Небронированные штурмовики Northrop (Douglas) A-17/8A
На базе скоростного почтового самолета "Гамма" 2 под началом Дж. Нортропа было создано семейство небронированных штурмовиков в конструкторском бюро "Нортроп корпорейшн". 6 октября 1934 года совершил первый полет опытный штурмовик "Гамма" 2F. В декабре 1935 года организовано серийное производство штурмовиков А-17 на заводе "Нортроп" в Эль-Сегундо (позднее - отделение Эль-Сегундо фирмы "Дуглас эйркрафт"). В Швеции также производились самолеты семейства 8А (на заводе ASJA в Линчепинге). Всего было построено 436 единиц в Соединенных Штатах и 103 самолетов в Швеции.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нажмите на фотографию для увеличения |
Выпуск самолетов 8А продолжался в США до января 1941 года, в Швеции - до середины 1941 года. Самолеты семейства 8А находились на вооружении:
- в США с 1936 года,
- в Аргентине и Перу - с 1938 года,
- в Ираке, Швеции и Нидерландах - с 1939 года,
- в Великобритании, Канаде и Южно-Африканском Союзе - с 1940 года.
Небронированные штурмовики Northrop (Douglas) A-17/8A являлись одномоторными цельнометаллическими свободнонесущими монопланами с убирающимся шасси (у А-17, 8А-1 и 8А-2 шасси не убиралось, колеса в обтекателях). Экипаж состоял из двух человек, двигатель и вооружение устанавливались в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации:
- А-17 - с мотором R-1535-11, неубирающимся шасси (колеса в обтекателях), вооружение включало 5x7,62, бомбовая нагрузка - до 544 кг;
- А-17А - с мотором R-1535-13, убирающееся шасси, вооружение аналогично А-17;
- 8А-1 (В5А) - вариант А-17 с мотором "Меркьюри" XXIV, создавался в Швеции, вооружение состояло из 3x8, бомбы до 544 кг;
- 8А-2 - с мотором R-1820-G3, экспортный вариант А-17 для Аргентины, неубирающееся шасси, вооружение состояло из 2x12,7+3x7,62;
- 8А-3Р - с мотором R-1820-G3, экспортный вариант А-17А для Перу;
- 8А-3N - с мотором R-1830-S3C-G, экспортный вариант А-17А для Нидерландов;
- 8А-4 - с мотором R-1820-G103, экспортный вариант А-17А для Ирака;
- 8А-5 (А-33) - с мотором R-1820-87, экспортный вариант А-17 для Норвегии, вооружение включало 2x12,7+6x7,62, бомбовая нагрузка до 816 кг.
Масса, кг | |
пустого самолета | 2316 |
нормальная взлетная | 3421 |
Размах крыла, м | 14,55 |
Длина, м | 9,65 |
Высота, м | 3,66 |
Площадь крыла, кв.м | 33,63 |
Тип двигателя | 1 ПД Pratt Whitney R-1535-13 |
Мощность, л.с. | 1 х 825 |
Максимальная скорость, км/ч | 354 |
Крейсерская скорость, км/ч | 273 |
Практическая дальность, км | 1175 |
Практический потолок, м | 5915 |
Экипаж | 2 |
С 1939 года в США самолеты А-17 и А-17А передавались для учебных целей. Некоторое количество А-17 было направлено в страны Британского содружества, как "Номад" I после капитального ремонта и установки двигателей R-1830-S2A5-G. Первое боевое применение штурмовиков семейства 8А состоялось в мае 1940 года во время обороны Нидерландов от немецкого вторжения, когда самолеты несколько дней атаковали войска противника. Самолеты Ирака принимали участие в налетах в мае 1941 года на английскую авиабазу Хаббания во время мятежа Рашида Али и почти все были уничтожены английской авиацией. Перу применяли 8А-3Р в 1941 году в войне с Эквадором. В Англии, Канаде, ЮАС "номады" несли службу лишь в качестве учебных. В Швеции в 1944 году В5А были сняты с вооружения.
Источники:
- Владимир Котельников. Гамма штурмовиков Джона Нортропа.
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945.
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
- H.G.Andersson "SAAB Aircraft since 1937".
- David Donald, ed. American Warplanes of World War II.
Вперед > |
---|