Разведчик армейский Тип 100 Mitsubishi Ki-46
Из-за значительных расстояний, отделявших японские аэpодpомы от баз потенциальных противников, JAAF испытывали устойчивую потребность в скоростном дальнем разведчике. Спецификация на дальний скоростной разведчик, известный как Ki-46, была выдана Mitsubishi в декабре 1937 года. На испытаниях Ki-46 по скорости не уступал истребителю Мицубиси А6М2, а также продемонстрировал и другие высокие показатели. Новый самолет был запущен в серийное производство под обозначением Разведывательный армейский самолет Тип 100 Модель 1 (Ki-46-I).

Японский самолет-разведчик Мitsubishi Ki-46

самолет-разведчик Не прошло и двух месяцев с момента поступления в войска первых экземпляров разведывательных самолетов Мицубиси Ki-15, как эксперты Коку Хомбу в лице майора Фуджиты и инженеров Танаки и Андо приступили к подготовке спецификации на разведчик следующего поколения. Исходя из того, что появившиеся в Европе истребители развивают скорость выше 480 км/ч, и работы над подобными истребителями уже ведутся в СССР и США, японцы самым важным считали требование к скорости нового самолета, а не к продолжительности его полета. Максимальная скорость была задана равной 600 км/ч, а продолжительность полета при скорости 400 км/ч должна была составлять 6 часов. Понимая, что указанные требования чрезвычайно высоки, заказчик не стал навязывать разработчикам компоновочную схему машины и детализировать остальные ее характеристики, как это делалось обычно. В качестве силовой установки было предложено использовать один из трех типов двигателей: Накадзима На-20 (790 л.с), Накадзима На-25 (950 л.с), Мицубиси На-26 (850 л.с).

12 декабря 1937 года требования были переданы на фирму "Мицубиси", специалисты которой уже имели опыт создания самолета Ki-15 и как раз занимались проектированием двухмоторного разведчика Ki-40. Возглавившие работы над самолетом Томио Кубо и Йодзи Хаттори после анализа спецификации пришли к выводу, что самолет Ki-40 не сможет развить требуемую скорость, поэтому данный проект был закрыт. Новая машина, получившая индекс Ki-46, унаследовала у предшественника двухмоторную схему и убираемое в полете шасси.

полет самолета

Самолет-разведчик Mitsubishi Ki-46  в  полете

Несмотря на то, что двигатель Накадзима На-25 имел большую мощность при меньших габаритах, разработчики решили использовать на самолетах Ki-46 двигатели собственного моторостроительного подразделения Мицубиси На-26-I. развивавшие на высоте 3600 метров мощность 900 л.с. Высоких скоростных показателей планировали достичь за счет применения разработанных в сотрудничестве со специалистами авиационно-исследоватсльского института при Токийском университете аэродинамически очень чистых капотов и установки воздушных винтов изменяемого шага с большими колпаками, которые монтировались в носовой части фюзеляжа самолета.

На применявшихся в качестве высотных истребителей самолетах варианта Ki-46-III KAI вновь была использована ступенчатая форма фонаря пилотской кабины и пушка Но-203 устанавливалась под углом за кабиной пилота (над основным топливным баком уменьшенной емкости). Она предназначалась для обстрела вражеских бомбардировщиков, летящих выше истребителя параллельным курсам для снижения лобового сопротивления было выбрано крыло с очень тонким профилем и фюзеляж минимального диаметра.

первая модификация самолета

Ki-46-I - модификация с двигателями Мицубиси На-26-I и трехлопастными воздушными винтами изменяемого шага

Основной топливный бак разместили в фюзеляже вблизи центра тяжести самолета между отдельными закрытыми кабинами пилота и стрелка-радиооператора, обслуживавшего подвижный 7,7-мм пулемет Тип 89.

дебютный вариант самолета

Разведчик армейский Тип 100 Mitsubishi Ki-46-I

Проектирование самолета периода Второй мировой войны Ki-46 шло довольно медленно, и первый прототип был построен только в начале ноября 1939 года. Низкорасположенное крыло Ki-46 имело цельнометаллическую двухлонжеронную конструкцию и относительно тонкий профиль.

кабина самолета

Фото кабины самолета Мицубиси Ki-46 вид изнутри

Впервые в воздух его поднял майор Фуджита, разработавший требования на эту машину. Летные испытания показали, что ожидания конструкторов полностью не оправдались: максимальная скорость самолета составила только 540 км/ч (на высоте 4000 м) - на 60 км/ч ниже задания. Но даже в таком виде Ki-46 по скорости не уступал только что принятому на вооружение флота истребителю Мицубиси А6М2. Кроме того, он продемонстрировал и другие высокие показатели. Коку Хомбу распорядился запустить новый самолет в серийное производство под обозначением "Разведывательный армейский самолет Тип 100 Модель 1" (Ki-46-I). Одновременно фирме "Мицубиси" было поручено приступить к решению вопроса о возможности оснащения машины более мощными двигателями.

Капоты не только улучшили обзор в стороны и снизили воздушное сопротивление, но и позволили полностью убрать колеса шасси в мотогондолы. Кроме того, испытываемый американцами захваченный самолет Ki-46-II произвел на них огромное впечатление своей скоростью и дальностью почета.

Модификации Японского военного самолета Ki-46

Высокие летные качества самолета Мitsubishi Ki-46 побуждали разработчиков не останавливаться на достигнутом и продолжать развивать конструкцию очень удачной машины. Их подталкивали к этому и военные, которые видели в Ki-46 боевую машину, способную справиться не только со своими основными обязанностями - ведением разведки, - но и с другими задачами. Все это привело к появлению следующих модификаций самолета:

  • Ki-46-I - модификация с двигателями Мицубиси На-26-I и трехлопастными воздушными винтами изменяемого шага. По своим характеристикам самолеты этого типа очень близки к прототипам. Всего было построено 54 экземпляра (включая опытные).
  • Ki-46-II - самая массовая серийная модификация, выпускавшаяся с марта 1941 по конец 1944 года. Всего было изготовлено 1093 машины. Они отличались от предшественников более мощными двигателями Мицубиси На-102 (1080 л.с. на взлете и 1055 л.с. на высоте 2800 м) и увеличенным с 1490 литров до 1675 литров запасом топлива. За счет установки новых моторов максимальная скорость самолета выросла до 604 км/ч на высоте 5800 м. В процессе производства в конструкцию вносились некоторые изменения, в частности, перевели с 87-октанового бензина на 92-октановый и усилили основные стойки шасси.Ki-46-II KAI - небольшое количество самолетов этого варианта было построено на базе стандартных Ki-46-II. Они использовались в качестве учебно-тренировочных машин. За счет уменьшения габаритов основного топливного бака между кабиной пилота и стрелка-радиооператора была оборудована кабина для инструктора с отдельным фонарем.
  • Ki-46-III - серийная модификация с оснащенными системой непосредственного впрыска топлива двигателями Мицубиси На-112-II мощностью 1500 л.с. Кроме новых силовых установок, самолеты этого варианта получили увеличенный до 1895 литров запас топлива, перепроектированную топливную систему, еще более усиленные стойки шасси. Была предусмотрена возможность подвески под фюзеляжем сбрасываемого топливного бака емкостью 460 литра. Пулемет в задней кабине не устанавливался, поскольку увеличившаяся до 630 км/ч скорость позволяла разведчику избегать перехвата вражескими истребителями. Внешне новая модель отличалась новым фонарем кабины пилота, не выступавшим из обводов фюзеляжа. Самолеты Ki-46-III последних серий имели индивидуальные выхлопные патрубки. С декабря 1942 года до конца войны было изготовлено 609 машин.
  • Ki-46-III KAI - разработанный специалистами армейского авиационно-исследовательского института вариант высотного истребителя. Модернизация заключалась в демонтаже фотооборудования и установке мощного стрелкового вооружения: двух 20-мм пушек Но-5 в носовой части фюзеляжа и одной 37-мм пушки Но-203, смонтированной на месте центрального бака под углом к горизонту. Самолеты этой модификации получили обозначение "Армейский истребитель ПВО Тип 100" Ki-46-III KAI и выпускались в небольшом количестве на заводе 1-го авиационного арсенала армии в городе Тачикава с октября 1944 года. Особых успехов в перехвате бомбардировщиков не снискали.

Самолеты варианта Ki-46-III отличались своеобразной формой остекления кабины, благодаря которой их невозможно было спутать с другими машинами противника, но их проблемой была невысокая скорость подъема на высоту. Кроме того, отсутствие бронирования и непротектированные топливные баки делали их очень уязвимыми от огня бортовых стрелков Американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-29.

предпоследняя модификация самолета

Вариант самолета разведчика в модификации Ki-46-III (внешне практически аналогичен варианту Ki-46-II)

Было изготовлено также несколько экземпляров вооруженных двумя 20-мм пушками штурмовиков Ki-46-IIIb. Проект штурмового варианта, приспособленного для переноски бомб на внешней подвеске, Ki-46-IIIc - остался нереализованным.

одна из модификаций самолета

Ki-46-III - серийная модификация с оснащенными системой непосредственного впрыска топлива двигателями Мицубиси На-112-II мощностью 1500 л.с.

  • Ki-46-IV - последняя разведывательная модификация. Было построено четыре опытных самолета, на которых установили оснащенные турбокомпрессорами двигатели На-112-II Ru. Они развивали на высоте 8200 м мощность 1250 л.с., и обеспечивали самолету превосходные характеристики на больших высотах. Запас топлива был увеличен до 1977 литров. Испытания новой модели начались в феврале 1944 года, но проблемы с доводкой турбонагнетателей задержали запуск в серию, а вскоре приоритеты изменились, и от планов производства Ki-46-IV отказались.

Разведывательные самолеты периода Второй мировой войны Мицубиси Ki-46, получившие у союзников кодовое обозначение "Дина", являлись одними из лучших разведывательных самолетов военного времени. Большая дальность полета и высокая скорость позволяли им долгое время действовать, практически не опасаясь перехвата истребителями противника. Кроме изначально высоких характеристик этому способствовало и то, что разработчики очень своевременно проводили модернизацию самолета.

музейный экспонат самолета

Сохранившийся до наших дней самолет Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-46

Разведчики варианта Ki-46-III успешно выполняли свои задачи даже над такими хорошо защищенными объектами, как базы американских тяжелых бомбардировщиков В-29 на Марианских островах. Лишь в последние месяцы войны потери Ki-46 достигли значительных размеров. Это произошло после появления в системе вражеской ПВО истребителей с очень высокой скороподъемностью, наведение на цель которых осуществлялось с помощью радаров.

Модель
Ki-46-II
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
14,7
Длина, м
11,0
Высота, м
3,88
Площадь крыла, м2
32,03
Силовая установка
2хMitsubishi Ha-102
Мощность, л.с,кВт
2х1080 (2х 794)
Масса пустого, кг
3263
Нормальная взлетная, кг
5050
Максимальная взлетная, кг
5800
Макс. скорость, км/час
603
Крейсерская скорость , км/час
425
Скороподъёмность, м/сек
7,4
Практический потолок, м
10720
Практическая дальность, км
2478
Время набора высоты, 8000 м
17 минут 58 секунд
Нагрузка на крыло, кг/м2
157,5
Тяговооружённость,Вт/кг, кг/л.с.
110 (6,67)
Объём топливных баков, литр
1657
Вооружение, пулеметы мм
7,7

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Авиаколлекция. Владимир Котельников. Дальний разведчик Митсубиси Ки.46.
  • Aircraft Profile 82. Rene J. Francillon. Mitsubishi Ki-46.
  • Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме