|
Истребитель ЛА-5 - Техническое описание
|
Самолет Лавочкина Ла-5 сначала имел название - ЛаГГ-5. 8 сентября 1942 г. истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5.
Краткое техническое описание истребителя Ла-5
Ла-5 - деревянный низкоплан. Основным материалом для изготовления стала сосна. Для полок коробчатых лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали планера склеивали смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1. Крыло - двухлонжеронное, состоящее из центроплана и двух отъемных частей (консолей), набиралось из двояковыпуклых несимметричных профилей NACA-230I6 и NACA-23010 относительной толщиной 16 и 10% соответственно и технологически делилось на центроплан и консоли. Между лонжеронами центроплана находились выклеенные из фанеры два кессона для топливных баков.Силовой набор центроплана Ла-5 включает десять нервюр, преимущественно деревянных, за исключением торцевых, изготовленных из металла. Эти нервюры имели трубу, связывавшую оба лонжерона, и проходившую сквозь передний лонжерон. Труба предназначалась для крепления основной опоры шасси. В носовой части центроплана находились выемки - купола, предназначенные для уборки колес шасси. Обшивка крыла между лонжеронами - фанерная, носка - выклеена из шпона.
Силовой каркас каждой консоли помимо лонжеронов включает 15 нервюр ферменного типа, концевого обвода и набора стрингеров. Обшивка консолей крыла между лонжеронами - фанерная, переменной толщины, а носка - выклеена из фанеры. В промежутках между первой и седьмой нервюрами консолей между лонжеронами вклеен кессон под топливные баки.Консоли крыла имели угол поперечного V=5° по нижней кромке заднего лонжерона На истребителях Ла-5ФН тип "41" завода N9 21, начиная с 1944 года, в центроплане и консолях крыла устанавливали металлические лонжероны. К консолям с фанерной обшивкой крепились автоматические предкрылки, щитки-закрылки типа "Шренк" и элероны типа "Фрайз" со 100-процентной весовой и осевой аэродинамической компенсацией. Элероны имеют дюралюминиевый каркас, обшитый перкалью. На левом элероне имелся триммер.
Щитки-закрылки расположены между фюзеляжем и элеронами. В разъеме крыла сделан разъем для щитков. Подвеска - петлевая. Главный профиль, нервюры и обшивка щитка - из дуралюминия. Управление щитками - гидравлическое. В убранном положении щитки-закрылки запираются шариковым замком подъемника. Концевые предкрылки выполнены клепаными из дуралюминия. Механизм автоматического открывания предкрылка - коромыслового типа и состоит из двух качалок с ограничителем. Для сравнения квадратный метр деревянного крыла самолета Ла-5ФН выпуска 1943 года весил 23,8 кг, а у цельнометаллического Bf 109G-2 - 22 кг. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Его каркас состоял из четырех лонжеронов и 15 шпангоутов. Фюзеляж наглухо соединен с центропланом крыла четырьмя стальными узлами.
Кабина пилота закрыта фонарем, состоявшим из козырька и сдвижной части, стопорящейся в открытом и закрытом положениях. На шпангоуте за кабиной летчика установлена бронеплита толщиной 8,5 мм.Горизонтальное оперение - свободнонесущее, стабилизатор - двухлонжеронный, цельнодеревянный с фанерной работающей обшивкой. Стабилизатор состоял из двух половин, крепившихся к силовым элементам хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты с триммером имел дюралевый каркас, обшитый полотном, и также состоял из двух половин.Шасси - убирающееся трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры имели масляно-пневматические амортизаторы. Основные колеса размером 650x200 мм имели воздушно-камерные тормоза. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора, закрепленная на 12-м шпангоуте фюзеляжа, снабжена колесом размером 300x125 мм и убирается в фюзеляжную нишу. Уборка и выпуск шасси и хвостового колеса осуществляется с помощью гидропривода.
Шасси в убранном положении фиксируется с помощью замков, открытие и закрытие которых осуществляется с помощью гидравлики. При аварийном выпуске шасси замки открываются вручную с помощью тросовых тяг. Шасси и костыль в выпущенном положении автоматически запираются жидкостью, заполняющей подъемники и дополнительно: основные опоры - механическим шариковым, а костыль - механическим штыревым замками.Амортизаторы шасси и костыля - масляно-пневматические. Тормоза колес - воздушно-камерные, дифференциал торможения колес связан с педалями ножного управления.Управление самолетом - смешанное: элеронами с помощью жестких тяг, рулями высоты и поворота - тросовое. Выпуск и уборка щитков-закрылков осуществлялись с помощью гидропривода.Силовая установка состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82А номинальной мощностью на высоте 2050 м 1540 л.с. при 2400 об./мин (на Ла-5 - М-82Ф, на Ла-5ФН — АШ-82ФН) и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В диаметром 3,1 м с центробежным регулятором оборотов Р-7. Углы установки лопастей винта от 22° (малый шаг) до 51° (большой шаг).
Технологические разъемы самолета ЛА-5
Выхлопные патрубки соединялись в два коллектора реактивного типа. Для регулировки температуры мотора служили лобовые жалюзи, располагавшиеся в переднем кольце капота и две створки по бокам капота за мотором. Сотовый маслорадиатор - под двигателем, в туннеле нижней створки капота. На выходе туннель имел регулируемую заслонку. Мотор запускался сжатым воздухом. Масляный бак емкостью 59 литров размещался в фюзеляже в месте стыка деревянной части и металлической фермы. Горючее объемом 539 литров (390 кг) находилось в трех центро-планных и двух консольных баках (впоследствии центропланные баки для облегчения самолета сняли, сократив общий объем центропланных до 480 литров).
Вооружение состояло из двух синхронных пушек ШВАК (СП-20) калибра 20 мм с общим боекомплектом 340 патронов (иногда самолеты комплектовались 20-миллиметровым орудием и пулеметом калибра 12,7 мм) с пневматическим и механическим перезаряжанием и коллиматорным прицелом ПБП-la. Орудия размешены на металлической ферме фюзеляжа, доступ к ним осуществляется через откидные верхние крышки капота двигателя. Патроны подаются из двух коробок, закрепленных также на металлической ферме фюзеляжа. Управление оружием - пневматическое. Для стрельбы из пушек на ручке управления самолетом имеется гашетка.На самолетах Ла-5ФН устанавливали крыльевые бомбодержатели, рассчитанные на подвеску двух бомб калибра 50 кг или 100 кг. В состав оборудования кроме стандартного набора пилотажно-навигационных и контролирующих приборов, аптечки, входили коротковолновая радиостанция РСИ-4 (радиопередатчик РСИ-ЗМ1 и приемник РСИ-4А), кислородный прибор и посадочная фара. На самолетах Ла-5ФН устанавливались система нейтрального газа, защищавшая топливные баки от возгорания, а также кислородные приборы КПА-Збис или КП-12. Запаса кислорода хватало для полета в течение полутора часов на высоте 8000 м.
Таблица 1. Основные данные истребителей Гу-82 и Ла-5 производства завода № 21
|
Гу-82
|
Двигатель |
М-82А
|
Размах крыла, м |
—
|
Площадь крыла, м2 |
—
|
Длина самолета, м |
|
на стоянке |
—
|
в полете |
—
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
3430
|
перегрузочный |
—
|
Вес горючего, кг |
—
|
Вес пустого, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч: |
|
у земли |
478
|
на 1-й границе высотности, м |
558/3220
|
на 2-й границе высотности, м |
573/6500
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
—
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
7,3
|
Практический, потолок, м |
10500
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
—
|
Дальность, км |
7001
|
Длина разбега, м |
—
|
Длина пробега, м |
—
|
Скорость посадочная, км/ч |
—
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x12,7 2x7,62
|
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.
|
|
ЛаГГ-5 опытный2
|
Двигатель |
М-82А
|
Размах крыла, м |
9,8
|
Площадь крыла, м2 |
17,62
|
Длина самолета, м |
|
на стоянке |
8,4
|
в полете |
8,62
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
3310
|
перегрузочный |
—
|
Вес горючего, кг |
370
|
Вес пустого, кг |
2639
|
Скорость макс., км/ч: |
|
у земли |
515
|
на 1-й границе высотности, м |
576/3200
|
на 2-й границе высотности, м |
600/6450
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
17,6
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
6
|
Практический, потолок, м |
—
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
25
|
Дальность, км |
420—1130
|
Длина разбега, м |
310—350
|
Длина пробега, м |
470/6353
|
Скорость посадочная, км/ч |
—
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x20
|
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.
|
|
Ла-5 №37212282
|
Двигатель |
М-82А
|
Размах крыла, м |
9,8
|
Площадь крыла, м2 |
17,516
|
Длина самолета, м |
|
на стоянке |
8,4
|
в полете |
8,672
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
3235
|
перегрузочный |
—
|
Вес горючего, кг |
345
|
Вес пустого, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч: |
|
у земли |
557
|
на 1-й границе высотности, м |
—
|
на 2-й границе высотности, м |
590/6200
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
—
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
5
|
Практический, потолок, м |
—
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
—
|
Дальность, км |
—
|
Длина разбега, м |
—
|
Длина пробега, м |
—
|
Скорость посадочная, км/ч |
—
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x20
|
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.
|
|
Ла-510 №37210444
|
Двигатель |
М-82А
|
Размах крыла, м |
9,8
|
Площадь крыла, м2 |
17,51
|
Длина самолета, м |
|
на стоянке |
8,4
|
в полете |
8,672
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
—
|
перегрузочный |
3360
|
Вес горючего, кг |
390
|
Вес пустого, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч: |
|
у земли |
|
на 1-й границе высотности, м |
|
на 2-й границе высотности, м |
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
67
|
Практический, потолок, м |
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
25
|
Дальность, км |
4208—11909
|
Длина разбега, м |
|
Длина пробега, м |
|
Скорость посадочная, км/ч |
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x20
|
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.
|
|
Ла-5 №37212383
|
Двигатель |
М-82А
|
Размах крыла, м |
9,8
|
Площадь крыла, м2 |
17,51
|
Длина самолета, м |
|
на стоянке |
8,4
|
в полете |
8,672
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
3207
|
перегрузочный |
—
|
Вес горючего, кг |
—
|
Вес пустого, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч: |
|
у земли |
510
|
на 1-й границе высотности, м |
568/3300
|
на 2-й границе высотности, м |
586/6200
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
—
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
5,9
|
Практический, потолок, м |
9700
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
—
|
Дальность, км |
—
|
Длина разбега, м |
—
|
Длина пробега, м |
—
|
Скорость посадочная, км/ч |
—
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
1x20 1x12,7
|
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.
|
|
Ла-5Ф №39210101
|
Двигатель |
М-82Ф
|
Размах крыла, м |
9,8
|
Площадь крыла, м2 |
17,51
|
Длина самолета, м |
|
на стоянке |
8,4
|
в полете |
8,672
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
3200
|
перегрузочный |
—
|
Вес горючего, кг |
—
|
Вес пустого, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч: |
|
у земли |
518
|
на 1-й границе высотности, м |
582/3600
|
на 2-й границе высотности, м |
600/6300
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
—
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
6,1
|
Практический, потолок, м |
9650
|
Время виража на высоте 1000 м, с |
—
|
Дальность, км |
—
|
Длина разбега, м |
—
|
Длина пробега, м |
—
|
Скорость посадочная, км/ч |
—
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x20
|
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.
|
Основные данные модификаций истребителя Ла-5, выпущенных заводом № 381
Тип самолета |
Ла-5Ф №3811022
|
Двигатель |
М-82Ф
|
Вес взлетный нормальный, кг |
3145
|
Вес горючего, кг |
_
|
Вес пустого, кг |
—
|
Скорость максимальная, км/ч: |
|
у земли |
549
|
на 1-й границе высотности, м |
—
|
на 2-й границе высотности, м |
595/5950
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
_
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
6,8
|
Практический потолок, м |
—
|
Время виража на высоте 1000 м. с |
—
|
Длина разбега, м |
—
|
Длина пробега, м |
—
|
Скорость посадочная, км/ч |
_
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x20
|
Тип самолета |
Ла-5ФН «Гибрид»
|
Двигатель |
М-82ФН
|
Вес взлетный нормальный, кг |
3222
|
Вес горючего, кг |
_
|
Вес пустого, кг |
_
|
Скорость максимальная, км/ч: |
|
у земли |
530
|
на 1-й границе высотности, м |
562/2550
|
на 2-й границе высотности, м |
580/5250
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
_
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
5,8
|
Практический потолок, м |
9800
|
Время виража на высоте 1000 м. с |
—
|
Длина разбега, м |
—
|
Длина пробега, м |
—
|
Скорость посадочная, км/ч |
_
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
2x20
|
Тип самолета |
Ла-5УТИ
|
Двигатель |
М-82Ф
|
Вес взлетный нормальный, кг |
3210
|
Вес горючего, кг |
334
|
Вес пустого, кг |
2576
|
Скорость максимальная, км/ч: |
|
у земли |
552
|
на 1-й границе высотности, м |
600/2300
|
на 2-й границе высотности, м |
_
|
Вертикальная скорость у земли, м/с |
17
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
5,7
|
Практический потолок, м |
_
|
Время виража на высоте 1000 м. с |
18,5-19,5
|
Длина разбега, м |
350
|
Длина пробега, м |
475
|
Скорость посадочная, км/ч |
143
|
Вооружение: количество, калибр, мм |
1x20
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|