Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Управление авиацией в наступательных действиях войск - Выработка решений
В статье маршала авиации, Героя Советского Союза А. П. Силантьева Управление авиацией в наступательных действиях войск дается краткое изложение действий по указанной теме от человека непосредственно принимавшего участие с самого начала во второй мировой войне в составе ВВС СССР, летавшего на многих самолетах и многократно сбивавшего самолеты люфтваффе.
Содержание
Управление авиацией в наступательных действиях войск
Выработка решений

Управление авиацией

Выработка решений

Военно-исторический журналКомандующий фронтом принимал решение, в котором указывал задачи воздушной армии в операции, порядок организации взаимодействия авиации с общевойсковыми (танковыми) армиями, расход летного ресурса по этапам операции и задачам. На его основе вырабатывалось решение командующим воздушной армией. Этот сложный творческий процесс требовал от командующего ВА и его штаба глубоких знаний, мобилизации всех сил и опыта. Обычно командующий фронтом (представитель Ставки ВГК по авиации) заранее ориентировал командующего ВА о предстоящей наступательной операции. Командующий ВА с начальником штаба и своими заместителями заблаговременно обдумывал вопрос применения авиации и намечал предварительные мероприятия по строительству аэродромов, перебазированию авиационных частей и соединений, распределению летного ресурса и материальных средств (ГСМ, боеприпасов и пр.), организации завоевания (удержания) господства в воздухе, прикрытию и поддержке сухопутных войск и т. д. Если позволяло время, командующий ВА выезжал в части и соединения и, не раскрывая замысла предстоящего наступления, отдавал устно необходимые распоряжения.

Благодаря этой работе к моменту получения директивы командующего фронтом вырабатывался порядок использования родов авиации и план подготовительных мероприятий. Методы работы командующего ВА зависели от условий обстановки и времени, которое отводилось на подготовку к предстоящим боевым действиям. В большинстве случаев командующий ВА, получив директиву командующего фронтом, вместе с начальником штаба и начальником оперативного отдела уяснял поставленную задачу, принимал предварительное решение, определял способы использования авиации и давал указания по подготовке необходимых расчетных и справочных данных. Если позволяло время, некоторые командующие ВА поступали по-другому: принимали решение после предварительной подготовки штабом всех расчетов и данных справочного характера, заслушивания начальников служб и начальника штаба, который докладывал обобщенные выводы и предложения по плану применения авиации в операции. Иногда командующий ВА советовался только с начальником штаба. Принятое решение немедленно в виде отдельных распоряжений или частных приказов доводилось до исполнителей. Чаще всего командующий ВА, не дожидаясь оформления решения, выезжал (вылетал) на места и лично ставил задачи командирам соединений.

Планирование боевых действий авиации осуществлялось штабом воздушной армии. При подготовке наступательной операции штаб ВА разрабатывал письменные и графические документы. Наиболее важными из них, начиная с осени 1942 года, были планы: боевого применения ВА в операции, прикрытия войск, перебазирования авиации, разведки, оперативной маскировки (дезинформация противника), взаимодействия, организации связи, материально-технического обеспечения и др. Политический отдел армии составлял план политического обеспечения, начальники служб разрабатывали свои планы. Важнейшие документы согласовывались с начальником штаба фронта и утверждались командующим фронтом и представителем Ставки ВГК по авиации. Большое место в работе штаба ВА занимала организация воздушной разведки противника. Как правило, планы боевых действий оформлялись текстуально. Но в отдельных операциях они исполнялись графически. Так, в виде графика был разработан план боевых действий 5 ВА в контрнаступлении под Курском (командующий генерал-лейтенант авиации С. К. Горюнов, начальник штаба генерал-майор авиации Н. Г. Селезнев). В некоторых операциях составлялось несколько вариантов планов боевых действий авиации. Например, в 4 ВА (командующий генерал-полковник авиации К. А. Вершинин, начальник штаба генерал-майор авиации А. Н. Алексеев) в Берлинской операции было разработано три варианта в зависимости от метеоусловий.

Доведение решения командующего ВА до исполнителей являлось одной из центральных задач штаба воздушной армии. Решение оформлялось обычно в виде приказа. Командирам соединений отдавались еще и частные боевые распоряжения. Письменно они, как правило, оформлялись после того, как командующий ставил задачи соединениям. Широко практиковались выезды командующего и начальника штаба в соединения и части, вызов командиров авиакорпусов (авиадивизий) и начальников штабов на КП воздушной армии для личной постановки им боевых задач. В основе этой деятельности командующего лежало постоянное стремление к поддержанию личных контактов, достижению единства в понимании замысла предстоящей операции. Контроль за своевременным выполнением поставленных задач штаб ВА осуществлял систематически. Информация снизу вверх была постоянной и строго регламентированной. Боевые донесения и сводки из штабов частей и соединений регулярно поступали в штаб воздушной армии. Связь по радио или телефону осуществлялась через 2-3 часа, а иногда и чаще. Обмен сведениями с соседями проводился не реже двух раз в сутки. Одной из форм контроля (помощи) являлось направление в войска офицеров штаба ВА. Такая организация работы штабов ВА просуществовала до конца войны и полностью себя оправдала.

После отработки всех планирующих документов, доведения поставленных задач до исполнителей командующий ВА, штаб и начальники служб занимались конкретными вопросами организации обеспечения боевых действий авиации в наступательной операции. Несколько слов о методах руководства войсками. Командующий ВА с пункта управления (НП, КП, ВПУ) внимательно следил за ходом наступления сухопутных войск, вносил необходимые изменения в ранее разработанные планы боевых действий авиации и в соответствии с обстановкой отдавал приказы лично, по радио, телефону, телеграфу, направлял письменные шифрованные распоряжения командирам частей и соединений. Все устные приказы, как правило, дублировались письменно. В результате личных переговоров с командирами частей и соединений, изучения донесений и сводок у командующего и начальника штаба ВА сосредоточивались полные данные об итогах боевых действий авиации за день. Всесторонне оценив обстановку, командующий ВА докладывал командующему фронтом свои предложения. После их утверждения он ставил новые задачи или уточнял ранее поставленные, увязывал действия авиасоединений, сосредоточивал их усилия на решении главных из них. Штаб ВА оформлял все это в виде письменных приказов и распоряжений, немедленно доводил их до войск и осуществлял контроль за исполнением.

Для более оперативного управления боевыми действиями авиации и четкого взаимодействия с сухопутными войсками ответственные офицеры направлялись на командные пункты общевойсковых (танковых) объединений. При прорыве обороны противника управление чаще всего осуществлялось с передового наблюдательного пункта, на который командующий ВА выезжал с небольшой группой офицеров и генералов за несколько часов до авиационной подготовки с тем, чтобы, исходя из конкретных условий обстановки и погоды, с разрешения командующего фронтом принять окончательное решение о начале ее проведения и продолжительности. Находясь на ПНП, командующий внимательно следил за ходом прорыва. Если на каком-нибудь участке наступление замедлялось, принимались меры к наращиванию силы удара за счет привлечения авиации с других участков фронта или из резерва командующего ВА (Белорусская, Висло-Одерская и некоторые другие операции).

При вводе в сражение подвижной группы фронта командующий ВА уточнял свое прежнее решение, согласовывая действия авиации по времени и рубежу ввода. В связи с тем что подвижная группа при вводе ее в прорыв становилась одним из основных объектов ударов авиации противника, она остро нуждалась в прикрытии и поддержке с воздуха. Для этого командующий ВА обычно выделял от 50 до 70 проц. сил воздушной армии. Авиация наносила удары перед фронтом и на флангах подвижных групп, в ряде случаев бомбардировала и блокировала вражеские аэродромы (Орловская, Витебско-Оршанская, Ясско-Кишиневская операции).

Управление авиацией в ходе преследования организовывалось таким образом, чтобы авиачасти и соединения действовали непрерывно, днем и ночью, на широком фронте. Для поддержки и прикрытия с воздуха подвижных соединений командующий ВА выделял одну-две штурмовые и столько же истребительных авиационных дивизий (Белорусская, Висло-Одерская, Львовско-Сандомирская и другие операции). Иногда с танковой армией взаимодействовало несколько корпусов. Успех в ходе преследования в значительной степени зависел от обеспечения своевременного перебазирования авиации, от четкого руководства тыловыми частями и службами, организации контроля за их деятельностью. В необходимых случаях оказывалась помощь в бесперебойном снабжении авиационных частей и соединений горючим, боеприпасами, продовольствием. Отставание авиации при завершении операций приводило к временной потере тактического и даже оперативного господства в воздухе (Белорусская, Висло-Одерская операции). Управление авиацией, взаимодействующей с подвижными группами, частично децентрализовывалось. Командующий ВА, исходя из указаний командующего фронтом, определял общие задачи, боевое напряжение и летный ресурс авиационных соединений, выделенных для взаимодействия с подвижными войсками. Конкретные же задачи в зависимости от обстановки ставил командующий ТА или командир танкового (механизированного) корпуса (Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская, Восточно-Прусская и другие операции).

Для улучшения управления авиачастями, поддерживавшими танковые армии, танковые, механизированные корпуса и конно-механизиро-ванные группы, действовавшие в оперативной глубине, создавались вспомогательные подвижные пункты управления (ВППУ), на которых обычно находились командиры (начальники штабов) авиационных соединений.

В годы Великой Отечественной войны имели место случаи, когда противник останавливал наше наступление и сам переходил в контрнаступление. В этих условиях особенно большое значение имели непрерывность управления авиацией и четкость в организации взаимодействия ее с сухопутными войсками. Так, в Балатонской оборонительной операции в общевойсковых и танковых соединениях и объединениях находились оперативные группы 17 ВА. По распоряжению командующего 17 ВА генерал-полковника авиации В. А. Судец группы возглавляли командиры авиационных дивизий (корпусов) или заместители командующего, что позволяло в ходе отражения контрнаступления противника массировать усилия авиации и перенацеливать авиационные соединения для решения вновь возникающих важных задач, а также поддерживать более эффективное взаимодействие с наземными войсками.

Таким образом, стратегическое руководство Военно-Воздушными Силами Ставка ВГК осуществляла через Генеральный штаб, командующего и штаб ВВС Советской Армии. В стратегических операциях действия фронтовой, дальней и морской авиации координировали представители Ставки ВГК по авиации или Главное командование ВВС на ТВД. Командующий и штаб ВВС (командующий и штаб АДД) по указанию Ставки планировали и осуществляли самостоятельные воздушные операции. Великая Отечественная война со всей очевидностью подтвердила, что система управления авиацией находится в прямой зависимости от организационной структуры Военно-Воздушных Сил. Несовершенство структуры ВВС в начале войны затрудняло управление и массирование авиации на главных направлениях. Введение должности командующего ВВС Советской Армии, создание воздушных армий и авиационных корпусов РВГК способствовали централизованному управлению авиацией.

Опыт войны показал, что централизация управления является лучшей формой руководства ВВС, так как больше всего соответствует современным условиям вооруженной борьбы. В операциях Великой Отечественной войны большое значение придавалось оперативности, непрерывности и живучести управления авиацией. Это достигалось организацией развитой системы командных пунктов, созданием оперативных групп и института авиационных представителей в соединениях и объединениях сухопутных войск, внедрением более совершенных технических средств управления и наведения. Дальнейшее изучение многогранного опыта управления авиацией в минувшей войне имеет большое теоретическое и практическое значение.

Военно-исторический журнал - 4, 1976 год

Военно-исторический журнал



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме