Это - Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.


 
Испанская "Katiuska" - Итоговые данные
  
Содержание
Испанская "Katiuska"
Доклад Горанова B.C.
Другие доклады
Итоговые данные

Практически весь первый период войны соединения "Катюшек" базировались на аэродромах, расположенных вдоль линии Мадрид — Картахена. После потери части Каталонии одна эскадрилья примерно до середины лета 1938 г. действовала с аэродрома в районе Хероны, чуть позднее с аэродрома Реус под Барселоной.

Итоговые данные о действиях республиканских ВВС на самолетах СБ за период с 28.10.36 г. по 1.01.39 г. в числителе боевых вылетов, в знаменателе самолето-вылетов

Цели
Боевые вылеты/самолето-вылеты
по аэродромам и авиабазам
118/864
по ж.д. объектам
56/347
по морским кораблям и базам
73/361
по администрат.политическим и экономим, объектам
44/266
действия по войскам
405/3306
на разведку
156/302
не боевые полеты и перелеты
9/118
Всего
861/5564

Основные цели бомбардировок были в районе Сарагоссы. Для уменьшения потерь высоту полетов подняли до 6000 м. Так как с кислородным оборудованием имелись проблемы, в частности, отсутствовали кислородные маски, приходилось заниматься "самодеятельностью". Были изготовлены своеобразные мундштуки, соединенные шлангами с кислородными баллонами. Несмотря на примитивность такого оборудования, оно неоднократно использовалось и дало свои положительные результаты.
Летом 1938 г. эта эскадрилья, которой командовал поначалу Андрей Стетишин, затем Николай Красноглазов, перебралась на Центральный фронт, где влилась в состав Группы 24.

Говоря о событиях 1938 г. следует отметить, что согласно советским данным, весной — летом 1938 г. на фронте действовало 4 - эскадрильи СБ, две из которых назывались русскими, а две испанскими. В этот период продолжались изменения в конструкции СБ с целью повышения его боевых характеристик. В частности, в июне 1938 г. на самолете с кодировкой ВК-004 испытали "горизонтальные" бомбодержатели, на которые можно было подвесить две 100-кг бомбы. В октябре 1938 г. на машинах с бортовыми номерами 21 (код ВК-083) и 26 испытывались бомбовые кассеты, с которыми СБ мог брать 48 бомб по 12 кг, либо 436 бомб по 0,76 кг. Тогда же на многих СБ снимали сдвижной фонарь задней кабины и устанавливали небольшой козырек для прикрытия стрелка от воздушного потока, а в верхней части фонаря кабины летчика устанавливали зеркало заднего вида.

На заключительном этапе испанской войны, в условиях недостатка республиканских истребителей, СБ использовались ограниченно, малыми группами. Начиная с осени 1938 г. самолеты управлялись исключительно испанскими экипажами. В этот период общее количество "Катюшек" поддерживалось в пределах двух десятков машин. Отчасти такое положение удавалось сохранять благодаря ремонту самолетов и авиадвигателей. Только за 1938 г. ремонтный завод SAF-9 в Барселоне отремонтировал 169 двигателей М-100. Ремонтом самолетов СБ занимался завод SAF-3/16 в Реусе и завод SAF-21/23. Существует мнение, что в конце 1938 г. в Испанию из Советского Союза направили крупную партию модернизированных СБ, оснащенных двигателями М-103 и даже получивших обозначение "Супер Катюшка". Однако подтверждения этой информации на сегодняшний день не имеется. В ходе боевых действий один СБ достался националистам и некоторое время использовался для ведения дальней разведки. Еще одна машина под обозначением "Мартин-Бомбер" демонстрировалась в Сан Себастьяне в 1938 г.

После падения Испанской республики в марте 1939 г. победившей стороне досталось 19 вполне исправных СБ. Уже к середине августа эти машины под обозначением 20W (позднее В.5) вошли в состав 13-й бомбардировочной эскадры, базирующейся в Лос Льянос. Эксплуатация продолжалась до февраля 1946 г. Из 92 поставленных СБ республиканская авиация в ходе боевых действий потеряла 74 машины. Из них около 40 было уничтожено истребителями и зенитной артиллерией противника, остальные разбиты в авариях и катастрофах.
Воздушные стрелки СБ за период войны заявили о 9 сбитых истребителях — 4 CR.32, 3 Bf.109 и 2 неустановленного типа.

Сравнительная таблица
самолетов СБ 2М-103, СБ-РК, Ар-2 № 1/511
и самолета "100" (Пе-2 производства завода № 39)
Характеристики приведены согласно данных госиспытаний

СБ 2М-103

 
СБ 2М-103
1939г.
Размах крыла (м)
20,330
Длина (м)
12.770
Высота (м)
4.735
Вес пустого (кг)
4566
Полетный вес (кг)
6380
Нагрузка на крыло (кг/м2)
112,5
Скор. макс, у земли (км/ч )
363,5
Скор, на расч. высоте (км/ч )
433
Скорость посадочная (км/ч )
130
Время набора
5000м (мин)
8,9
Практическ. потолок (м)
8800
Дальность норма, (км)
800

СБ-РК

 
СБ-РК
№ 2/281
Размах крыла (м)
18,0
Длина (м)
12,780
Высота (м)
4,700
Вес пустого (кг)
4735
Полетный вес (кг)
6300
Нагрузка на крыло (кг/м2)
132
Скор. макс, у земли (км/ч )
411
Скор, на расч. высоте (км/ч )
480
Скорость посадочная (км/ч )
135
Время набора
5000м (мин)
8,55
(по другим данным 7,1)
Практическ. потолок (м)
10100
Дальность норма, (км)
-

Ар-2

 
Ар-2
№ 1/511
Размах крыла (м)
18,0
Длина (м)
12,625*
Высота (м)
4,700
Вес пустого (кг)
5106
Полетный вес (кг)
6500
Нагрузка на крыло (кг/м2)
139-148
Скор. макс, у земли (км/ч )
443
Скор, на расч. высоте (км/ч )
505-512
Скорость посадочная (км/ч )
135
Время набора
5000м (мин)
6,55
Практическ. потолок (м)
10500
Дальность норма, (км)
-

*Длина самолета Ар-2 по другим данным 12,640 м.

Пе-2

 
"100"
(Пе-2)
Размах крыла (м)
17,150
Длина (м)
12,698
Высота (м)
3,512
Вес пустого (кг)
5887
Полетный вес (кг)
7200
Нагрузка на крыло (кг/м2)
177
Скор. макс, у земли (км/ч )
455
Скор, на расч. высоте (км/ч )
515
Скорость посадочная (км/ч )
140
Время набора
5000м (мин)
6,8
Практическ. потолок (м)
Дальность норма, (км)
1400

 

 

Сводная таблица основных технических и летных характеристик самолетов СБ различных годов выпуска

АНТ-40 РЦ

 
АНТ-40 РЦ
Год
1934
Двигатели
Райт "Циклон"
Мощн. л.с.
730
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./3,51
Размах крыла (м.)
19,0
Площадь крыла (м2)
46,3
Длина в лин. полета (м)
12,3
Высота в лин. полета (м)
-
Полетный вес(кг)
4717
Бомбы (кг)
500
Скорость макс.(км/ч)
325
Дальность полета (км)
1400
Потолок (м)
6800

АНТ-40 ИС

 
АНТ-40 ИС
Год
1935
Двигатели
Испано Сюиза
Мощн. л.с.
750
Возд. винт/диаметр(м)
2-х лоп./3,4
Размах крыла (м.)
20,3
Площадь крыла (м2)
51,95
Длина в лин. полета (м)
12,217
Высота в лин. полета (м)
4,312
Полетный вес(кг)
4850
Бомбы (кг)
500
Скорость макс.(км/ч)
400
Дальность полета (км)
1400
Потолок (м)
9400

СБ № 221

 
СБ № 221
Год
1936
Двигатели
М-100
Мощн. л.с.
750
Возд. винт/диаметр(м)
2-х лоп. /3,4
Размах крыла (м.)
20,3
Площадь крыла (м2)
56,7
Длина в лин. полета (м)
12,273
Высота в лин. полета (м)
4,39
Полетный вес(кг)
5628
Бомбы (кг)
500
Скорость макс.(км/ч)
393
Дальность полета (км)
2187
Потолок (м)
9000

СБ № 22200

 
СБ № 22200
Год
1937
Двигатели
М-100А
Мощн. л.с.
850
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./.3.4
Размах крыла (м.)
20,33
Площадь крыла (м2)
56,7
Длина в лин. полета (м)
12,273
Высота в лин. полета (м)
4,24
Полетный вес(кг)
5748
Бомбы (кг)
600
Скорость макс.(км/ч)
423
Дальность полета (км)
-
Потолок (м)
9560

СБ № 1/83

 
СБ № 1/83
Год
1938
Двигатели
М-103
Мощн. л.с.
960
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./3,4
Размах крыла (м.)
20,33
Площадь крыла (м2)
56,7
Длина в лин. полета (м)
12,273
Высота в лин. полета (м)
4,735
Полетный вес(кг)
6175
Бомбы (кг)
1500
Скорость макс.(км/ч)
419
Дальность полета (км)
-
Потолок (м)
9600

СБ № 13/221

 
СБ № 13/221
Год
1939
Двигатели
М-103
Мощн. л.с.
960
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./3,25
Размах крыла (м.)
20,33
Площадь крыла (м2)
56,7
Длина в лин. полета (м)
12,273
Высота в лин. полета (м)
4,735
Полетный вес(кг)
6380
Бомбы (кг)
1500
Скорость макс.(км/ч)
450
Дальность полета (км)
1900
Потолок (м)
9300

ММН

 
ММН
Год
1939
Двигатели
М-105
Мощн. л.с.
1050
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./3,25
Размах крыла (м.)
18,0
Площадь крыла (м2)
48,214
Длина в лин. полета (м)
12,78
Высота в лин. полета (м)
4,7
Полетный вес(кг)
7068
Бомбы (кг)
1500
Скорость макс.(км/ч)
445
Дальность полета (км)
1000
Потолок (м)
9000

СБ № 1/227

 
СБ № 1/227
Год
1940
Двигатели
М-105
Мощн. л.с.
1050
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./3,25
Размах крыла (м.)
20,33
Площадь крыла (м2)
56,7
Длина в лин. полета (м)
2,273
Высота в лин. полета (м)
4,735
Полетный вес(кг)
7000
Бомбы (кг)
1500
Скорость макс.(км/ч)
445
Дальность полета (км)
1000
Потолок (м)
9000

АР-2

 
АР-2
Год
1941
Двигатели
М-105
Мощн. л.с.
1050
Возд. винт/диаметр(м)
3-х лоп./3,1
Размах крыла (м.)
18,0
Площадь крыла (м2)
48,2
Длина в лин. полета (м)
12,640
Высота в лин. полета (м)
4,7
Полетный вес(кг)
6500
Бомбы (кг)
1500
Скорость макс.(км/ч)
512
Дальность полета (км)
1000
Потолок (м)
10500