Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Истребитель "Хоукер Харрикейн" - Модификации самолета
Содержание
Истребитель "Хоукер Харрикейн"
Модификации самолета

Mk.II Истребитель "Hawker Hurricane"

С приближением к концу лета 1940 года в печально опустевших рядах победоносного FC RAF приступили к трудной, но жизненно важной задаче воссоздания и переворужения своих дивизионов перехватчиков. Английские самолеты Второй мировой войны "Spitfire" и "Hurricane" оправдали себя и проявили небольшие недостатки, по мнению служивших тогда пилотов.

истребитель харрикейн в бою

Английский истребитель "Hawker Hurricane" ведет бой с "Дорнье"

Что касается самолета "Hurricane", то хотя и не отрицали, что он представлял численно превосходящую машину в системе обороны FC RAF, его считали "на полпоколения" старее, чем истребитель "Spitfire" и лишь огромные потребности по выпуске на авиазаводах стандартных истpебителей задержали внедрение более передового самолета второй мировой войны "Hurricane" Mk.II.

харрикейн тропический

"Hurricane" Mk.II вид сбоку

В своей основе конструкция "Hurricane" была в целом удовлетворительной. Его летные данные, с другой стороны, имели некоторую возможность развития, и с этой точки зрения на его конструкцию снова обратили внимание летом 1940 года. "Hurricane" I (Р3269), взлетевший Одиннадцатого июня 1940 года в Лэнгли, был оснащен новым двигателем Rolls Royce Merlin XX с винтом фиксированного шага Rotol R.X.5/2. Этот самолет, вооруженный восемью крыльевыми пулеметами "Browning", в руках Филипа Лукаса достиг горизонтальной скорости 560 км/ч при весе 3034 кг и таким образом стал самым скоростным из когда либо летавших вооруженных Hurricane. Этот Merlin, развивавший 1185 л.с. в своем первоначальном виде, был двигателем с двухступенчатым наддувом, созданным для массового производства, имея для этого широко разветвленную систему субконтрактов.

тропический харрикейн

"Hurricane" Mk.IIb trop вид сбоку

Поглощенность восполнением потерь, связанных с важнейшими яростными сражениями, задержала внедрение нового двигателя Merlin, а также всякие серьезные попытки усилить пулеметное вооружение самолета "Hurricane". Hезаметные недостатки пулеметов "Browning" были осознаны в бою, однако постановка разных новых самолетов в производство тянулась еще многие месяцы, так что первым самолетом второй мировой войны "Hurricane" II, поставленым RAF, был Mk. IIa со стандартными 8-пулеметными кpыльями. Возможность оснастить дивизионы метрополии двенадцати-пулеметными истребителями "Hurricane" IIb появилась в конце этого же года с пуском линии в Лэнгли.

Тяжелое оружие

В 1939 году самолеты "Hurricane" I (L1750) в спешном порядке оснащенный парой пушек "Oerlikon" под крыльями принял участие в летных испытаниях вооpужения для истpебителя второй мировой войны "Whirlwind", но этот самолет не оказал никакого воздействия на руководство исследованиями Министерства авиации и благополучно простоял зачехленным в ангаре в Мартлсхем Хит всю Битву за Британию. Разрешили на паре поврежденных в боях крыльев установить четыре пушки.

Строевые испытания пушечного вооpужения побудили компанию "Hawker" быть настойчивей, и как только в наличии оказалось больше комплектов пушек, полупромышленными методами их поставили на планеры Hurricane I (V7260, V7360 и W9324). Из-за недостатка мощности у Merlin III, четырех-пушечный "Hurricane" не пошел на службу в RAF, но в значительных количествах служил в RN как Sea "Hurricane" Ic. К концу вынужденной переделки начали поступать многочисленные Merlin XX, и четыре машины с номерами V2461, Z2588, Z2885 и Z2891 послужили прототипами самолета "Hurricane" IIс. Первый полет был выполнен Сет-Смитом шестого февраля 1941 года. Многие "Hurricane", построенные как IIa и IIb получили четырех-пушечные крылья при ремонте боевых повреждений. Пушки использовались как "Oerlikon", так и "Hispano", и хотя в первых установках применялись пушки "Shattelerault" с ленточным боепитанием (из-за задержек с созданием удовлетворительной противообледенительной защиты у барабанного питания), барабанное питание стало стандартным.

Самолет "Hurricane" IIc, попав на боевую службу в конце мая 1941 года, недолго пробыл в дневных перехватчиках из-за слабоватых летных данных. Зато когда по достоинству была оценена мощь его огня, самолет принял участие в отражении возможного германского вторжения, поражая штормом своих снарядов десантные, железнодорожные и автомобильные средства в портах французского побережья. Подвеска двух 113-кг бомб (как и двух 200-литровых подкрыльевых топливных баков) также уменьшила скорость самолета с четырьмя пушками до 354 км/ч. Дневные полеты стали считаться пилотами Харрикейнов самоубийственными, особенно после появления немецкого истребителя второй мировой войны Fw-190 и мощной зенитной обороны в Северной Европе. Осенью 1941 года английские истребители "Hurricane" действовали в основном вечером и ночью.

харрикейн мк 2с

Истребитель "Hurricane" MkIIc вид сбоку

Самолеты "Hurricane" IIc приняли участие в бою над Дьеппом при высадке десанта девятнадцатого августа 1942 года. В Тангмерском секторе 43-й дивизион первым принял участие в атаке в 4 часа утра. В первом рейде 12 пилотов, ведомые майором де Вайвьером, расчищая место высадки, нанесли удар пушками и бомбами по позициям береговой артиллерии, пулеметным гнездам и узлам связи. Их встретил шквал зениток - один пилот погиб, другой выпрыгнул с парашютом в море, а третий пошел на вынужденную, достигнув Тангмера. Четыре другие машины получили пробоины от зенитного огня. В тот день 43-й дивизион провел еще три налета на Дьепп.

Модель
"Харрикейн" Mk IIс
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,19
Высота, м
3,99
Длина, м
9,81
Площадь крыла, м2
23,92
Максимальная скорость км/ч
529
Потолок, м
11125
Дальность полета
1480
Вес, пустого, кг
2566
Вес, взлетный, кг
3422
Вес, максимальный, кг
3649
Двигатель
1 ПД Rolls-Royce Merlin XX Мощность - 1260 л.с.
Вооружение, пулеметы
12х7,7-мм пулеметов в ранних модификациях
Вооружение, пушки
4х20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда

В 1942-43 годах "Hurricane" II пополнили длинный в их обширной истории перечень методов боевого применения. Как носители мелких осколочных бомб они использовались против автотранспортных средств во Франции и Голландии, как постановщики дымовых завес прикрывали различные отдельные высадки десантов на континент. Hа некоторые самолеты "Hurricane" IIc были установлены направляющие для ракет (с таким вооpужением летали в основном модификации IIb и IV), а 227-кг бомбы использовались ночью в отсутствие зениток или ночных истpебителей, так как с такой нагрузкой Hurricane IIc едва развивали 290 км/ч. К дню "Д" - высадки в Нормандии английские истребители "Hurricane" IIc были выведены из боевых частей RAF в Северной Европе, но производимые компанией "Hawker" до сентября 1944 они остались в многочисленных учебных и связных подразделениях, помогавших боевым эшелонам.

В войне за морями

Первыми истребителями "Hurricane" IIc, отправленными кораблями на заморские территории, были те, которые попали в поток самолетов, направленных в середине 1941 года на Ближний Восток. IIa и IIb прибывали в MU в зоне Суэцкого канала с весны этого года, и опыт их эксплуатации показал явную необходимость установки двигателей типа Merlin XX с пылевым фильтром на воздухозаборнике карбюратора. Эти фильтры эффективно продлевали жизнь двигателя, но серьезно снижали летные данные.

Мальта была прекрасным местом охоты в течение 1941 года для самолетов "Hurricane" IIc из 126, 185 и 251-го дивизионов, базировавшихся там в июне. Первоначально привлеченный к чисто оборонительным задачам 126-й дивизион одержал первую победу 30-го июня, сбив два M.C. 200. Четыре дня спустя 185-й дивизион сбил 2 и повредил еще 3 вражеских самолета. В обеих боях дивизионы потерь не имели.

Харрикейн IIa

Модель
Харрикейн IIa
Экипаж, человек
1
Полетный вес, кг
3171
Скорость у земли, км/ч
427
Время набора высоты 5000 м, мин
7,2
Скорость км/ч, на высоте м 5500
522
Время виража, сек
20,5
Практический потолок, м
10100
Вооружение, пулеметы, мм
8x7,69
Вооружение, пушки, мм
2x20

И-16

Модель
Экипаж, человек
1
Полетный вес, кг
1966
Скорость у земли, км/ч
408
Время набора высоты 5000 м, мин
6,2
Скорость км/ч, на высоте м 4350
461
Время виража, сек
16
Практический потолок, м
9800
Вооружение, пулеметы, мм
1x12,7
Вооружение, пушки, мм
нет

ЛаГГ-3

Модель
Экипаж, человек
1
Полетный вес, кг
3100
Скорость у земли, км/ч
446
Время набора высоты 5000 м, мин
7,1
Скорость км/ч, на высоте м 4450
518
Время виража, сек
26
Практический потолок, м
9300
Вооружение, пулеметы, мм
2x7,62
Вооружение, пушки, мм
нет

Bf-109E-4

Модель
Bf-109E-4
Экипаж, человек
1
Полетный вес, кг
2585
Скорость у земли, км/ч
470
Время набора высоты 5000 м, мин
6,2
Скорость км/ч, на высоте м 4450
558
Время виража, сек
23
Практический потолок, м
10000
Вооружение, пулеметы, мм
нет данных
Вооружение, пушки, мм
1x20

Bf-109F-2

Модель
Bf-109F-2
Экипаж, человек
1
Полетный вес, кг
2780
Скорость у земли, км/ч
502
Время набора высоты 5000 м, мин
5,3
Скорость км/ч, на высоте м 6000
594
Время виража, сек
19,5
Практический потолок, м
10400
Вооружение, пулеметы, мм
1x12,7
Вооружение, пушки, мм
6xPC82
PC - установка с подвешенным снарядом

Mk.IV Истребитель-штурмовик "Hawker Hurricane"

Последней серийной моделью в семействе стал самолет "Hurricane" Mk.IV. Он отличался от модели IID наличием бронирования жизненно важных узлов самолета, более мощным вооружением (мог нести две бомбы весом по 227 кг или 8 трехдюймовых ракет) и имел двигатель Merlin 24 или Merlin 27 мощностью 1620 л. с. Однако при этом самолет утратил свойства истребителя. Его нормальный вес составлял 3493 кг, а скорость всего 426 км/ч на высоте 2150 м. Широкого применения не получил. Всего было произведено 524 самолета этого типа.

Модель
"Харрикейн" Mk IV
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,19
Высота, м
2,67
Длина, м
9,82
Площадь крыла, м2
16,60
Крейсерская скорость, км/ч
465
Максимальная скорость, км/ч
508
Потолок, м
10211
Дальность полета, с баками 200 л
1400
Дальность полета
640
Вес, пустого, кг
2790
Вес, взлетный, кг
3493
Вес, максимальный, кг
3838
Двигатель
1 ПД Rolls-Royce Merlin 24 Мощность - 1260 л.с.
Вооружение, пулеметы
2х7,7-мм пулеметов в ранних модификациях
Вооружение, пушки
2х20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда

харрикейн модель 4

"Харрикейн" Mk.IV вид сбоку

Истребитель второй мировой войны "Hurricane" послужил базой для различных экспериментов.

Источники:

  • Владимир Котельников. Истребитель Хоукер "Харрикейн".
  • Серегей Колесников. Лики "Харрикейна".
  • Aircraft Profile 24. Francis K.Manson. Hawker Hurricane IIC.
  • Вячеслав Кондратьев. "Ураган" над полем боя.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
  • Авиационный журнал "Ас", 2-1991г.
  • Война в Воздухе №№ 74,84 - Hawker Hurricane.