Истребитель И-185 - Боевое применение
Истребитель И-185 создан в ОКБ Поликарпова, опытные образцы превосходили серийные истребители по сумме ЛТХ. Постановления о серийном производстве этого самолета выполнены не были.
Содержание
Истребитель И-185
Боевое применение

Боевое применение самолета

Дебют истребителя И-185 состоялся девятого декабря 1942 года, последний вылет - двенадцатого января 1943 года. Летали в двух парах, часто ведущим был офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым - сержант (Боровых, Томильченко). На огромной скорости проносились И-185 сквозь ряды фашистских самолетов, ведя губительный огонь из пушек, а затем с разворотом уходили на свой аэродром. Два вылета произведено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 "Киттихаук". Один вылет был осуществлен на "свободную охоту" над советской территорией. Группа истребителей И-185 часто меняла дислокацию, то перемещаясь в Старую Торопу, то опять перелетая в Старицу. Целью этого было создать иллюзию у германского авиационного командования большого наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооруженного И-185,и исключить вероятность уничтожения наших самолетов при возможных налетах люфтваффе на аэродром. Всего каждым летчиком было выполнено по десять-одиннадцать боевых вылетов. В летную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых, Томильченко И-185 облетали в действительно тренировочных полетах командир полка Василяка и Кустов.

документальное фото самолета

Самолет И-185 документальное фото

Однако, вопреки, высоким оценкам в отношении самолета И-185, рекомендации фронтовых пилотов не были услышаны. Хотя по темпам выпуска боевых самолетов отечественная авиапромышленность к середине 1942 года превзошла немецкую, ни Ставка Верховного Главнокомандования, ни наркомат Авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное, сокращение массовости выпуска как-обычно считалось недопустимым. Сыграли свою роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по летным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определенные круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила "мышиная возня возле самолета".

Работы шли медленно, а в апреле прекратились совсем. Пятого апреля 1943 года опытный И-185 М-71 из-за неисправности двигателя потерпел катастрофу. Разбился пилот-испытатель В.А.Степанчонок. Волевым решением работы по запуску истребителя в серийное производство завершили. "Образцовый" И-185 после ремонта вернули на завод № 51 в летном состоянии. В результате к концу войны советские ВС так и не получили четырехпушечный истребитель, способный развивать скорость более 700 км/ч. Истребитель Ла-7, выпуск которого начался в середине 1944 года, вооруженный, как правило, двумя пушками, по летным данным (кроме дальности полета) только приближался к И-185М-71. Самый массовый истребитель Як-9 (с двигателем ВК-105ПФ) имел скорость около 600 км/ч и был вооружен одной пушкой и одним пулеметом, что для 1944-1945 годов было явно недостаточно. Так канул в лету, имевший возможность стать легендарным, советский самолет И-185.

Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)

Мотор

Самолет Год выпуска Двигатель
И-16 тип 5 1934 М-25А, 730 л.с.
И-15 (ЦКБ-3) 1933 М-25А, 730 л.с.
И-16 тип 10 1937 М-25В, 750 л.с.
И-15бис (И-152) 1937 М-25В, 750 л.с.
И-16 тип 24 1939 М-63, 1100 л.с.
И-153 1939 М-63, 1100 л.с.
И-17бис 1936 М-100, 760 л.с.
И-170 (проект) 1939 М-106, 1200 л.с.
И-180-3 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-190 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-185 (01) 1940 М-90, 1750 л.с.
И-195 (проект) 1940 М-90, 1750 л.с.

Размер

Самолет Год выпуска Размеры
Длина, м Размах
крыла, м
Площадь
крыла, м2
И-16 тип 5 1934 5,985 9,0 14,54
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,1 9,7 21,9
И-16 тип 10 1937 6,074 9,0 14,54
И-15бис (И-152) 1937 6,2 10,2 22,5
И-16 тип 24 1939 6,13 9,0 14,54
И-153 1939 6,275 10,0 22,1
И-17бис 1936 7,56 10,0 17,65
И-170 (проект) 1939 7,3 10,0 25,0
И-180-3 1940 6,88 10,09 16,11
И-190 1940 ~6,7 10,0 24,83
И-185 (01) 1940 7,56 9,8 15,54
И-195 (проект) 1940 7,55 10,5 28,0

Вес

Самолет Год выпуска Вес
Вес пустого, кг Вес взлетный, кг
И-16 тип 5 1934 1118 1508
И-15 (ЦКБ-3) 1933 965 1374
И-16 тип 10 1937 1372 1726
И-15бис (И-152) 1937 1310 1650
И-16 тип 24 1939 1383 1882
И-153 1939   1980
И-17бис 1936 1533 2020
И-170 (проект) 1939    
И-180-3 1940   2409
И-190 1940 1761 2212
И-185 (01) 1940 2068 2708
И-195 (проект) 1940 2223 2916

Скор.

Самолет Год выпуска Скорость, км/ч
У земли На расч. высоте (м) Посадочная
И-16 тип 5 1934 390 454
4000
115
И-15 (ЦКБ-3) 1933 318 368
3000
90
И-16 тип 10 1937 398 448
3160
126
И-15бис (И-152) 1937 321 370
3000
110
И-16 тип 24 1939 440 489
4500
130
И-153 1939 384 440
5700
 
И-17бис 1936   489
3000
 
И-170 (проект) 1939   510  
И-180-3 1940 445 571*
7100
 
И-190 1940 375 490
7100
 
И-185 (01) 1940 604* 706*
7000
132
И-195 (проект) 1940 510* 591*
6700
 

Время

Самолет Год выпуска Время набора высоты, мин/м
И-16 тип 5 1934 6,2
5000
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,2
5000
И-16 тип 10 1937 6,9
5000
И-15бис (И-152) 1937 6,7
5000
И-16 тип 24 1939 6,0
5000
И-153 1939 5,7
5000
И-17бис 1936 7,2
5000
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 5,6
5000
И-190 1940 5,9
5000
И-185 (01) 1940 4,5
5000
И-195 (проект) 1940  

Потолок

Самолет Год выпуска Потолок, м
И-16 тип 5 1934 9100
И-15 (ЦКБ-3) 1933 9800
И-16 тип 10 1937 8470
И-15бис (И-152) 1937 9000
И-16 тип 24 1939 9700
И-153 1939 10600
И-17бис 1936 9700
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 11000
И-190 1940 12400
И-185 (01) 1940 10250
И-195 (проект) 1940 12000

Дальн.

Самолет Год выпуска Дальность полета, км
И-16 тип 5 1934 540
И-15 (ЦКБ-3) 1933 500
И-16 тип 10 1937 525
И-15бис (И-152) 1937 530
И-16 тип 24 1939 669
И-153 1939 510
И-17бис 1936 800
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 900
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 800
И-195 (проект) 1940  

Разбег

Самолет Год выпуска Разбег, м
И-16 тип 5 1934 220
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 260
И-15бис (И-152) 1937 170
И-16 тип 24 1939 260
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 280*
И-195 (проект) 1940  

Пробег

Самолет Год выпуска Пробег, м
И-16 тип 5 1934 200
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 290
И-15бис (И-152) 1937 230
И-16 тип 24 1939 300
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 350
И-195 (проект) 1940  

Воор.

Самолет Год выпуска Вооружение
Пулеметное Пушечное Бомбы, кг
И-16 тип 5 1934 2x7,62 -  
И-15 (ЦКБ-3) 1933 2x7,62 -  
И-16 тип 10 1937 4x7,62 -  
И-15бис (И-152) 1937 4x7,62 -  
И-16 тип 24 1939 4x7,62    
И-153 1939 4x7,62    
И-17бис 1936 2x7,62 1x20 100
И-170 (проект) 1939 2x7,62 1x20  
И-180-3 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-190 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-185 (01) 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-195 (проект) 1940 2x7,62 2x20 2x250

*Расчетные данные

Источники:

  • Моделист-Конструктор. Истребитель И-185.
  • Юрий Гугля. Последние истребители Поликарпова И-180, И-185.
  • Иванов В.П. Авиаконструктор Поликарпов.
  • Маслов Михаил. И-180/И-185.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме