|
Истребитель И-185 - Боевое применение
|
Истребитель И-185 создан в ОКБ Поликарпова, опытные образцы превосходили серийные истребители по сумме ЛТХ. Постановления о серийном производстве этого самолета выполнены не были.
Боевое применение самолета
Дебют истребителя И-185 состоялся девятого декабря 1942 года, последний вылет - двенадцатого января 1943 года. Летали в двух парах, часто ведущим был офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым - сержант (Боровых, Томильченко). На огромной скорости проносились И-185 сквозь ряды фашистских самолетов, ведя губительный огонь из пушек, а затем с разворотом уходили на свой аэродром. Два вылета произведено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 "Киттихаук". Один вылет был осуществлен на "свободную охоту" над советской территорией. Группа истребителей И-185 часто меняла дислокацию, то перемещаясь в Старую Торопу, то опять перелетая в Старицу. Целью этого было создать иллюзию у германского авиационного командования большого наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооруженного И-185,и исключить вероятность уничтожения наших самолетов при возможных налетах люфтваффе на аэродром. Всего каждым летчиком было выполнено по десять-одиннадцать боевых вылетов. В летную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых, Томильченко И-185 облетали в действительно тренировочных полетах командир полка Василяка и Кустов.
Самолет И-185 документальное фото
Однако, вопреки, высоким оценкам в отношении самолета И-185, рекомендации фронтовых пилотов не были услышаны. Хотя по темпам выпуска боевых самолетов отечественная авиапромышленность к середине 1942 года превзошла немецкую, ни Ставка Верховного Главнокомандования, ни наркомат Авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное, сокращение массовости выпуска как-обычно считалось недопустимым. Сыграли свою роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по летным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определенные круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила "мышиная возня возле самолета".
Работы шли медленно, а в апреле прекратились совсем. Пятого апреля 1943 года опытный И-185 М-71 из-за неисправности двигателя потерпел катастрофу. Разбился пилот-испытатель В.А.Степанчонок. Волевым решением работы по запуску истребителя в серийное производство завершили. "Образцовый" И-185 после ремонта вернули на завод № 51 в летном состоянии. В результате к концу войны советские ВС так и не получили четырехпушечный истребитель, способный развивать скорость более 700 км/ч. Истребитель Ла-7, выпуск которого начался в середине 1944 года, вооруженный, как правило, двумя пушками, по летным данным (кроме дальности полета) только приближался к И-185М-71. Самый массовый истребитель Як-9 (с двигателем ВК-105ПФ) имел скорость около 600 км/ч и был вооружен одной пушкой и одним пулеметом, что для 1944-1945 годов было явно недостаточно. Так канул в лету, имевший возможность стать легендарным, советский самолет И-185.
Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)
Самолет |
Год выпуска |
Двигатель |
И-16 тип 5 |
1934 |
М-25А, 730 л.с. |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
М-25А, 730 л.с. |
И-16 тип 10 |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-15бис (И-152) |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-16 тип 24 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-153 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-17бис |
1936 |
М-100, 760 л.с. |
И-170 (проект) |
1939 |
М-106, 1200 л.с. |
И-180-3 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-190 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-185 (01) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
И-195 (проект) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
Самолет |
Год выпуска |
Размеры |
Длина, м |
Размах крыла, м |
Площадь крыла, м2 |
И-16 тип 5 |
1934 |
5,985 |
9,0 |
14,54 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,1 |
9,7 |
21,9 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,074 |
9,0 |
14,54 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,2 |
10,2 |
22,5 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,13 |
9,0 |
14,54 |
И-153 |
1939 |
6,275 |
10,0 |
22,1 |
И-17бис |
1936 |
7,56 |
10,0 |
17,65 |
И-170 (проект) |
1939 |
7,3 |
10,0 |
25,0 |
И-180-3 |
1940 |
6,88 |
10,09 |
16,11 |
И-190 |
1940 |
~6,7 |
10,0 |
24,83 |
И-185 (01) |
1940 |
7,56 |
9,8 |
15,54 |
И-195 (проект) |
1940 |
7,55 |
10,5 |
28,0 |
Самолет |
Год выпуска |
Вес |
Вес пустого, кг |
Вес взлетный, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
1118 |
1508 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
965 |
1374 |
И-16 тип 10 |
1937 |
1372 |
1726 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
1310 |
1650 |
И-16 тип 24 |
1939 |
1383 |
1882 |
И-153 |
1939 |
|
1980 |
И-17бис |
1936 |
1533 |
2020 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
|
И-180-3 |
1940 |
|
2409 |
И-190 |
1940 |
1761 |
2212 |
И-185 (01) |
1940 |
2068 |
2708 |
И-195 (проект) |
1940 |
2223 |
2916 |
Самолет |
Год выпуска |
Скорость, км/ч |
У земли |
На расч. высоте (м) |
Посадочная |
И-16 тип 5 |
1934 |
390 |
454 4000 |
115 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
318 |
368 3000 |
90 |
И-16 тип 10 |
1937 |
398 |
448 3160 |
126 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
321 |
370 3000 |
110 |
И-16 тип 24 |
1939 |
440 |
489 4500 |
130 |
И-153 |
1939 |
384 |
440 5700 |
|
И-17бис |
1936 |
|
489 3000 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
510 |
|
И-180-3 |
1940 |
445 |
571* 7100 |
|
И-190 |
1940 |
375 |
490 7100 |
|
И-185 (01) |
1940 |
604* |
706* 7000 |
132 |
И-195 (проект) |
1940 |
510* |
591* 6700 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Время набора высоты, мин/м |
И-16 тип 5 |
1934 |
6,2 5000 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,2 5000 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,9 5000 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,7 5000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,0 5000 |
И-153 |
1939 |
5,7 5000 |
И-17бис |
1936 |
7,2 5000 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
5,6 5000 |
И-190 |
1940 |
5,9 5000 |
И-185 (01) |
1940 |
4,5 5000 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Потолок, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
9100 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
9800 |
И-16 тип 10 |
1937 |
8470 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
9000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
9700 |
И-153 |
1939 |
10600 |
И-17бис |
1936 |
9700 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
11000 |
И-190 |
1940 |
12400 |
И-185 (01) |
1940 |
10250 |
И-195 (проект) |
1940 |
12000 |
Самолет |
Год выпуска |
Дальность полета, км |
И-16 тип 5 |
1934 |
540 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
500 |
И-16 тип 10 |
1937 |
525 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
530 |
И-16 тип 24 |
1939 |
669 |
И-153 |
1939 |
510 |
И-17бис |
1936 |
800 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
900 |
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
800 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Разбег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
220 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
260 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
170 |
И-16 тип 24 |
1939 |
260 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
280* |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Пробег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
200 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
290 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
230 |
И-16 тип 24 |
1939 |
300 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
350 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Вооружение |
Пулеметное |
Пушечное |
Бомбы, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
2x7,62 |
- |
|
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
2x7,62 |
- |
|
И-16 тип 10 |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-15бис (И-152) |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-16 тип 24 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-153 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-17бис |
1936 |
2x7,62 |
1x20 |
100 |
И-170 (проект) |
1939 |
2x7,62 |
1x20 |
|
И-180-3 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-190 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-185 (01) |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-195 (проект) |
1940 |
2x7,62 |
2x20 |
2x250 |
*Расчетные данные
Источники:
- Моделист-Конструктор. Истребитель И-185.
- Юрий Гугля. Последние истребители Поликарпова И-180, И-185.
- Иванов В.П. Авиаконструктор Поликарпов.
- Маслов Михаил. И-180/И-185.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|