Патрульная летающая лодка Martin РВМ-1 Mariner
"Мартин 162" был создан для замены более ранних летающих лодок с открытой кабиной "Мартин" Р-3М. Они использовались как патрульные, начиная с 1931 года. Для исследования его летных характеристик была построена одноместная модель в четверть натуральной величины, известная как "162А". 30 июня 1937 года ВМС США заказали один прототип ХРВМ-1, взлетевший 18 февраля 1939 года. Он был оснащен двумя двигателями Райт R-2600-6 "Циклон" мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт). Они были размещены в больших мотогондолах, включавших в себя и отсеки вооружения. Последнее представляло собой различные комбинации обычных и глубинных бомб, общей массой до 907 кг. Стрелковое вооружение ХРВМ-1 размещалось в консолях и средних огневых точках. Подкрыльевые поплавки были убирающимися, а хвостовое оперение первоначально было без наклона, однако в позднейших модификациях приобрело угол, соответствующий внутренней части крыла чайки.
Заказ на производство двадцати РВМ-1 был выдан 28 декабря. К апрелю 1941 года они были собраны вместе с единственным ХРВМ-2 с увеличенным запасом топлива и приспособлением для старта с катапульты. Первоначально они были поставлены в эскадрилью VP-74 ВМС США, которая была образована при слиянии эскадрилий VP-55 и VP-56. РВМ-3 имел двигатели R-2600-12 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) в удлиненных мотогондолах, которые были способны вместить четыре обычных 227-кг бомбы (или глубинные бомбы) и большие неубираемые шасси, был выдан 1 ноября 1940 года, но первые 50 были выпущены как невооруженные транспортные PBM-3R с усиленным полом кабины, грузовым люком и возможностью перевозить 20 пассажиров.
Американский гидросамолет "Martin" РВМ-1 "Mariner" в полете
Далее было выпущено 274 вооруженных РВМ-3С и 201 PBM-3D, последние с двигателями R-2600-22 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и с четырехлопастными винтами. Летающая лодка Второй мировой войны PBM-3D также имела усиленное бронирование экипажа и дополнительное вооружение, которое включало в себя спарки 12,7-мм пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и в каждой из средних огневых позиций. Бомбовая нагрузка была также увеличена и включала восемь 227-кг, 454-кг или 726-кг бомб или восемь глубинных бомб. Вариантами боевой нагрузки могли быть четыре мины или две торпеды, которые в позднейших вариантах можно было нести под крыльями. Топливные баки были протектированными, с возможностью подвески дополнительных баков в мотогондольных бомбоотсеках.
Летающая лодка "Martin" РВМ-1 "Mariner"
Отдельные самолеты, как РВМ-3С, так и PBM-3D, были иногда оснащены поисковым радаром, антенна которого находилась наверху, сразу за кабиной. Специализированная дальняя противолодочная версия PBM-3S была выпущена в 1944 году. Около 156 самолетов было выпущено с двигателями R-2600-12 и увеличенным запасом топлива для увеличения дальности. В результате программы ограничения массы были сняты некоторые броневые плиты и убраны механизированные носовая и верхняя турели; вооружение было ограничено четырьмя 12,7-мм пулеметами.
Американский гидросамолет "Мартин" "Маринер" Model 162 PBM-1
Проектировавшаяся модификация РВМ-4, которая должна была оснащаться двигателями R-3350-8, не пошла в производство, несмотря на то что 180 машин были заказаны в 1941 году. Однако в 1943 году был разработан вариант ХРВМ-5, оснащенный двумя двигателями R-2800-34 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и восемью 12,7-мм пулеметами. Заказ на него был выдан 3 января 1944 года, серийные РВМ-5 поставлялись с августа 1944 года. Некоторые экземпляры были оснащены радаром APS-15 и обозначались как РВМ-5Е, а другие, специально оснащенные для противолодочной борьбы, обозначались как PBM-5S. Всего был построен 631 самолет.
Последней из семейства "Маринер" была амфибия РВМ-5А, которая использовалась преимущественно для авиационно-спасательных работ на море ВМС США и Береговой охраной после Второй мировой войны. До окончания производства в апреле 1949 года было построено 36 таких леетающих лодок.
Основные модификации гидросамолета
Множество модификаций летающей лодки Множество модификаций летающей лодкиДвадцать семь РВМ-3В с британским оборудованием было поставлено Королевским ВВС под обозначением "Маринер" GR.Mk.I. Первый самолет прибыл в Бьюмарис, Англеси, в августе 1943 года. Выполнявшая специальные операции и тренировочные функции 524-я эскадрилья получила их 20 октября в Обане. Однако после нескольких недель эксплуатации было решено, что "Маринеры" не могут использоваться в RAF. Эскадрилья была расформирована 7 декабря 1943 года, а ее самолеты переданы штабу Транспортного командования. Оставшиеся "Маринеры" были собраны в 57-й ремонтно-технической части в Виг-Бее, около Странраера, перед отправкой в США. Королевские Австралийские ВВС использовали 12 "Маринеров" с 1943 года по 1946 год в составе 41-й эскадрильи. После Второй мировой войны войны ВМС США передали три РВМ-5 флоту Уругвая, несколько таких же самолетов было передано Аргентине, а 17 летающих лодок - авиации военного флота Нидерландов.
Модель
|
Martin PBM-1 Mariner
|
Экипаж, человек
|
7-11
|
Длина, метров
|
24,33
|
Размах крыла, метров
|
35,97
|
Высота, метров
|
8,38
|
Площадь крыла,м2
|
130,80
|
Масса пустого, кг
|
15048
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
26308
|
Силовая установка
|
2хWright R-2600-12(22) Cyclone
|
Мощность, л.с., кВт
|
1900 (1417)
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
278
|
Максимальная скорость км/ч, м
|
340 на 455
|
Скороподьемность, м/минут
|
125
|
Практическая дальность, км
|
3605
|
Практический потолок, м
|
6035
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
8х12,7
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
3629
|
Источники:
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
- Андрей Харук. Лучший в своем классе.
- Green, William. War Planes of the Second World War: Volume Five Flying Boats
< Назад | Вперед > |
---|