Британская летающая лодка Supermarine Stranraer
Летающая лодка Супермарин "Стрэнрир" являлась двухмоторным цельнометаллическим бипланом с двухкилевым оперением, который создан в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под началом Р. Митчелла. Supermarine Stranraer стала последней летающей лодкой схемы биплан, которая была им спроектирована. "Стрэнрир" была развитием серии лодок "Саутгемптон" и "Скапа" с дальнейшим увеличением размеров. На верхнем крыле устанавливались двигатели; перевозка громоздких грузов (торпеды, авиамоторы) спланирована на верхней части фюзеляжа. 27 июля 1934 года впервые поднялся в небо опытный образец лодки "Стрэнрир" ("тип 230").
Надо отметить, что "Стрэнрир" вначале назывались "Саутгемптон" V.
Выпуск серийных самолетов был налажен с 1936 года на заводах "Супермарин" в Саутгемптоне и "Кэнедиэн Виккерс" в Монреале (Канада). Производство было прекращено: в Саутгемптоне в марте 1939 года, в Монреале - в 1941 году. Всего же за данный период смогли выпустить 63 летающих лодок Супермарин "Стрэнрир" (точнее: 23 - в Англии, 40 - в Канаде).
Экипаж Supermarine Stranraer состоял из 6-7 человек. Двигатели - "Пегасус" X, на канадских самолетах последних серий - "Пегасус" XXII размещались, как уже было сказано выше, на верхнем крыле. Вооружение состояло из 3-х пулемётов 7,69-мм и бомб до 450 кг. Самолеты английской и канадской постройки позднего выпуска имели металлические трехлопастные винты (вместо четырехлопастных деревянных).
Размах крыла, м | 25,91 |
Длина, м | 16,76 |
Высота, м | 6,98 |
Площадь крыла, м2 | 155,80 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 5120 |
нормальная взлетная | 8440 |
Тип двигателя | 2 ПД Bristol Pegasus X |
Мощность, л.с. | 2 х 850 |
Максимальная скорость, км/ч | 268 |
Крейсерская скорость, км/ч | 218 |
Практическая дальность, км | 1600 |
Практический потолок, м | 5600 |
Экипаж | 6-7 |
Вооружение: | три 7,7-мм пулемета Lewis, до 454 кг бомб |
Supermarine Stranraer находились на вооружении Великобритании с апреля 1937 года, а в Канаде - с ноября 1938 года. Самолеты Великобритании базировались только в метрополии. С сентября 1939 года они выполняли задачи по патрулированию Северного моря, долетая до побережья Норвегии. Использовались также в качестве дальних разведчиков и охотников за подводными лодками противника.
В ВВС Канады летающие лодки Супермарин "Стрэнрир" патрулировали атлантическое и тихоокеанское побережье государства. Исключительно на Тихом океане применялись с октября 1941 года. Несли службу и в качестве транспортных самолетов, и учебных.
В апреле 1941 года Supermarine Stranraer были сняты с вооружения строевых частей в Великобритании, но как учебные использовались до октября 1942 года. В Канаде эти летающие лодки применялись гораздо дольше - до февраля 1945 года, как патрульные. В январе 1946 года был списан последний самолет канадских ВВС. Однако "Стрэнрир" в гражданской авиации использовались вплоть до 1963 года.
Источники:
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Энциклопедия военной техники. Бипланы, трипланы, гидросамолеты (перевод Т. Горшковой).
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Sea Wings. Supermarine Stranraer.
< Назад | Вперед > |
---|