Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Тяжелый штурмовик Ki-102

Двухмоторный штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy

фотография японского самолета второй мировой войны В декабре 1942 года Коку Хомбу приказал свернуть работы над улучшенным вариантом "Торю" Ki-45-II и создать на его базе одноместный истребитель. Проект получил обозначение Ki-96, а главным конструктором новой машины стал Такео Дои. Первый опытный образец японского самолета Второй мировой войны Ki-96 был изготовлен на базе незавершенного прототипа Ki-45-II, второй и третий были построены "с нуля" и отличались кабиной, которая получила фонарь кругового обзора. В сентябре 1943 года начались летные испытания. Их результаты были в целом удовлетворительными: самолет Ki-96 продемонстрировал хорошую управляемость, а его характеристики соответствовали расчетным. Но к этому времени командование армейской авиации в очередной раз пересмотрело свои взгляды на двухмоторный истребитель, и проект одноместного Ki-96 дальнейшею развития не получил.

На его базе было решено создать двухместный штурмовик, способный заменить в войсках истребитель Ki-45 В августе 1943 года проект был одобрен и получил обозначение Ki-102. Для ускорения работ Такео Дои использовал планер и силовую установку от Ki-96.

передняя проекция японского истребителя

Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид спереди

Новый самолет получил дополнительное бронирование и мощное вооружение, состоявшее из установленных в носовой части фюзеляжа трех пушек (одной 57-мм Но-401 и двух 20-мм Но-5) и одного подвижного 12,7-мм пулемета Но-103 в задней части кабины. Первый из трех опытных Кi-102 с двигателями Мицубиси На-112-11 мощностью 1500 л.с. поднялся в воздух в марте 1944 года.

Затем была выпущена партия из 20 предсерийных самолетов, которые вместе с тремя опытными использовались для доводки машины. После внесения в конструкцию незначительных изменений в октябре 1944 года новый самолет был запущен в серию под обозначением "Армейский штурмовик Тип 4" (Ki- 102b). За месяц до первого полета Ki-102 Коку Хомбу распорядился на базе этой машины создать высотный истребитель. И вновь все свелось к простой переделке уже существующей конструкции, эта процедура была проделана с шестью самолетами второй мировой войны Ki-102 из предсерийной партии, которые получили индекс Ki-102a.

Первый из них был облетан в июне 1944 года. Внешне истребитель Ki-102а практически не отличался от самолета Ki-102b, а (главное изменение заключалось в установке двигателей Мицубиси На-112-Н Ru с турбокомпрессорами, позволявшими развивать мощность 1250 л.с на высоте 8200 метров, а не 5800 метров (как обычный На-112-Н). Кроме топ), Ki-102a получил новое вооружение 30-мм пушку Но-203 и две 20-мм пушки Но-5 в носовой части фюзеляжа. Пулемет для защиты задней полусферы был снят. После успешного завершения испытаний шести опытных самолетов военные заказали 12 предсерийных машин, также переделанных из стандартных Ki-102b. Однако серийное производства высотного истребителя организовано не было. Все ограничилось поставкой в войска 15 Ki- 102а.

боковая проекция японского военного самолета

Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид сбоку

Новый самолет отличался удлиненным фюзеляжем, крылом большего размаха и площади, новой кабиной и перепроектированным хвостовым оперением. Кроме того, на нем был установлен радар. Вооружение состояло из двух 30-мм пушек Но-105 в носовой части и двух 20-мм пушек Но-5, расположенных в центральной части фюзеляжа под углом. В качестве силовой установки использовались два оснащенных турбокомпрессорами двигателя Мицубиси. Первый опытный самолет взлетел в июле 1945 года, второй - месяц спустя. Однако до капитуляции Японии завершить летные испытания этих машин не удалось.

верхняя проекция истребителя японской императорской армиии

Японский штурмовик Каwasaki Ki-102 Randy вид сверху

Весной 1944 года два самолета Ki-102b были оснащены специально разработанными специалистами "Кавасаки" герметичными кабинами и новым оперением, став таким образом прототипами новой модели японского высотного истребителя второй мировой войны - Ki-108. Они сохранили двигатели Мицубиси На-112-11 Ru с турбокомпрессорами, а их вооружение состояло из одной 37-мм пушки Но-203 и двух 20-мм пушек Но-5. Летные испытания машин постоянно задерживались из-за налетов американской авиации и проблем с турбокомпрессорами. До конца войны их завершить не успели, как не были окончены и испытания двух прототипов улучшенного варианта Ki-108 KAI, которые отличались удлиненным фюзеляжем и крылом увеличенной площади от Ki-102а.

Всего до конца войны было произведено 238 самолетов Ki-102. Из них 215 - варианта Ki-102b. Большинство выпущенных машин было выведено в резерв - их берегли на случай вторжения западных союзников на Японские острова. В боях, в частности в сражении за Окинаву, использовалось лишь небольшое количество истребителей Ki-102, которым американцы присвоили кодовое имя "Рэнди".

Модель
Kawasaki Ki-102
Экипаж, человек
2
Длина, метров
11,45
Высота, метров
3,7
Размах крыла, метров
15,57
Площадь крыла, метров квадратных
34,0
Масса пустого, килограмм
4950
Нормальная взлётная масса, килограмм
7300
Силовая установка
двух-радиальный Mitsubishi Ha-112-II
Мощность двигателей л.с.
2х1500 (2х1100 кВт)
Максимальная скорость, км/ч
580
Крейсерская скорость, км/ч
нет данных
Практическая дальность, км
2000
Практический потолок, метров
10000
Скороподъёмность, м/с
12
Нагрузка на крыло, кг/м2
214,7
Тяговооружённость, Вт/кг
306
Вооружение, пулеметы, мм
1х 2,7 Ho-103
Вооружение, пушки, мм
1х57 Ho-401, 2х20 Ho-5

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
  • Евгений Аранов, Дарья Шкирматова. Штурмовик Kawasaki Ki-102 "Randy".
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.