Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Гидросамолет Шорт "Сандерленд"

Самолет-амфибия Short Sunderland

сандерлендГидросамолет с четырьмя двигателями, моноплан свободнонесущей конструкции изготовленный цельнометалличесским способом. Создан в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О.Шорта и А.Джоджа с применением узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, "Эмпайр", 1936 год). Летающая лодка имела необычное размещение части бомбовой нагрузки в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим.

Опытный образец под обозначением S.25 первый раз полетел 16 октября 1937 года. Серийное производство началось в апреле 1938 года. Лодка строилась на заводах "Шорт" (Рочестер, Лэйк Уиндермир), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Блэкберн эйркрафт" (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным - 749) экземпляров. Экипаж - 7-10 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.

"Сандерленд" состоял на вооружении:

  • в Великобритании с июня 1938 года,
  • в Австралии - с марта 1944 года,
  • во Франции - с июля 1943 года (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 года),
  • в Новой Зеландии - с декабря 1944 года,
  • в ЮАС - с апреля 1945 года, а также в Канаде.

Основные серийные модификации гидросамолета:

  • "Сандерленд" I с моторами "Пегасус" XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
  • "Сандерленд" II с моторами "Пегасус" XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии - с РПС;
  • "Сандерленд" III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации IIIA - в обтекателе под крылом;
  • "Сандерленд" V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экземпляров).

британский гидросамолет

Гидросамолет "Сандерленд" II, вид сбоку

С весны 1938 года летные экипажи стали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Базировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля "Сандерленды" получили части, базировавшиеся в метрополии. В сентябре 1939 года "Сандерленды" базировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они производили поиск подводных лодок, сопровождали конвои и применялись в спасательных операциях. Огромный радиус действия позволял этим самолетам производить разведку на большом удалении от места дислокации. Во время Норвежской кампании они вели разведку за кораблями немцев, транспортировали в Северную Норвегию грузы и людей. В это время с баз в Англии действовали пять эскадрилий "Сандерлендов".

английский гидросамолет

Гидросамолет "Сандерленд" I, вид сбоку

В 1941 году эскадрильи гидросамолетов размещались в Исландии и временно - в Сингапуре, с апреля 1941 года - в Сьерра-Леоне. В июле 1940 года "Сандерленд" уничтожил первую фашистскую подводную лодку, в январе 1941 года - итальянскую субмарину "Марчелло". Осенью 1941 года основная часть самолетов этой модели применялась в районе Атлантики. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны. Эти летающие лодки использовались и в качестве транспортных самолетов: например, в апреле 1940 года при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 года при эвакуации из Югославии и Греции.

С декабря 1943 года авиакомпания ВОАС использовала разоруженные "Сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию. В конце зимы 1944 года "Сандерленды" перебазировали в Индию, откуда они осуществляли транспортировку материалов для войск, бившимися в джунглях Бирмы. Позже гидросамолеты прикрывали высадку десанта в Рангуне. В конце войны английские ВВС имели 28 эскадрилий "Сандерлендов".

британская летающая лодка

Гидросамолет "Сандерленд" III, вид сбоку

Австралийские и новозеландские самолеты служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
После войны английские "Сандерленды" применялись для спасательных работ (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 года самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе.

английский гидросамолет

Гидросамолет "Сандерленд" III, вид сверху

Они искали малые корабли, транспортирующих грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле-декабре 1948 года летающие лодки стали частью "воздушного моста" в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 года гидросамолеты эвакуировали раненых с фрегата "Аметист", поврежденного огнем китайской артиллерии на реке Янцзы у Шанхая. В 1955 году британские "Сандерленды" охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.

британсий самолет

Гидросамолет "Сандерленд" III, вид спереди

Французские самолеты доживали свой век как спасательные на островах Фиджи. Никакого вооружения они не несли. В конце 1945 года началась переделка боевых "Сандерлендов" в пассажирский вариант под обозначением "Сандрингэм". Такие машины продавали в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.

самолет амфибия

Гидросамолет "Сандерленд" V, вид сбоку

Выпуск "Сандерлендов" завершили в июне 1946 года. Данную летающую лодку сняли с вооружения в Британии в июле 1957 году. Последний самолет, применявшийся для разных экспериментов, утилизировали в мае 1959 года. Во Франции эксплуатацию самолетов этого типа завершили в январе 1962 году, в Новой Зеландии - в апреле 1967 году, в Австралии - в 1947 году, в ЮАС - в октябре 1957 году.

Тактико-технические характеристики "Сандерленд" V

Размах: 34,38 м.
Длина: 26,0 м.
Моторы, количество х мощность: 4х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 29 545 кг.
Максимальная скорость: 343 км/ч.
Практический потолок: 5460 м.
Дальность: 4350 км.

Источники:

  • Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
  • Андрей Харук. "Летающий отель" с глубинными бомбами.
  • Иван Кудишин. "Дикообраз", он же "Усталая пчела".
  • Сергей Колов. Последний гидро королевских ВВС.