Белорусские беспилотники
pro-samolet.ru   
В последние годы Беларусь все чаще выступает в роли поставщика высокотехнологичных изделий на мировом рынке. Это касается и беспилотных летательных аппаратов. Речь идет о БПЛА, как военного, так и гражданского назначения. В этом направлении работают некоторые белорусские предприятия и достигли значительного успеха.

Успехи предприятий Беларуси в разработке беспилотных летательных аппаратов

Беспилотник БеларусиНа мировом рынке вооружений Беларусь все чаще выступает в роли поставщика высокотехнологичных изделий военного и двойного назначения, как пример - производство беспилотных летательных аппаратов. За последние несколько лет организации и предприятия Беларуси показывают значительные успехи в разработке беспилотников различных типов и назначения. Поэтому для экспертов не стало сенсацией (что нельзя сказать о средствах массовой информации) недавнее заявление премьер-министра Михаила Мясниковича о том, что Вьетнам будет закупать белорусские беспилотные авиационные комплексы.

"КБ 'Индела'"Частная компания "КБ 'Индела'" занимает одно из первых мест в ряду разработчиков и представляет модельный ряд из более чем десяти наименований БЛА. "КБ ИНДЕЛА" было основано в 1996 году, динамично развивается, имеет многолетний опыт в работе на рынке беспилотной авиации. Ведет разработку комплексов БПЛА, узлов и электронных систем для БПЛА. Сюда входят роботизированные беспилотные вертолеты, беспилотные комплексы воздушной разведки и роботизированные воздушные мишени.

Беспилотники

Физико-технический институт НАН БеларусиФизико-технический институт Национальной академии наук Беларуси является еще одним крупным центром по созданию конструкций БПЛА. Именно Государственное научное учреждение Физико-технический институт НАН Беларуси назначено головным исполнителем государственной научно-технической подпрограммы "Создание и освоение производства гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов многофункционального назначения". Результатом реализации подпрограммы должны стать разработка и организация к 2015 году серийного выпуска не только самих беспилотных авиационных комплексов, но и компонентов, необходимых для их производства в промышленных масштабах.

Беспилотные летательные аппараты

Многие созданные в ФТИ высокоэффективные ресурсо- и энергосберегающие технологии, оборудование и материалы освоены промышленностью Республики Беларусь и других стран. Развивается новое направление по разработке и организации производства беспилотных летательных аппаратов.

Видео: "Минск. Производство беспилотников":

Военная академияВоенная академия Республики Беларусь также имеет достаточно серьезные наработки в области создания БПЛА профильного назначения. Поскольку у Военной академии отсутствует необходимая производственная база, ее партнерами в изготовлении опытных образцов БПЛА выступают Научно-технический центр "ЛЭМТ" (вопросы целевой нагрузки) и предприятие "НТЛаб-ИС" (навигационные системы).

Научно-технический центр "ЛЭМТ" БелОМО был создан 2 июня 1992 года в результате структурной реорганизации одного из подразделений Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО) - одного из крупнейших предприятий промышленности Республики Беларусь и признанного лидера оптического приборостроения (предприятие называлось "научно-производственный центр 'ЛЭМТ'").

Спойлер: о подготовке операторов БПЛА

В марте 2013 года сообщалось, что в Минске готовят операторов беспилотных летательных аппаратов (газета "Во славу Родины"). В Минском государственном высшем авиационном колледже начата подготовка курсантов Вооруженных сил по специальности "беспилотные авиационные комплексы" по двум специализациям:

  • "технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов" (операторы беспилотных летательных аппаратов и операторы целевой нагрузки) и
  • "техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов" (инженерно-технический персонал),

Выпускникам будет присваиваться звание лейтенанта и квалификация "Инженер. Специалист по управлению". Курс обучения - 5 лет. По окончании предусмотрена служба в Вооруженных силах на соответствующих должностях, связанных с эксплуатацией беспилотников. "Эксперты из мира авиации прогнозируют, что к 2015-2020 годам до одной трети мирового авиапарка военной авиации передовых стран станет беспилотной. А беспилотники будут выполнять те же функции, что и пилотируемая авиация, за исключением перевозки грузов и личного состава", - отмечает газета.

Госкомвоенпром Беларуси инициировал открытие государственной научно-технической программы "Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства" на 2011-2015 годы. Помимо этого, в 2008 году в командовании ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Беларуси образовано управление применения и развития беспилотников. В 2010 году на аэродроме под Березой сформирован 927-й центр подготовки и применения беспилотных авиакомплексов, - отмечает БЕЛТА.



Спойлер: о подготовке операторов БПЛА

Также конструкции БПЛА, созданные белорусскими авиаремонтными заводами, многие эксперты считают весьма многообещающими.

558-й авиаремонтный заводТак, 558-й авиаремонтный завод разработал БПЛА "Гриф-1" для выполнения тактических и оперативных задач. В состав полезной нагрузки этого аппарата входят различные виды оптико-электронного и радиоэлектронного оборудования, обеспечивающие проведение фото- видеосъемки, радиотехнической и радиолокационной разведки. Особенности конструкции беспилотного летательного аппарата "Гриф-1" позволяют быстро изменять комплекс бортового оборудования, при необходимости в состав полезной нагрузки могут быть включены лазерный дальномер, целеуказатель, ретранслятор и т.д. При создании БПЛА использованы современные композитные материалы. Управление аппаратом может вестись с земли дистанционно или по данным, предварительно заложенным в бортовой пилотажно-навигационный комплекс. Беспилотник "Гриф-1" способен летать ночью и днем, в любых климатических условиях.

Минский авиаремонтный заводМинский авиаремонтный завод (МАРЗ) разработал и представил в августе 2012 года свою версию беспилотного авиационного комплекса самолетного типа "Филин" (не следует путать с БПЛА "Филин-2" для МЧС России), который включает в себя один или два БПЛА "Стерх-БМ", оснащенные автоматическим бортовым аппаратно-программным комплексом управления (БКУ). БКУ включает:

  • блок инерциальной навигационной системы,
  • приемник спутниковой навигационной системы,
  • блок автопилота,
  • накопитель летных данных,
  • датчик воздушной скорости.

Их работу обеспечивает бортовая цифровая вычислительная система. В составе комплекса находится:

  • БПЛА "Стерх-БМ".
  • Командный модуль БАК мишеней "Филин".
  • Модуль транспортировки и обслуживания беспилотного авиационного комплекса мишеней "Филин".
  • Виртуальный тренажер в составе ПО наземной станции.

Ожидается, что беспилотники "Стерхи" будут поставляться не только государственным ведомствам Беларуси по их заказам, но также в страны СНГ и ОДКБ. Данный БПЛА решено продвигать и на рынки Азии, Африки, Южной Америки, как путем продаж, так и за счет создания там сборочных производств. Поэтому нельзя исключать возможность того, что в числе моделей БПЛА, предлагаемых Вьетнаму, будет и "Стерх".

По сообщениям: "Белорусские новости".

Дополнительную информацию можно посмотреть на сайтах:

Читайте также на нашем сайте:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме