Истребитель Фокке-Вульф Fw 190 - Обозначения
Осенью 1937 года Министерство Авиации третьего рейха представило требования к самолету, который должен был стать резервной машиной на вводившегося в эксплуатацию истребителя Bf-109, и который мог бы его в будущем заменить. Главный конструктор заводов Фокке-Вульф Курт Танк представил проект истребителя с 14-цилиндровым роторным двигателем. После первого полета прототипа, состоявшего 1 июня 1939 года было принято решение о замене роторного двигателя на BMW 801, но это не привело к сколь-нибудь заметным улучшениям. Для ускорения работ над машиной был создан специальный отдел, который возглавили обер-лейтенанты Карл Боррис и Отто Бехренсен. Именно благодаря этим двум людям Fw-190 в конце концов поборол все детские болезни и стал одним из наилучших истребителей второй мировой войны.
Содержание
Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
Модификации
Бомбардировщики и штурмовики
В боях
Конструкция Fw 190
Обозначения

Тактические обозначения и схемы камуфляжа

Fw 190 начал поступать в части, когда старая камуфляжная схема (низ - светло-голубой Hell-blau 65, верх - комбинация темно-зеленого Dunkelgrun 71 и черно-зеленого Schwarzgrun 70) после польской кампании уступила место новой: нижние поверхности остались прежнего цвета, а верхние стали окрашивать краской темно-зеленой 71 и серой RLM Grau 02. Последняя краска не была чисто серой, а имела "мышиный" зеленовато-серый оттенок. Границы цветов должны были быть прямыми. Линия раздела цветов верхних и нижних поверхностей поднялась вверх и проходила, как правило, сразу под кабиной, а бока фюзеляжа покрывались краской пятнами серой 02, темно-зеленой 71 или темно-серой 74.С середины 1940 г. все большее применение находила другая камуфляжная схема: нижние и боковые поверхности окрашивались светлой серо-голубой (Lichtblau 76), а верхние - комбинацией темно-серой (Dunkelgrau 74) и средне-серой (Grauviolet 75) красок. Граница цветов, как правило, не была ни прямолинейной, ни контрастной. Эта схема чаще всего встречалась на Fw 190. Раскладка полей красок на верхних поверхностях варьировалась (очевидно, в зависимости от места производства), но в целом мало различалась.

Краски светло-серая 76 (кроме названия Lichtblau упоминаются названия Hellgrau и Hellblau) и светло-голубая 65 быстро выгорали до бледно-серого оттенка и почти не отличались друг от друга. Тем не менее именно в краске 76 преобладала серая составляющая. Многие машины перекрашивались в частях, поэтому трудно говорить о какой-то общепринятой схеме размещения полей красок применительно к 190. Особенно сильно различался на машинах переход между светлым тоном низа и цветами верха фюзеляжа. Обычно линия разделения шла на уровне верхней трети фюзеляжа спереди за кабиной. На верхнюю часть фюзеляжа наносились пятна темно-зеленой краски, но на многих машинах можно было видеть сплошные темно-зеленые участки на верхней задней части фюзеляжа, сильнее всего различался у разных машин уровень где начинались зеленые пятна. На Восточном фронте постоянно велись эксперименты с камуфляжными окрасками, поэтому возможны самые неожиданные сочетания цветов и схемы нанесения красок. А зимой на Восточном фронте самолеты камуфлировались разнообразными белыми пятнами и полосами.

В Северной Африке Fw 190 камуфлировались прямо на месте краской песчаного цвета. Позднее была разработана схема с использованием красок песчаной 79 и зеленой 80.
Самолеты истребительного дивизиона 30 "Wilde Sau" сменили множество окрасок, от обычного дневного камуфляжа до комбинации оттенков зеленого цвета на верхних поверхностях и черного - на нижних. В конце войны чаще поступали приказы об изменении камуфляжных схем. Были разработаны новые камуфляжные краски, такие как фиолетово-коричневая (Braunvioletl 81), новые оттенки зеленой (Dunkelgrun 82, Hellgrun83). В 1945 г. американцы захватили и обследовали Fw 190F-8/R1 из SG 2. Он был окрашен снизу светло-голубой краской 65, бока фюзеляжа и киль - светло-серый 76 в пятнах черно-зеленой краски 70. Верхняя часть фюзеляжа была окрашена какой-то нестандартной серой краской, а верхние поверхности крыльев и стабилизатора - полями темно-зеленой 82 и средне-серой 75. Фюзеляжный крест был светло-серым 76 с черными уголками, а от свастики остался белый контур. Под правым крылом рисовалось желтое V - опознавательный знак венгерской группировки. Внутренние поверхности немецких самолетов окрашивались серо-зеленой краской RLM Grau 02. Так же окрашивались ниши шасси и внутренние поверхности щитков шасси. Стойки были окрашены матовой темно-серой краской Schwarzgrau 66, а диски колес - полуматовой черной. За мотором, в районе выхода выхлопных газов, краска быстро выгорала, поэтому этот участок покрывали черной краской.

В 1941-42 гг. на крылья сверху и снизу и на бока фюзеляжа наносились стандартные черные кресты с белыми и черными уголками. Однако в частях часто оставляли либо белые границы, либо черное поле. Иногда на фюзеляже крест был не черным, а наносился более темной камуфляжной краской, например 74, на самолете, окрашенном комбинацией 74/75/76. В конце войны на фюзеляже и на крыльях снизу крест состоял из черных уголков, а на крыльях сверху - из белых. Свастика почти всегда рисовалась как черный силуэт с белой обводкой, но к концу войны осталась только обводка Тактические обозначения складывались из различных элементов. Одним из распространенных было кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа, широко использовавшееся с 1942 г. Цвет кольца часто совпадал с цветом законцовок крыльев. Считалось, что он определял театр, на котором воюет машина. На Средиземноморье почти все Фокке-Вульфы имели кольцо белого цвета, а на Восточном фронте - желтого. Цвет капота обычно определял принадлежность к эскадре. Для JG 51 и JG 54 на Восточном фронте характерными были желтые кольца вокруг хвостовой части фюзеляжа прямо под крестом. Кроме того, желтыми могли быть законцовки крыльев, низ капота и низ руля направления. В конечной фазе войны на истребителях вокруг фюзеляжа в хвосте появились полосы "защиты рейха" (Reichsverteidigung).

Обозначения машин складывались обычно из разного рода эмблем, определенных для эскадры, группы и эскадрильи, и индивидуальной эмблемы пилота. Эмблемы подразделений наносились с одной или с обеих сторон капота, а индивидуальные обозначения - на левой стороне под кабиной. Каждая победа отмечалась небольшой желтой или белой полоской на руле направления, который в свою очередь часто окрашивался в цвета эскадрильи Если пилот был награжден Рыцарским крестом или более высокой наградой, машину украшали изображением награды с числом побед на момент награждения. Истребители Fw 190, как правило, имели тактические номера от 1 до 12. Цифра, размещавшаяся ближе к носу от фюзеляжного креста, была цветной, и цвет определял номер эскадрильи в группе. Белый - первая эскадрилья (1, 4, 7, 10 в эскадре); красный или черный - вторая эскадрилья (2,5, 8, 11 в эскадре); желтый - третья эскадрилья (3,6, 9, 12 в эскадре). Командир эскадрильи обычно летал с номером 1, но к концу войны от этой практики отказались.За крестом располагался символ, определявший номер группы в эскадре. Цвет символа был таким же, как и цвет тактического номера.
Следующий знак определял должность пилота: командир эскадрильи, группы или эскадры, техник или адъютант. Символы для командира эскадры в различных подразделениях были различными.

В цвета эскадрилий часто окрашивались и другие части самолета, например, нижняя часть капота, кок (полностью или частично), законцовки крыла или руль направления. Правда, цвет этих элементов иногда мог определяться и другими соображениями. Излюбленным способом окраски кока было нанесение белой спирали по фону черного цвета или цвета эскадрильи. Считалось, что при вращении спираль дает гипнотический эффект и завораживает бортстрелков противника. Четырехбуквенные бортовые номера являлись заводскими кодами, которые использовались при перегонке машин в части, где они заменялись на стандартные тактические обозначения. В конце войны это делалось не всегда, отсюда и фотографии боевых самолетов с буквенными кодами. Частое перемещение подразделений с фронта на фронт приводило к появлению довольно странных камуфляжных схем и комбинаций кодов.

Авиация непосредственной поддержки пехоты, в составе которой воевали штурмовые и бомбардировочные модификации Fw 190, имела собственную систему обозначений. С 1942 г. и до начала 1944 г. отличительным признаком самолета поддержки пехоты был черный равносторонний треугольник на фюзеляже с обводкой цвета эскадрильи к носу от креста. К хвосту от креста располагался буквенный код. Примерно в марте 1944 г. треугольник исчез, обозначения групп стали такими же, как в истребительных эскадрах. Обозначение перед крестом могло быть разным - буква или цифра цвета эскадрильи. Заводские номера наносились с левой стороны киля. Заводам передавались блоки цифр, и фабричный номер должен был начинаться с конкретных цифр.

Источники:

  • Доменик Бреффор, Андре Жуино. Фокке-Вульф Fw 190, 1936-1945.
  • "Война в воздухе". Focke-Wulf Fw 190 A/F/G.
  • Юрий Борисов. Штурмовик и бомбардировщик Фокке-Вульф FW 190F/G.
  • А. Медведь, Д. Хазанов. Фокке-Вульф FW 190 Многоцелевой истребитель Люфтваффе.
  • Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • В. Шунков. Самолеты Германии Второй мировой войны.
  • Waffen Arsenal. Focke-Wulf Fw 190.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме