Учебно-тренировочный самолет Yokosuka K5Y Willow
Разpаботка этого самолета началась в 1932 году и в последствии K5Y тип 93 стал самым массовым японским тpениpовочным самолетом флота; его пpодолжали выпускать вплоть до окончания Второй мировой войны. После коpоткой пpогpаммы испытаний, машину пpиняли на вооpужение флота и уже в янваpе 1934 года был запущен в сеpию. Основное применение машины - тренировочный самолет флота. Но он применялся как разведчик, связной самолет, легкий бомбардировщик, а в конце войны как самолет-камикадзе. Всего было выпущено 5770 самолетов К5Y, в том числе 872 поплавковых К5Y2.

Японский тренировочный биплан Yokosuka K5Y Willow

самолет японского флота Основной учебно-тренировочной машиной Императорского военно-морского флота Японии был самолет Йокосука K5Y. Он выпускался с 1933 года по 1945 год и стал самым массовым японским самолетом в своем классе. Всего было изготовлено 5591 машин. А начались работы над K5Y в 1932 году, когда Кайгун Коку Хомбу поручил специалистам 1-го авиационного арсенала флота в Йокосуке с помощью конструкторов из фирмы "Каваниси" довести до ума учебно-тренировочный самолет Тип 91. впервые облетанный в 1931 году. Он имел неплохие характеристики, но обладал недостаточной для машины, предназначенной для подготовки пилотов, устойчивостью в полете. Поэтому его конструкция была существенно переработана. в результате чего была создана машина-биплан - K5Y1.

Новый самолет отличался от своего предшественника новым верхним крылом с увеличенным углом поперечного V и большей стреловидностью, а также хвостовым оперением большей площади. Кроме того, на стойках неубирасмого шасси не устанавливались характерные для самолета Тип 91 обтекатели. В качестве силовой установки на K5YI использовался звездообразный двигатель воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 11 мощностью 340 л.с., прикрытый капотом в виде кольца Тауненда.

самолет на поплавках

Учебно-тренировочный самолет Yokosuka K5Y 2 модификация на поплавках

Вооружение было представлено размещенным над двигателем 7,7-мм пулеметом Тип 89. Второй пулемет, подвижный, Тип 2 калибра 7,92 мм мог монтироваться в задней кабине. Под крылом K5Y1 имел возможность нести две учебные бомбы массой по 30 кг или десять бомб по 10 кг.

самолет для тренировки

Yokosuka K5Y Willow

Первый опытный самолет поднялся в воздух в декабре 1933 года. После завершения сокращенной программы испытаний его приняли на вооружение флота как "Переходный учебно-тренировочный самолет флота Тип 93 Модель 1" (K5Y1 Модель 1) и уже в январе 1934 года направили в серийное производство.

вид сверху на тренировочный самолет

Переходный учебно-тренировочный самолет флота Тип 93 Модель 1 (K5Y1 Модель 1)

Первоначально оно осуществлялось на заводе "Каваниси", но позднее его перенесли на заводы ряда других авиастроительных фирм, в меньшей степени загруженных выпуском боевых самолетов: "Ниппон Хикоки КК" (здесь изготовили 2719 самолетов K5Y), "Хитачи Кокуки КК" (1393 машины). "Фулaи Хикоки КК" (869 машин) и "Ватанабе Теккосо КК" (556 машин).

вид спереди на самолет для тренировок

Японский самолет подготовки летного состава Yokosuka K5Y

Небольшое число самолетов было построено фирмами "Накадзима" и "Мицубиси". Параллельно с колесным вариантом выпускался поплавковый вариант K5Y, получивший обозначение K5Y2 Модель 2. Всего было произведено 872 таких самолета.

самолет подготовки личного состава

Yokosuka K5Y2 Модель 2

Дальнейшее развитие конструкции удачного учебно-тренировочного самолета было поручено фирме "Ниппон". Конструкторами компании были разработаны варианты K5Y3 Модель 12, K5Y4 Модель 13 и K5Y5 Модель 14 с более мощными двигателями серии Амаказе, но облетан из них был только поплавковый K5Y3.

вид сверху на поплавковый самолет

Поплавковый вариант учебно-самолета Yokosuka K5Y2

Проекты K5Y4 и K5Y5 (оба на колесном шасси) остались на бумаге. Самолеты K5Y использовались до последних дней войны и сыграли огромную роль в подготовке летного состава авиации японских ВМС.

вид спереди на самолет

Учебно-тренировочный самолет Японского Императорского флота Yokosuka K5Y2

Союзники присвоили им кодовое имя "Уиллоу" английское Willow.

K5Y

Модификация
K5Y
Экипаж, человек
2
Длина, метров
8,05
Размах крыла, метров
11
Высота, метров
3,2
Площадь крыла, метров2
27,7
Масса пустого, кг
1000
Максимальная взлетная масса, кг
1500
Силовая установка
Хитачи Амаказе-11
Мощность, л.с, кВт
340 (225 )
Максимальная скорость, км/ч
212
Крейсерская скорость, км/ч
140 на высоте 1000 м
Практическая дальность, км
1020
Практический потолок, метров
5700
Скороподъёмность, м/с
3,7
Время набора высоты, 3000 м, мин
13,55
Вооружение, пулеметы, мм
1х7,7 тип 89 1х7,7 тип 92
Вооружение, бомбы, кг
2х30 или 10х10

K5Y2

Модификация
K5Y2
Экипаж, человек
2
Длина, метров
8,78
Размах крыла, метров
11
Высота, метров
3,68
Площадь крыла, метров2
27,7
Масса пустого, кг
1150
Максимальная взлетная масса, кг
1650
Силовая установка
Хитачи Амаказе-11
Мощность, л.с, кВт
340 (225 )
Максимальная скорость, км/ч
200
Крейсерская скорость, км/ч
140 на высоте 1000 м
Практическая дальность, км
700
Практический потолок, метров
4330
Скороподъёмность, м/с
3,7
Время набора высоты, 3000 м, мин
19,6
Вооружение, пулеметы, мм
1х7,7 тип 89 1х7,7 тип 92
Вооружение, бомбы, кг
2х30 или 10х10

Источники:

  • О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Евгений Аранов. Учебно-тренировочные самолеты Японии.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме