
Н=0 393
Н Расчетная 431
на высоте, м 2400
посадочная 129
Время набора  
Н=3000 м, мин 4.36
Н=5000 м, мин 8.9
Практический потолок, м 8240
Дальность, км 520
Время виража, сек 16-17
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 275
Пробег, м 395*

15

Наименование тип 15
Год 1937
Размах, м 9.004
Высота, м 3250
Длина, м 5,985
Двигатель М-25А
Мощность, л.с. 730
на высоте, м 2400
Нагрузка, кг/м2 100
Полетный вес, кг 1458,2
Вес пустого, кг 1156,2
Скорость,км/ч  
Н=0 398
Н Расчетная 450
на высоте, м 2800
посадочная 118
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.38
Н=5000 м, мин 6.39
Практический потолок, м 8960
Дальность, км 364
Время виража, сек 16-18
Вооружение -
.
Разбег, м 248
Пробег, м 278

17

Наименование тип 17
Год 1938
Размах, м 9.004
Высота, м 3,250
Длина, м 6.074
Двигатель М-25В
Мощность, л.с. 750
на высоте, м 2900
Нагрузка, кг/м2 124
Полетный вес, кг 1810
Вес пустого, кг 1425.5
Скорость,км/ч  
Н=0 385
Н Расчетная 425
на высоте, м 2700
посадочная 131
Время набора  
Н=3000 м, мин 4,36
Н=5000 м, мин 8.9
Практический потолок, м 8240
Дальность, км 417
Время виража, сек 17-18
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 280
Пробег, м 405*

18

Наименование тип 18
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.074
Двигатель М-62
Мощность, л.с. 800
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 125.5
Полетный вес, кг 1830
Вес пустого, кг 1433.5
Скорость,км/ч  
Н=0 413
Н Расчетная 461
на высоте, м 4400
посадочная 132
Время набора  
Н=3000 м, мин 2.9
Н=5000 м, мин 5.4
Практический потолок, м 9300
Дальность, км 485
Время виража, сек 17
Вооружение 4ШКАС
.
Разбег, м 210
Пробег, м 475*

24

Наименование тип 24
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.130
Двигатель М-63
Мощность, л.с. 900
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 129
Полетный вес, кг 1882
Вес пустого, кг 1382.5
Скорость,км/ч  
Н=0 410
Н Расчетная 462
на высоте, м 4700
посадочная 130.5
Время набора  
Н=3000 м, мин 3,4
Н=5000 м, мин 5.2
Практический потолок, м 9700
Дальность, км 440
Время виража, сек 17-18
Вооружение 4ШКАС
.
Разбег, м 260
Пробег, м 300

27

Наименование тип 27
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.074
Двигатель М-62
Мощность, л.с. 800
на высоте, м 4200
Нагрузка, кг/м2 124.2
Полетный вес, кг 1807.9
Вес пустого, кг 1335.5
Скорость,км/ч  
Н=0 -
Н Расчетная -
на высоте, м  
посадочная 131
Время набора  
Н=3000 м, мин
Н=5000 м, мин
Практический потолок, м
Дальность, км 458
Время виража, сек 17-18
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 230
Пробег, м 405*

28

Наименование тип 28
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.130
Двигатель М-63
Мощность, л.с. 900
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 136.5
Полетный вес, кг 1988
Вес пустого, кг 1403.1
Скорость,км/ч  
Н=0 427
Н Расчетная 463
на высоте, м 2000
посадочная 150
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.2
Н=5000 м, мин 5.55
Практический потолок, м 9950
Дальность, км
Время виража, сек 17-19
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 210
Пробег, м 240

29

Наименование тип 29
Год 1940
Размах, м 9.004
Высота, м 3.218
Длина, м 6,130
Двигатель М-63
Мощность, л.с. 900
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 130
Полетный вес, кг 1940
Вес пустого, кг 1965
Скорость,км/ч  
Н=0 419
Н Расчетная 470
на высоте, м 4480
посадочная 131
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.3
Н=5000 м, мин 5.8
Практический потолок, м 9800
Дальность, км 440
Время виража, сек 16-17
Вооружение 2ШКАС
1БС
Разбег, м
Пробег, м

'Оружие Победы. Истребитель И-16'

По материалам:

  • М.Маслов "Истребитель И-16. Норовистый 'Ишак' сталинских соколов";
  • "Война в воздухе. И-16" №43.