Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) - Модификации
Содержание
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Модификации
Тех.описание
Применение

Подробнее о модификациях самолета ТБ-3

АНТ-6 - опытный экземпляр - 1930 г. - с двигателями "Кертис-Конкверор" (600 л.с.).
После проведенных в феврале 1931 года испытаний, были установлены двигатели БМВ-VI (730 л.с.) с увеличенными радиаторами, как на самолете Р-6. Вместо роговой компенсации элеронов была введена щелевая; увеличена площадь горизонтального оперения; импортные колеса, оказавшиеся слабыми, заменили на отечественные, расположенные в тандемных тележках; под каждой консолью крыла подвесили стрелковую башню; установили стрелковое вооружение, смонтировали бомбодержатели балочного типа; произвели изменения в радио- и электрооборудовании.

Самолет

ТБ-3 4М-17 - тяжёлый бомбардировщик в полёте. СССР, 30-е годы.

ТБ-3 - 4М-17Ф серийный.
Подготовка производства началась во второй половине 1931 года на двух заводах. На первой серийной машине выявилось значительное увеличение взлетной массы. В результате проведенных мероприятий планер удалось облегчить более чем на 800 кг.

Бомбардировщики ТБ-3
Бомбардировщики ТБ-3
Самолеты ТБ-3
Нажмите на изображение для увеличения

ТБ-3 - 4М-34.
Конструкция планера оставлена без изменений. Установлены сотовые радиаторы в капотах новой формы, при этом значительно смещены назад - под крыло. После выпуска в феврале 1933 г. нескольких десятков машин производство было приостановлено. Несмотря на значительное увеличение мощности (до 830 л.с.), скорость неожиданно снизилась.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА ТБ-3

Опытный

 
Опытный
Тип
моторов
Кэртис V-1550
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
9735
взлетный
16042
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
232
на высоте
208
Набор высоты, мин
 
1000 м
5,02
3000 м
19,92
5000 м
Практический
потолок, м
4700
Разбег, м
230
Пробег, м
150
Дальность
максимальная, км

1932 г.

 
Опытный
1932 г.
Тип
моторов
BMW VI
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
10080
взлетный
16387
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
213
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
6,23
3000 м
22,78
5000 м
Практический
потолок, м
4660
Разбег, м
220
Пробег, м
170
Дальность
максимальная, км

ТУ

 
ТУ
на серию
Тип
моторов
М-17
Размах, м
Длина, м
Вес, кг
 
пустого
11179
взлетный
17200
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
180
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
3600
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

№ 22311

 
Эталон 1933 г.
№ 22311
Тип
моторов
М-17
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
10817
взлетный
17200
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
179
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
43,4
5000 м
Практический
потолок, м
3800
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км
1350

№ 3901

 
Серийный
№ 3901
Тип
моторов
М-17
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11207
взлетный
17200
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
184,5
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
3800
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

№ 22243

 
Облегченный
№ 22243
Тип
моторов
М-17
Размах, м
41,85
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11315
взлетный
19500
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км
3120

Г 2

 
Г 2
Тип
моторов
М-17Ф
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11179
взлетный
17 000
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
198
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

Серийный

 
Серийный
Тип
моторов
М-34
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11900
взлетный
18100
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
207,5
на высоте
185
Набор высоты, мин
 
1000 м
7,0
3000 м
32,8
5000 м
Практический
потолок, м
3900
Разбег, м
300
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

 

Эталон 1934

 
Эталон 1934 г.
№ 22451
Тип
моторов
М-34Р
Размах, м
39,76
Длина, м
25,1
Вес, кг
 
пустого
12000
взлетный
17600
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
242,5
на высоте
226,6
Набор высоты, мин
 
1000 м
3,7
3000 м
14,7
5000 м
51,7
Практический
потолок, м
5100
Разбег, м
300
Пробег, м
270
Дальность
максимальная, км
2080

22550

 
Серийный
№ 22550
Тип
моторов
М-34Р
Размах, м
39,76
Длина, м
25,1
Вес, кг
 
пустого
12040
взлетный
17650
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
242
на высоте
227
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
14,9
5000 м
47,0
Практический
потолок, м
5120
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

АНТ6А

 
АНТ-6А
Арктика
Тип
моторов
М-34РН
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
12500
взлетный
24050
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
240
на высоте
275
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

 

Опытный

 
Опытный
Тип
моторов
М-34РН
Размах, м
40,5
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
взлетный
18090
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
219
на высоте
280
Набор высоты, мин
 
1000 м
5,4
3000 м
15,2
5000 м
25,2
Практический
потолок, м
6800
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

22682

 
Опытный
№ 22682
Тип
моторов
М-34РН с ТК
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
12585
взлетный
19100
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
220
на высоте
284
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
15,5
5000 м
26,5
Практический
потолок, м
8900
Разбег, м
345
Пробег, м
280
Дальность
максимальная, км

22570

 
Серийный
№ 22570
Тип
моторов
М-34РН
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
12585
взлетный
19100
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
220,5
на высоте
271
Набор высоты, мин
 
1000 м
5,4
3000 м
14,4
5000 м
25,2
Практический
потолок, м
6960
Разбег, м
390
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

ТБ ЗД

 
Опытный
ТБ-ЗД
Тип
моторов
АН-1А
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
13566
взлетный
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
247
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
9,5
5000 м
20,7
Практический
потолок, м
Разбег, м
260
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

 

ТБ-3 - 4М-34Р.
  Установка редукторного двигателя с новыми винтами диаметром 4,4 м позволила улучшить летные данные самолета. Были также проведены некоторые конструктивные изменения: вместо резиновой амортизации шасси применена масляно-воздушная, задние колеса в тележках сделаны тормозными, костыль заменен хвостовым колесом. В хвосте установлена турель, для чего руль направления был поднят, а его нижняя часть и рули высоты с внутренних концов обрезаны для увеличения сектора обстрела из кормового пулемета. Ряд мероприятий по улучшению аэродинамических свойств включал установку зализов в местах сопряжения фюзеляжа с крылом и оперением, новых капотов двигателей с крылом, обтекателей на колесные тележки и пр. В 1934 г. был принят как эталон, строился большой серией.

АНТ-6 - 4М-34РД.
В 1933-1934 гг. специально для демонстрационных заграничных полетов в Варшаву, Париж и Рим было выпущено девять самолетов без турелей, с улучшенной аэродинамикой и отделкой. В каждом полете приняли участие по три машины.

ТБ-3 - 4М-34РН.
  В 1935 г. на двигатели были установлены нагнетатели, это позволило увеличить их высотность и потолок самолета. Средние моторы оснащались четырех лопастными деревянными винтами, новые турели Тур-8 с пулеметами ШКАС. Была добавлена люковая турельная установка (вниз-назад). Одновременно отказались от подкрыльевых стрелковых башен, тележки шасси заменили на двухметровые колеса, были применены новые бомбовые прицелы, держатели и сбрасыватели.

Самолеты ТБ-3
Бомбардировщики ТБ-3
Самолеты ТБ-3
Нажмите на изображение для увеличения

ТБ-3 - 4М-34ФРН.
  Самолеты последней серийной модификации, выпускались в 1936-1937 гг. В консолях крыла установлены два дополнительных бензобака, произведены изменения в органах управления. Форсированные двигатели (900 л.с.) и улучшенные аэродинамические характеристики (за счет экранирования передней турели, изменения формы носовой части фюзеляжа и зализов крыла, уменьшения размера радиаторов) позволили несколько повысить летные данные. Самолет развивал скорость более 300 км/ч.

АНТ-6 - 4М-34Р "Авиаарктика".
В 1937 г. было подготовлено пять самолетов ТБ-3 для полетов в Арктике. Вооружение сняли, переделали нос фюзеляжа. Были установлены: закрытая кабина летчиков, трехлопастные металлические винты изменяемого в полете шага, новое двухколесное шасси и хвостовое ориентирующееся колесо, предусматривалась установка лыжного шасси. Самолеты окрашивались в красный цвет.

Г-2 с двигателями М-17ф и М-34РН.
В конце 30-х годов часть снимаемых с вооружения ТБ-3 передавалась для дальнейшего использования в ГВФ, где они эксплуатировались в качестве транспортно-грузовых и пассажирских самолетов под индексом Г-2. С машин снималось все вооружение и спецоборудование. На гражданском варианте заделывались крышками вырезы для турелей и носовое остекление, для перевозки крупногабаритных грузов в фюзеляже оборудовался вместительный отсек. Самолеты проходили типовые испытания, ремонтировались и эксплуатировались до полного износа. В распоряжении Аэрофлота было около 50 самолетов.

ТБ-3 "задраенный".
В 1933 г. исследовался вопрос улучшения общей аэродинамики самолета. На серийном ТБ-3 4М-17 сняты бомбодержатели, стрелковые башни, турели, заделаны все отверстия, поставлены обтекатели на шасси и сделана полотняная обшивка по гофру планера. Улучшение летных данных было незначительным.

ТБ-3 "летающая батарея".
В1934 г. в КБ П.И. Гроховского проводились уникальные работы по изучению возможности стрельбы с самолета из сухопутного орудия. На ТБ-3 установили снятую со штатного колесного лафета 76-мм полковую пушку образца 1927 г. После удачного эксперимента Гроховский предложил вооружить бомбардировщик уже тремя пушками. В обрезанной носовой части ТБ-3 4М-17Ф установили 76-мм зенитное орудие образца 1931 г., две полковые пушки разместили в консолях крыла, за крайними моторами, вне диска винта. Заряжение всех орудий производилось вручную, команда на выстрел - по световой сигнализации. "Летающая батарея" предназначалась для уничтожения бомбардировщиков, следовавших в плотных боевых порядках. Для повышения вероятности поражения разрабатывался специальный мощный шрапнельный снаряд. В 1935 г. проводились испытания. Работы над самолетом были прекращены, поскольку появились скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды.

ТБ-3Д (дизельный).
Испытывался в 1935 г. с дизельными двигателями АН-1 (750 л.с.). Дальность повысилась до 4280 км, но остальные летные данные ухудшились.

ТБ-3 ЛЛ ("летающая лаборатория").
В 1936 г. для испытания систем химического вооружения переоборудовали один серийный самолет с моторами М-34РН. Он мог доставить 4 т иприта на расстояние 600-800 км.

Звено СПБ - составной пикирующий бомбардировщик

Самолет ТБ-3 использовался в экзотических экспериментах по созданию, так называемого самолета-звена, задуманного инженером Вахмистровым. Цель проекта - увеличить радиус действия истребителей сопровождения, которые должны были прикрывать группу бомбардировщиков от самолетов противников. Сначала на ТБ-3 перед взлетом устанавливали четыре истребителя И-4 или И-5, а еще один присоединялся к звену уже в полете. Летчики метко прозвали эти эксперименты "цирком Вахмистрова". Позднее аттракцион выполнялся с двумя И-16, которые подвешивались под крыльями ТБ-3.

составной пикирующий бомбардировщик

Летающее чудо именовалось звено СПБ - составной пикирующий бомбардировщик. Маневренные и быстрые истребители И-16 по замыслу Вахмистрова должны были не только прикрывать свой носитель, но и успешно подавлять ПВО противника, а также прицельно бомбить точечные цели, для этого каждый И-16 нес по две бомбы 250 кг. Общая полетная масс СПБ достигала 22 тонн, а максимальная скорость - 260 км/ч. Проект "Звено" курировал заместитель наркома обороны маршал Тухачевский. Он считал идею Вахмистрова перспективной для развития стратегической авиации, однако, в 1937 году Тухачевского вместе с группой высших воинских начальников обвинили в заговоре и расстреляли. После этого финансирование проекта резко сократилось, работы по дальнейшему развитию системы были прекращены.

Звено СПБ