Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Скоростной истребитель Кавасаки Ki-64

Японский истребитель Kawasaki Ki-64

японский истребительНесмотря на загруженность работами по доводке двухмоторного японского истребителя второй мировой войны Ki-45 и проектированию одномоторных истребителей Ki-60 и Ki-6l, специалисты фирмы "Кавасаки" во главе с Такео Дои в 1939 году разрабатывали проект еще одной машины - скоростного истребителя, характеризующегося большим количеством нестандартных конструктивных решений, не применявшихся прежде японскими авиастроителями. Некоторое время проект оставался только на бумаге, но после того, как в октябре 1940 года эксперты Коку Хомбу сформулировали требования к истребителю. "Кавасаки" получила санкцию на его реализацию.

Конструкция нового самолета, получившего обозначение Ki-64, интересна в первую очередь силовой установкой и системой ее охлаждения. Поскольку двигатель требуемой мощности отсутствовал. Такео Дои в тесном взаимодействии с мотористами фирмы остановил выбор на установке Кавасаки На-201, представлявшей собой спарку двух 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения На-40 (лицензионный вариант двигателя Даймлер-Бенц DB 601) и развивавшей мощность 2350 л.с. При этом один двигатель устанавливался перед кабиной пилота, а другой - за ней. Моторы передавали момент двум трехлопастным соосным воздушным винтам с противоположными направлениями вращения. Передний винт изменяемого шага приводился во вращение задним двигателем, а задний винт фиксированного шага - передним. Еще одной особенностью самолета стало использование системы охлаждения поверхностно-испарительного типа по образцу системы охлаждения, созданной немецким авиаконструктором Эрнстом Хейнкелем и примененной на немецких самолетах второй мировой войны Не-119 и Не-100.

истребитель кавасаки ki 64

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 в полете

Принцип ее работы заключался в том, что охлаждающее вещество в парообразном виде отводилось от двигателя в удаленные конденсаторы с большой площадью поверхности, где происходила его конденсация и охлаждение. Затем жидкость насосами подавалась обратно в двигатель. На Ki-64 конденсаторы размещались в консолях крыла и имели площадь по 24 м2, а объем охлаждающей жидкости составлял 70 литров для каждого мотора. Передний двигатель использовал конденсатор, расположенный в левом крыле, а задний - в правом. Предполагалось, что применение такой системы благодаря уменьшению аэродинамического сопротивления (за счет отсутствия воздухозаборника радиатора) приведет к увеличению скорости самолета примерно на 40 км/ч, а ее уязвимость японцы серьезным недостатком не считали.

военный самолет японии

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 в полете документальное фото

Учитывая новизну примененных решений, планер нового самолета с силовой установкой На-201 был подвергнут тщательной продувке в аэродинамической трубе, а испарительная система охлаждения была испытана на специально доработанном истребителе Ki-61. Это, естественно, задержало работы (прототип был готов только в декабре 1943 года), зато позволило избежать возможных "детских болезней".

боковая проекция самолета

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид сбоку

Впервые поднявшийся в воздух в декабре 1943 года самолет второй мировой войны Ki-64 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, которое имело ламинарный профиль. В каждом крыле из-за отсутствия свободного места было установлено по одной 20-мм пушке Но-5. Еще две такие же пушки находились над двигателем.

верхняя проекция самолета

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид сверху

Первые четыре полета прототипа прошли успешно, но во время пятого загорелся задний двигатель, и самолету пришлось совершить аварийную посадку. Двигатель был отправлен на завод в Акаси, но его так и не отремонтировали. Неблагоприятное для Японии развитие хода боевых действий заставило военных пересмотреть планы и сосредоточить все усилия авиапромышленности на доводке уже выпускаемых серийных самолетов. Работы по Ki-64 были прекращены. Проект варианта Ki-64 KAI (его планировалось оснастить более мощным 2800-сильным двигателем На-201 и запустить в серию) остался нереализованным. Американская разведка узнала о работах над Ki-64, и этому самолету, даже несмотря на то, что он никогда не участвовал в боях, было присвоено кодовое имя "Роб".

нижняя проекция самолета

Японский истребитель "Кавасаки" Ki-64 вид снизу

Модель
Ki-64
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
13,50
Длина, м
11,03
Высота, м
4,25
Максимальная скорость, км/ч 5000 м
690
Потолок, м
12 000
Дальность полета, км
1000
Время подьема на высоту 5000 м, мин
5,5
Вес, бомб, кг
нет
Вес, максимальный, кг
5100
Двигатели, мощность л.с
1 х 2350
Вооружение, пулеметы
нет
Вооружение, пушки
4 х 20-мм

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Владимир Котельников. Тяжелые истребители. Кавасаки Ки.64.
  • Евгений Аранов. Экспериментальные японские самолеты Второй Мировой.
  • Виктор Бакурский. Гонка за призраком скорости.