Истребитель Fiat CR.42 Falco
Итальянский самолет Второй мировой войны Fiat CR.42 Falco был создан на волне успеха своего предшественника. Это был последний истребитель бипланной схемы, который выпускался серийно, обладал хорошей маневренностью, но малой скоростью. Во время войны самолет уже устарел, но это не мешало эффективному использованию, в том числе в качестве штурмовика.

Итальянский истребитель Фиат CR.42 "Фалько" ("Сокол")

Последний в мире истребитель бипланной схемы,
строившийся серийно.

Истребитель Второй мировойБлагодаря одноместному цельнометаллическому биплану Fiat CR.32, являвшегося самым массовым истребителем Regia Aeronautica на момент вступления Италии во Вторую мировую войну (10 июня 1940 года), интерес к истребителям-бипланам в Италии сохранялся - поскольку и военные, получившие опыт боев в Испании, планировали далее сохранить на вооружении истребители-бипланы, и компания Фиат старалась максимально использовать потенциал удачной конструкции. Забегая вперед, можно отметить, что и люфтваффе применяли модификацию CR.42LW в конце 1943 года во Франции в операциях против партизан, и в 1944 году в Италии, а после окончания Второй мировой учебные CR.42B работали в ВВС Италии до 1950 года.

Истребитель "Фалько"

Авиаконструктор Celestino RosatelliИтальянский самолет CR.42 Falco разрабатывался в конструкторском бюро компании Fiat под руководством Celestino Rosatelli (Челестино Розателли). Часто можно встретить высказывание, что Falco был венцом эволюции истребителей этого авиаконструктора, который при создании CR.32 последовательно опробовал разные типы двигателей, как итальянских, так и импортного производства. Таким образом, были разработаны опытные CR.33, CR.40, CR.40bis, CR.41. Самолет, оснащенный 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения A.74RC38 (840 л.с.) получил обозначение CR.42, который унаследовал общую аэродинамическую схему своего предшественника (однако, верхнее крыло было выполнено прямым). Вооружение также соответствовало CR.32 и включало пару 12,7-мм синхронных пулеметов.

23 мая 1938 года впервые совершил полет прототип самолета, продемонстрировав прекрасную маневренность и управляемость. Несмотря на то, что максимальная скорость машины уже считалась недостаточной, но самолет признали достойным для серийного производства, кроме того, относительная дешевизна этому также способствовала. Серийное производство велось на заводе Фиат в Турине с февраля 1939 года по июнь 1944 года, в общей сложности построено 1782 самолетов данного типа.

CR.42 - является основной модификацией. В литературе иногда можно встретить модификации, отличавшиеся вооружением, деление на которые отсутствует в итальянских источниках (указывается лишь, что Fiat CR.42 Falco изначально вооружались двумя 12,7-мм пулеметами, а в частях на многих истребителях один или порой оба заменялись 7,7-мм пулеметами с целью облегчения машины), например, в англоязычной литературе и переводах:

  • CR.42 с одним 12,7-мм и одним 7,7-мм синхронными пулеметами,
  • CR.42bis с парой 12,7-мм пулеметов,
  • CR.42ter с четырьмя 12,7-мм пулеметами.

Самолеты Второй мировой

Кроме того, надо отметить такие модификации самолета Второй мировой войны Fiat CR.42 Falco, как:

  • CR.42AS - штурмовик, оборудованный для подвески пары 100-кг бомб;
  • CR.42Egeo - оснащен дополнительным топливным баком в фюзеляже; такие самолеты предназначались для эксплуатации в Восточном Средиземноморье;
  • CR.42CN - ночной истребитель с удлиненными выхлопными патрубками двигателя;
  • CR.42B - двухместный учебный самолет. Около 40 самолетов было переоборудовано с 1943 по 1946 годы;
  • ICR.42 - прототип поплавкового истребителя;
  • CR.42DB - оборудованный немецким 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601Е мощностью 1010 л.с. Проходил испытания весной 1941 года.
Спойлер: Модификации в иностранных источниках
Ит. Англ.
  • C.R.42AS.
  • C.R.42 CAI.
  • C.R.42CN.
  • C.R.42EC.
  • C.R.42 Egeo.
  • C.R.42 ICR
  • C.R.42RF.
  • C.R.42R.
  • C.R.42LW.
  • C.R.42B.
  • C.R.42DB.
  • CR.42 [CR.42s, CR.42bis].
  • CR.42 Egeo.
  • CR.42AS.
  • CR.42B.
  • CR.42bis.
  • CR.42CN.
  • CR.42ter.
  • ICR.42.
  • CR.42LW.
  • CR.42 "Bombe Alari".
  • CR.42 two-seaters.
  • CR.42DB.


Спойлер: Модификации в иностранных источниках

Истребители Италии

Основные характеристики итальянского самолета Fiat CR.42 Falco
Двигатель:  
тип Фиат A.74RC38
мощность, л.с. 840
Размах крыла, м  
верхнего 9,70
нижнего 6,50
Длина, м 8,26
Высота, м 3,58
Площадь крыла, кв. м 22,40
Масса, кг:  
пустого самолета 1720
взлетная 2295
Максимальная скорость, км/ч:  
у земли 342
на высоте 5300 м 438
Время набора высоты 3000 м 4 мин.15 сек.
Практический потолок, м 10050
Дальность полета, км 775

Итальянский истребитель

Итальянские самолеты Fiat CR.42 Falco шли на экспорт в три страны:

  1. в Венгрию.
  2. в Бельгию.
  3. в Швецию.

Первой страной, которая закупила самолеты Второй мировой войны Fiat CR.42 Falco была Венгрия: в 1938 году заказано 50 истребителей, в 1939 году - еще 18. В 1939 году 23 машины прибыли в Венгрию, в 1940 году - остальные 45. Самолетами оснастили 1-й истребительный авиаполк, в состав которой входили две группы по три эскадрильи. Венгерские Fiat CR.42 Falco участвовали в агрессии против Югославии, а также в войне против Советского Союза. Сохранившиеся CR.42 были изъяты из строевых частей и переданы в школы в конце 1942 года, а весной 1944 года несколько самолетов приспособили для подвески четырех 50-кг бомб - их передали в 4-ю разведывательную группу.

Самолеты Fiat CR.42 Falco
Самолеты Fiat CR.42 Falco Fiat CR.42 Falco
Итальянский истребитель Фиат CR.42 "Фалько"
Кликните на изображение для увеличения

Бельгия осенью 1939 года заказала 40 самолетов данного типа, поставки которых начались в апреле 1940 года. 10 мая 1940 года (а Бельгия оставалась нейтральной с начала Второй мировой войны до германского вторжения 10.05.1940 года. 28 мая 1940 года бельгийские Вооруженные силы капитулировали по приказу короля Леопольда III) во 2-й истребительной группе ВВС Бельгии было 23 истребителя CR.42 (15 самолетов в 3-й эскадрилье и 8 - в 4-й). Под немецкими бомбардировками в первый день вторжения были уничтожены 17 бельгийских самолетов. Оказать сопротивления истребителям люфтваффе самолеты Fiat CR.42 не могли, и уцелевшие шесть машин были эвакуированы на территорию Франции.

Швеция, сохранявшая нейтралитет во Второй мировой войне, в апреле 1940 года получила 12 итальянских самолетов CR.42, которые получили обозначение J11. Вторая партия состояла из 60 самолетов. Все самолеты прибыли на вооружение флотилии F9. J11 находились в строю ВВС до марта 1945 года, затем 19 самолетов продали частной компании для эксплуатации в качестве буксировщиков мишеней. Шесть самолетов были разобраны на запчасти, остальные использовались еще несколько лет.

Шведский самолет

Некоторое количество самолетов CR.42 попало в состав люфтваффе после перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции и оккупации вермахтом северной части страны. Эти машины эксплуатировались учебными истребительными эскадрами JG 104, JG 106, JG 107 и JG 108, а также ночными штурмовыми группами NSGr. 7 на Балканах и NSGr. 9 в Италии.

Самолеты CR.42

10 июня 1940 года, когда Королевство Италия вступило во Вторую мировую войну, его ВВС насчитывали 300 самолетов CR.42, из которых 202 были исправны. Они находились на вооружении:

  • 3-го и 53-го стормо на севере,
  • 17-й группы на Сицилии,
  • 10-й в Ливии,
  • 162-ой АЭ на Родосе,
  • 412-ой и 413-ой АЭ в Эритрее, сформированные накануне Второй мировой.

Первое боевое применение итальянских истребителей Фиат CR.42 "Фалько" (3-го и 53-го стормо) состоялось в кампании против Франции. С первых дней войны самолеты CR.42 наносили удары по Мальте, сражались в Северной и Восточной Африке. В сентябре 1940 года 18-я группа была включена в состав CAI ("Итальянский воздушный корпус"), который организовали для участия в налетах на Великобританию. 150-я группа воевала против Греции с октября 1940 года, в мае 1941 года 155-я АЭ принимала участие в кампании в Ираке в поддержку мятежа Рашида Али. С 1940 по январь 1943 года Фиат CR.42 "Фалько" активно использовались в Северной Африке. Этот самолет по состоянию на 01.09.1940 года оставался единственным типом итальянского истребителя в Ливии. Конечно, машина уже тогда была устаревшей, но тем не менее ее действия были достаточно эффективными, в том числе и в качестве штурмовика.

На территории Италии Falco в модификации CR.42CN использовались в частях ночных истребителей. В июле 1943 года самолеты участвовали в попытке отражения высадки союзников на Сицилии. Regia Aeronautica к моменту перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции насчитывала 113 истребителей CR.42, из которых 64 были исправными. Если полностью самолетами данного типа были укомплектованы 46-я и 47-я группы, а также 383-я отдельная АЭ, то многие части использовали по нескольку CR.42. В дальнейшем Фиат CR.42 "Фалько" эксплуатировался в качестве учебного (в ВВС Итальянской социальной республики и итальянскими ВВС на стороне союзников). Учебные самолеты CR.42B находились в ВВС Италии до 1950 года, как уже было упомянуто в начале этой статьи.

Источники:

  • Gladiator vs CR.42 Falco 1940-1941;
  • C.R.42 Falco [Italeri Photographic reference manual];
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • Aircraft Profile 16. Gianni Cattaneo. Fiat C.R.42.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме