Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель ЛА-5 - Техническое описание
Содержание
Истребитель ЛА-5
Техническое описание
Модификации

Краткое техническое описание истребителя Ла-5

Ла-5 - деревянный низкоплан. Основным материалом для изготовления стала сосна. Для полок коробчатых лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали планера склеивали смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1.
Крыло - двухлонжеронное, состоящее из центроплана и двух отъемных частей (консолей), набиралось из двояковыпуклых несимметричных профилей NACA-230I6 и NACA-23010 относительной толщиной 16 и 10% соответственно и технологически делилось на центроплан и консоли. Между лонжеронами центроплана находились выклеенные из фанеры два кессона для топливных баков.Силовой набор центроплана Ла-5 включает десять нервюр, преимущественно деревянных, за исключением торцевых, изготовленных из металла. Эти нервюры имели трубу, связывавшую оба лонжерона, и проходившую сквозь передний лонжерон. Труба предназначалась для крепления основной опоры шасси. В носовой части центроплана находились выемки - купола, предназначенные для уборки колес шасси. Обшивка крыла между лонжеронами - фанерная, носка - выклеена из шпона.

Истребитель Ла-5

Силовой каркас каждой консоли помимо лонжеронов включает 15 нервюр ферменного типа, концевого обвода и набора стрингеров. Обшивка консолей крыла между лонжеронами - фанерная, переменной толщины, а носка - выклеена из фанеры. В промежутках между первой и седьмой нервюрами консолей между лонжеронами вклеен кессон под топливные баки.Консоли крыла имели угол поперечного V=5° по нижней кромке заднего лонжерона На истребителях Ла-5ФН тип "41" завода N9 21, начиная с 1944 года, в центроплане и консолях крыла устанавливали металлические лонжероны. К консолям с фанерной обшивкой крепились автоматические предкрылки, щитки-закрылки типа "Шренк" и элероны типа "Фрайз" со 100-процентной весовой и осевой аэродинамической компенсацией. Элероны имеют дюралюминиевый каркас, обшитый перкалью. На левом элероне имелся триммер.

Щитки-закрылки расположены между фюзеляжем и элеронами. В разъеме крыла сделан разъем для щитков. Подвеска - петлевая. Главный профиль, нервюры и обшивка щитка - из дуралюминия. Управление щитками - гидравлическое. В убранном положении щитки-закрылки запираются шариковым замком подъемника. Концевые предкрылки выполнены клепаными из дуралюминия. Механизм автоматического открывания предкрылка - коромыслового типа и состоит из двух качалок с ограничителем. Для сравнения квадратный метр деревянного крыла самолета Ла-5ФН выпуска 1943 года весил 23,8 кг, а у цельнометаллического Bf 109G-2 - 22 кг. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Его каркас состоял из четырех лонжеронов и 15 шпангоутов. Фюзеляж наглухо соединен с центропланом крыла четырьмя стальными узлами.

Истребитель Ла-5

Кабина пилота закрыта фонарем, состоявшим из козырька и сдвижной части, стопорящейся в открытом и закрытом положениях. На шпангоуте за кабиной летчика установлена бронеплита толщиной 8,5 мм.Горизонтальное оперение - свободнонесущее, стабилизатор - двухлонжеронный, цельнодеревянный с фанерной работающей обшивкой. Стабилизатор состоял из двух половин, крепившихся к силовым элементам хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты с триммером имел дюралевый каркас, обшитый полотном, и также состоял из двух половин.Шасси - убирающееся трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры имели масляно-пневматические амортизаторы. Основные колеса размером 650x200 мм имели воздушно-камерные тормоза. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора, закрепленная на 12-м шпангоуте фюзеляжа, снабжена колесом размером 300x125 мм и убирается в фюзеляжную нишу. Уборка и выпуск шасси и хвостового колеса осуществляется с помощью гидропривода.

Истребитель Ла-5

Шасси в убранном положении фиксируется с помощью замков, открытие и закрытие которых осуществляется с помощью гидравлики. При аварийном выпуске шасси замки открываются вручную с помощью тросовых тяг. Шасси и костыль в выпущенном положении автоматически запираются жидкостью, заполняющей подъемники и дополнительно: основные опоры - механическим шариковым, а костыль - механическим штыревым замками.Амортизаторы шасси и костыля - масляно-пневматические. Тормоза колес - воздушно-камерные, дифференциал торможения колес связан с педалями ножного управления.Управление самолетом - смешанное: элеронами с помощью жестких тяг, рулями высоты и поворота - тросовое. Выпуск и уборка щитков-закрылков осуществлялись с помощью гидропривода.Силовая установка состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82А номинальной мощностью на высоте 2050 м 1540 л.с. при 2400 об./мин (на Ла-5 - М-82Ф, на Ла-5ФН — АШ-82ФН) и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В диаметром 3,1 м с центробежным регулятором оборотов Р-7. Углы установки лопастей винта от 22° (малый шаг) до 51° (большой шаг).

Истребитель

Технологические разъемы самолета ЛА-5

Выхлопные патрубки соединялись в два коллектора реактивного типа. Для регулировки температуры мотора служили лобовые жалюзи, располагавшиеся в переднем кольце капота и две створки по бокам капота за мотором. Сотовый маслорадиатор - под двигателем, в туннеле нижней створки капота. На выходе туннель имел регулируемую заслонку. Мотор запускался сжатым воздухом. Масляный бак емкостью 59 литров размещался в фюзеляже в месте стыка деревянной части и металлической фермы. Горючее объемом 539 литров (390 кг) находилось в трех центро-планных и двух консольных баках (впоследствии центропланные баки для облегчения самолета сняли, сократив общий объем центропланных до 480 литров).

Вооружение состояло из двух синхронных пушек ШВАК (СП-20) калибра 20 мм с общим боекомплектом 340 патронов (иногда самолеты комплектовались 20-миллиметровым орудием и пулеметом калибра 12,7 мм) с пневматическим и механическим перезаряжанием и коллиматорным прицелом ПБП-la. Орудия размешены на металлической ферме фюзеляжа, доступ к ним осуществляется через откидные верхние крышки капота двигателя. Патроны подаются из двух коробок, закрепленных также на металлической ферме фюзеляжа. Управление оружием - пневматическое. Для стрельбы из пушек на ручке управления самолетом имеется гашетка.На самолетах Ла-5ФН устанавливали крыльевые бомбодержатели, рассчитанные на подвеску двух бомб калибра 50 кг или 100 кг. В состав оборудования кроме стандартного набора пилотажно-навигационных и контролирующих приборов, аптечки, входили коротковолновая радиостанция РСИ-4 (радиопередатчик РСИ-ЗМ1 и приемник РСИ-4А), кислородный прибор и посадочная фара. На самолетах Ла-5ФН устанавливались система нейтрального газа, защищавшая топливные баки от возгорания, а также кислородные приборы КПА-Збис или КП-12. Запаса кислорода хватало для полета в течение полутора часов на высоте 8000 м.

Таблица 1. Основные данные истребителей Гу-82 и Ла-5 производства завода № 21

Гу-82

 
Гу-82
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
Площадь крыла, м2
Длина самолета, м
 
на стоянке
в полете
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3430
перегрузочный
Вес горючего, кг
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
478
на 1-й границе высотности, м
558/3220
на 2-й границе высотности, м
573/6500
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
7,3
Практический, потолок, м
10500
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
7001
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x12,7
2x7,62

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

ЛаГГ-5 опытный

 
ЛаГГ-5
опытный2
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,62
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,62
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3310
перегрузочный
Вес горючего, кг
370
Вес пустого, кг
2639
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
515
на 1-й границе высотности, м
576/3200
на 2-й границе высотности, м
600/6450
Вертикальная скорость у земли, м/с
17,6
Время набора высоты 5000 м, мин
6
Практический, потолок, м
Время виража на высоте 1000 м, с
25
Дальность, км
420—1130
Длина разбега, м
310—350
Длина пробега, м
470/6353
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5 №37212282

 
Ла-5
№37212282
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,516
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3235
перегрузочный
Вес горючего, кг
345
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
557
на 1-й границе высотности, м
на 2-й границе высотности, м
590/6200
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
5
Практический, потолок, м
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5 №37210444

 
Ла-510
№37210444
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
перегрузочный
3360
Вес горючего, кг
390
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
 
на 1-й границе высотности, м
 
на 2-й границе высотности, м
 
Вертикальная скорость у земли, м/с
 
Время набора высоты 5000 м, мин
67
Практический, потолок, м
 
Время виража на высоте 1000 м, с
25
Дальность, км
4208—11909
Длина разбега, м
 
Длина пробега, м
 
Скорость посадочная, км/ч
 
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5 №37212383

 
Ла-5
№37212383
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3207
перегрузочный
Вес горючего, кг
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
510
на 1-й границе высотности, м
568/3300
на 2-й границе высотности, м
586/6200
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
5,9
Практический, потолок, м
9700
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
1x20
1x12,7

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5Ф №39210101

 
Ла-5Ф
№39210101
Двигатель
М-82Ф
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3200
перегрузочный
Вес горючего, кг
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
518
на 1-й границе высотности, м
582/3600
на 2-й границе высотности, м
600/6300
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
6,1
Практический, потолок, м
9650
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

 

Основные данные модификаций истребителя Ла-5, выпущенных заводом № 381

Ла-5 №3811022

Тип самолета
Ла-5Ф №3811022
Двигатель
М-82Ф
Вес взлетный нормальный, кг
3145
Вес горючего, кг
_
Вес пустого, кг
Скорость максимальная, км/ч:
 
у земли
549
на 1-й границе высотности, м
на 2-й границе высотности, м
595/5950
Вертикальная скорость у земли, м/с
_
Время набора высоты 5000 м, мин
6,8
Практический потолок, м
Время виража на высоте 1000 м. с
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
_
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

 

Ла-5ФН Гибрид

Тип самолета
Ла-5ФН
«Гибрид»
Двигатель
М-82ФН
Вес взлетный нормальный, кг
3222
Вес горючего, кг
_
Вес пустого, кг
_
Скорость максимальная, км/ч:
 
у земли
530
на 1-й границе высотности, м
562/2550
на 2-й границе высотности, м
580/5250
Вертикальная скорость у земли, м/с
_
Время набора высоты 5000 м, мин
5,8
Практический потолок, м
9800
Время виража на высоте 1000 м. с
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
_
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

 

Ла-5УТИ

Тип самолета
Ла-5УТИ
Двигатель
М-82Ф
Вес взлетный нормальный, кг
3210
Вес горючего, кг
334
Вес пустого, кг
2576
Скорость максимальная, км/ч:
 
у земли
552
на 1-й границе высотности, м
600/2300
на 2-й границе высотности, м
_
Вертикальная скорость у земли, м/с
17
Время набора высоты 5000 м, мин
5,7
Практический потолок, м
_
Время виража на высоте 1000 м. с
18,5-19,5
Длина разбега, м
350
Длина пробега, м
475
Скорость посадочная, км/ч
143
Вооружение: количество, калибр, мм
1x20