Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Летающая лодка Martin PBM-1 Mariner

Патрульная летающая лодка Martin РВМ-1 Mariner

гидросамолет сша"Мартин 162" был создан для замены более ранних летающих лодок с открытой кабиной "Мартин" Р-3М. Они использовались как патрульные, начиная с 1931 года. Для исследования его летных характеристик была построена одноместная модель в четверть натуральной величины, известная как "162А". 30 июня 1937 года ВМС США заказали один прототип ХРВМ-1, взлетевший 18 февраля 1939 года. Он был оснащен двумя двигателями Райт R-2600-6 "Циклон" мощностью по 1600 л.с. (1193 кВт). Они были размещены в больших мотогондолах, включавших в себя и отсеки вооружения. Последнее представляло собой различные комбинации обычных и глубинных бомб, общей массой до 907 кг. Стрелковое вооружение ХРВМ-1 размещалось в консолях и средних огневых точках. Подкрыльевые поплавки были убирающимися, а хвостовое оперение первоначально было без наклона, однако в позднейших модификациях приобрело угол, соответствующий внутренней части крыла чайки.

Заказ на производство двадцати РВМ-1 был выдан 28 декабря. К апрелю 1941 года они были собраны вместе с единственным ХРВМ-2 с увеличенным запасом топлива и приспособлением для старта с катапульты. Первоначально они были поставлены в эскадрилью VP-74 ВМС США, которая была образована при слиянии эскадрилий VP-55 и VP-56. РВМ-3 имел двигатели R-2600-12 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) в удлиненных мотогондолах, которые были способны вместить четыре обычных 227-кг бомбы (или глубинные бомбы) и большие неубираемые шасси, был выдан 1 ноября 1940 года, но первые 50 были выпущены как невооруженные транспортные PBM-3R с усиленным полом кабины, грузовым люком и возможностью перевозить 20 пассажиров.

американская летающая лодка

Американский гидросамолет "Martin" РВМ-1 "Mariner" в полете

Далее было выпущено 274 вооруженных РВМ-3С и 201 PBM-3D, последние с двигателями R-2600-22 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и с четырехлопастными винтами. Летающая лодка Второй мировой войны PBM-3D также имела усиленное бронирование экипажа и дополнительное вооружение, которое включало в себя спарки 12,7-мм пулеметов в носовой, верхней и кормовой турелях и в каждой из средних огневых позиций. Бомбовая нагрузка была также увеличена и включала восемь 227-кг, 454-кг или 726-кг бомб или восемь глубинных бомб. Вариантами боевой нагрузки могли быть четыре мины или две торпеды, которые в позднейших вариантах можно было нести под крыльями. Топливные баки были протектированными, с возможностью подвески дополнительных баков в мотогондольных бомбоотсеках.

боковая проекция гидросамолета

Летающая лодка "Martin" РВМ-1 "Mariner"

Отдельные самолеты, как РВМ-3С, так и PBM-3D, были иногда оснащены поисковым радаром, антенна которого находилась наверху, сразу за кабиной. Специализированная дальняя противолодочная версия PBM-3S была выпущена в 1944 году. Около 156 самолетов было выпущено с двигателями R-2600-12 и увеличенным запасом топлива для увеличения дальности. В результате программы ограничения массы были сняты некоторые броневые плиты и убраны механизированные носовая и верхняя турели; вооружение было ограничено четырьмя 12,7-мм пулеметами.

верхняя проекция летающей лодки

Американский гидросамолет "Мартин" "Маринер" Model 162 PBM-1

Проектировавшаяся модификация РВМ-4, которая должна была оснащаться двигателями R-3350-8, не пошла в производство, несмотря на то что 180 машин были заказаны в 1941 году. Однако в 1943 году был разработан вариант ХРВМ-5, оснащенный двумя двигателями R-2800-34 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и восемью 12,7-мм пулеметами. Заказ на него был выдан 3 января 1944 года, серийные РВМ-5 поставлялись с августа 1944 года. Некоторые экземпляры были оснащены радаром APS-15 и обозначались как РВМ-5Е, а другие, специально оснащенные для противолодочной борьбы, обозначались как PBM-5S. Всего был построен 631 самолет.

Последней из семейства "Маринер" была амфибия РВМ-5А, которая использовалась преимущественно для авиационно-спасательных работ на море ВМС США и Береговой охраной после Второй мировой войны. До окончания производства в апреле 1949 года было построено 36 таких леетающих лодок.

Основные модификации гидросамолета

Множество модификаций летающей лодки
  • ХРВМ-1 - опытный образец со свободнонесущим крылом типа чайка, с убирающимися поплавками под крылом.
  • РВМ-1 - начальный серийный вариант, отличался горизонтальным оперением с явно выраженным углом поперечного V, двумя килями; построено 20 самолётов.
  • РВМ-1А - обозначение самолётов ХРВМ-1 с другим вооружением.
  • ХРВМ-2 - единственный образец, аналогичный РВМ-1, но с увеличенным запасом топлива и приспособленный для запуска с катапульты.
  • РВМ-3В - вариант РВМ-3, переданных Королевским ВВС Великобритании; это первая серийная модель РВМ-3, на которой использовались более крупные неубирающиеся поплавки; РВМ-3В оснащались двигателями R-2600-12 мощностью по 1700 л.с.
  • РВМ-3С - серийная модель, в целом похожая на РВМ-3В; отличия - бронезащита, бомбовая нагрузка до 1814 кг и изменения в вооружении; построено 742 самолёта.
  • РВМ-3D - как и РВМ-3С, серийная модель, но с более мощным двигателем R-2600-22, с поисковой РЛС, с протектированными топливными баками, с возможностью размещения до 3628 кг бомб, двух торпед; построен 201 самолет.
  • ХРВМ-3Е - обозначение одного самолёта РВМ-3, предназначенного для испытаний РЛС.
  • РВМ-3R - транспортный вариант самолёта РВМ-3, без вооружения, с грузовой дверью, усиленным полом; построено 50 самолётов.
  • РВМ-3S - противолодочная модель варианта РВМ-3С с дополнительным запасом топлива; могла нести четыре глубинные бомбы по 147 кг; построено 156 самолётов.
  • ХРМВ-5 - два опытных самолёта, похожих на РВМ-3D, но с двигателями Pratt & Whitney R-2800-34 Double Wasp мощностью по 2100 л.с.
  • PВМ-5 - основная серийная модель, в целом похожа на ХРВМ-5, но с моторами R-2800-22 или 34; построен 631 самолет.
  • ХРВМ-5А - единственный образец варианта РВМ-5, самолет-амфибия.
  • РВМ-5А - серийный вариант ХРВМ-5А; использовался главным образом Береговой охраной США для поисково-спасательных операций на море; построено 36 самолётов.
  • РВМ-5Е - самолёты РВМ-5 с радаром AN/APS-15.
  • РВМ-5G - новое обозначение четырёх самолётов РВМ-5, переданных Береговой охране США для поисково-спасательной службы.
  • РВМ-5М - новое обозначение одного из самолётов РВМ-5Е, переоборудованного для испытания ракет.
  • РВМ-5S - обозначение небольшой серии самолётов РВМ-5 с оборудованием для противолодочных операций.
Множество модификаций летающей лодки

Двадцать семь РВМ-3В с британским оборудованием было поставлено Королевским ВВС под обозначением "Маринер" GR.Mk.I. Первый самолет прибыл в Бьюмарис, Англеси, в августе 1943 года. Выполнявшая специальные операции и тренировочные функции 524-я эскадрилья получила их 20 октября в Обане. Однако после нескольких недель эксплуатации было решено, что "Маринеры" не могут использоваться в RAF. Эскадрилья была расформирована 7 декабря 1943 года, а ее самолеты переданы штабу Транспортного командования. Оставшиеся "Маринеры" были собраны в 57-й ремонтно-технической части в Виг-Бее, около Странраера, перед отправкой в США. Королевские Австралийские ВВС использовали 12 "Маринеров" с 1943 года по 1946 год в составе 41-й эскадрильи. После Второй мировой войны войны ВМС США передали три РВМ-5 флоту Уругвая, несколько таких же самолетов было передано Аргентине, а 17 летающих лодок - авиации военного флота Нидерландов.

Модель
Martin PBM-1 Mariner
Экипаж, человек
7-11
Длина, метров
24,33
Размах крыла, метров
35,97
Высота, метров
8,38
Площадь крыла,м2
130,80
Масса пустого, кг
15048
Максимальная взлётная масса, кг
26308
Силовая установка
2хWright R-2600-12(22) Cyclone
Мощность, л.с., кВт
1900  (1417)
Крейсерская скорость, км/ч
278
Максимальная скорость км/ч, м
340 на 455
Скороподьемность, м/минут
125
Практическая дальность, км
3605
Практический потолок, м
6035
Вооружение, пулеметы, мм
8х12,7
Бомбовая нагрузка, кг
3629

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • В.Котельников. Гидросамолеты 1939-1945 (Авиаколлекция).
  • Андрей Харук. Лучший в своем классе.
  • Green, William. War Planes of the Second World War: Volume Five Flying Boats