Многоцелевой разведчик Р-10 (ХАИ-5)
Р-10 (ХАИ-5) являлся советским многоцелевым одномоторным самолетом-разведчиком. Тактическое назначение - разведчик, возможное применение - штурмовик и ближний бомбардировщик. В 1936 году создан в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана. После ареста которого в 1938 году, самолет доводил А. А. Дубровин. Серийный выпуск был организован в Харькове и Саратове, за период с 1936 по 1940 год построено 493 самолета. С конца 30-х годов до начала 40-х участвовал во всех вооруженных операциях РККА. Самолет Су-2 в 1940 году сменил его в производстве. До 1944 года Р-10 (ХАИ-5) участвовал в Великой Отечественной войне. Около 60 самолетов этого типа было передано в Аэрофлот, где они использовались под маркой ПС-5.
Из истории создания советского самолета Р-10 (ХАИ-5)
Кафедрой самолетостроения в ХАИ руководил талантливый конструктор И.Г. Неман, который в достаточно молодом возрасте прошел отличную школу авиационного творчества в КБ К.А. Калинина. В начале 1930-х годов под руководством И.Г. Немана созданы самолеты ХАИ-1 и ХАИ-6. Основное внимание в январе 1934 года было сосредоточено на проектировании двухместного скоростного разведчика и ближнего бомбардировщика СР (ХАИ-5), в конструкцию которого успешно внедрялись передовые идеи, которые были опробованы на ХАИ-1. В том числе убирающееся шасси, совершенная аэродинамическая схема, фюзеляж и оперение с гладкой фанерной работающей обшивкой, убирающееся шасси. Будучи верным девизу "Ни одной выступающей детали в потоке!", И.Г. Неман бомбовую подвеску убрал в фюзеляж и разместил на кассетных держателях. Кроме того, на ХАИ-5 была впервые применена турель МВ-2 с пулеметами ШКАС. Сферический экран установки имел аэродинамическую компенсацию, что обеспечивало легкое вращение турели на больших скоростях полета. В варианте фоторазведчика монтировалась фотоустановка с дистанционным управлением, отработанным на ХАИ-6.
Завод был загружен производством самолетов И-Z и ИП-1, поэтому постройка самолета ХАИ-5 продвигалась очень медленно, к тому же техническое задание постоянно менялось. Приходилось многое доделывать и переделывать. Кроме этого, устарел двигатель М-22, который планировалось установить на самолет. Весной 1936 года И.Г. Неман получил задание доработать проект ХАИ-5 под двигатель М-25 (Райт "Циклон"), это вынужденное решение позволяло в кратчайшие сроки поднять самолет в воздух.
Первый полет на ХАИ-5 совершил летчик-испытатель Б.Н. Кудрин в конце июня 1936 года, результаты испытаний были лучше ожидаемых: максимальная скорость самолета на 100 км/ч была выше скорости самолетов подобного типа, находившихся на вооружении. В НИИ ВВС проходили государственные испытания одновременно ХАИ-5 и опытного разведчика Р-9, построенного в ЦКБ завода № 1 бригадой С.А. Кочеригина. Предпочтение, как более прогрессивному, было отдано самолету И.Г. Немана. Серийное производство самолета под обозначением Р-10 было развернуто на Харьковском и Саратовском авиационных заводах. Во время серийного производства Р-10 постоянно улучшался. Например, опытный вариант ХАИ-5бис с двигателем М-25Е на испытаниях в НИИ ВВС в 1938 году показал скорость в 425 км/ч.
Часть снятых с вооружения самолетов эксплуатировалась Аэрофлотом под индексом ПС-5. В 1938 году была попытка создать на основе Р-10 самолет-штурмовик. Таким образом появились модификации ХАИ-51, а также ХАИ-52, который запустили в серийное производство. Но арест И.Г. Немана и разгром его КБ стали причиной для свертывания работ по данному перспективному самолету. Некоторое количество самолетов-разведчиков Р-10 находились на вооружении до 1943 года (по некоторым данным - до 1944 года, но уже в основном в качестве учебных).
Основные характеристики скоростных разведчиков СССР 30-х годов
СР
СР | |
Год выпуска | 1935 |
Мощность двигателя, л. с. | 780 |
Размах крыла, м | 12,0 |
Длина самолета, м | 9,9 |
Площадь крыла, м кв. | 24,15 |
Взлетный вес, кг | 2649 |
Вес пустого, кг | 1862 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч | 460 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 380 |
Время набора высоты 5000 м, мин | 7,9 |
Потолок, м | 9000 |
Дальность полета, км | 840 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) | |
пулеметы (калибр, мм) | 2 (7,62) |
бомбы,кг | 400 |
ХАИ-6
ХАИ-6 | |
Год выпуска | 1935 |
Мощность двигателя, л. с. | 712 |
Размах крыла, м | 10,0 |
Длина самолета, м | 7,3 |
Площадь крыла, м кв. | 14,0 |
Взлетный вес, кг | 1750 |
Вес пустого, кг | — |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч | 429 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | |
Время набора высоты 5000 м, мин | |
Потолок, м | — |
Дальность полета, км | |
Вооружение: пушки (калибр, мм) | |
пулеметы (калибр, мм) | |
бомбы,кг | — |
Р-10
ХАИ-5 (Р-10) | |
Год выпуска | 1936 |
Мощность двигателя, л. с. | 730 |
Размах крыла, м | 12,2 |
Длина самолета, м | 9,3 |
Площадь крыла, м кв. | 26,8 |
Взлетный вес, кг | 2515 |
Вес пустого, кг | 1650 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч | 388 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 350 |
Время набора высоты 5000 м, мин | 12,0 |
Потолок, м | 7700 |
Дальность полета, км | 1450 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) | — |
пулеметы (калибр, мм) | 3 (7,62) |
бомбы,кг | 300 |
Р-9
Р-9 | |
Год выпуска | 1936 |
Мощность двигателя, л. с. | 800 |
Размах крыла, м | 12,0 |
Длина самолета, м | 10,0 |
Площадь крыла, м кв. | 24,15 |
Взлетный вес, кг | 2730 |
Вес пустого, кг | 1940 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч | 447 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 366 |
Время набора высоты 5000 м, мин | 8,7 |
Потолок, м | 9000 |
Дальность полета, км | 840 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) | 2(20) |
пулеметы (калибр, мм) | 3 (7,62) |
бомбы,кг | 400 |
ДГ-58Р
ДГ-58Р (проект) | |
Год выпуска | 1937 |
Мощность двигателя, л. с. | 800 |
Размах крыла, м | 12,5 |
Длина самолета, м | 8,8 |
Площадь крыла, м кв. | 24,0 |
Взлетный вес, кг | — |
Вес пустого, кг | — |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч | 450 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | |
Время набора высоты 5000 м, мин | |
Потолок, м | 9850 |
Дальность полета, км | 1050 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) | 2(20) |
пулеметы (калибр, мм) | 1 (7,62) |
бомбы,кг | 200 |
Иванов
"Иванов" Поликарпова | |
Год выпуска | 1938 |
Мощность двигателя, л. с. | 830 |
Размах крыла, м | 12,2 |
Длина самолета, м | 9,4 |
Площадь крыла, м кв. | 26,8 |
Взлетный вес, кг | 3220 |
Вес пустого, кг | 2380 |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч | 358 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 374 |
Время набора высоты 5000 м, мин | 13,0 |
Потолок, м | 8800 |
Дальность полета, км | 1000 |
Вооружение: пушки (калибр, мм) | |
пулеметы (калибр, мм) | 9 (7,62) |
бомбы,кг | 900 |
Самолет-разведчик ХАИ-5 (Р-10) являлся цельнодеревянным (кроме оперения и элеронов) двухместным монопланом с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Фюзеляж типа полумонокок конструктивно выполнялся как одно целое с центропланом и килем. Каркас фюзеляжа изготовлен полностью из дерева, состоял из поперечного и продольного наборов. В поперечном наборе насчитывалось 16 шпангоутов, из которых шпангоуты № 2 и 4 развивались в лонжероны центроплана, а № 14-16 переходили в киль. В продольный набор входило 4 лонжерона коробчатого сечения, 6 стрингеров и нервюры центроплана и фюзеляжа. Многослойная обшивка фюзеляжа выклеивалась из лент березового шпона толщиной 0,5 мм. Каркас крыла собирался из двух лонжеронов, 18 нервюр и стрингеров, имел фанерную обшивку. Все детали крыла изготавливались из липы и березовой фанеры. В окончательном виде обшивка крыла и фонаря оклеивалась тонким полотном, тщательно шпаклевалась и окрашивалась, а носки крыла полировались.
Начиная с четырнадцатого серийного самолета, стабилизатор - дюралевый. С четвертого самолета - руль поворота и элероны представляли собой дюралевый каркас, обшитый полотном. С целью уменьшения посадочного пробега предусматривались щитки Шренка с пневмоуправлением. Шасси двухопорное, тормозное, убираемое в полете. Хвостовое колесо ориентируемое. Кабина летчика закрытая. Кабина летчика-наблюдателя оборудовалась фотоустановкой АФА-13. Радиосвязь осуществляла двухсторонняя рация типа POP и РСР. Вначале на самолет устанавливали двигатель М-25А, потом - М-25В мощностью 730 л. с. Начиная с десятого серийного самолета, устанавливался двухлопастный металлический винт типа ВИШ-6. В крыльевых бензобаках размещалось 360 л топлива. На первых 24 машинах бензобаки были клепаными, позже - сварными, протектированными.
Стандартное вооружение ХАИ-5 (Р-10) включало три пулемета ШКАС: два крыльевых и один на турели. Бомбовый отсек был снабжен двумя кассетными бомбодержателями КД-2 на десять замков типа ДЕР-21-ХАИ-5. Их расположение позволяло загружать бомбы калибром 10, 25 и 50 кг общим весом 300 кг. Летчик-наблюдатель с помощью прицела ОПБ-1М или ПАК-1 производил прицеливание и сброс бомб.
Источники:
- Вячеслав Савин. Деревянная авиация профессора Немана.
- Авиация и Время. Александр Котлобовский. "Десятка". Самолет Р-10.
- Владимир Котельников. Ближние разведчики, корректировщики 1939-1945.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
< Назад | Вперед > |
---|