Истребитель ЛА-5 - Техническое описание
Самолет Лавочкина Ла-5 сначала имел название - ЛаГГ-5. 8 сентября 1942 г. истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5.
Содержание
Истребитель ЛА-5
Техническое описание
Модификации

Краткое техническое описание истребителя Ла-5

Ла-5 - деревянный низкоплан. Основным материалом для изготовления стала сосна. Для полок коробчатых лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали планера склеивали смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1.
Крыло - двухлонжеронное, состоящее из центроплана и двух отъемных частей (консолей), набиралось из двояковыпуклых несимметричных профилей NACA-230I6 и NACA-23010 относительной толщиной 16 и 10% соответственно и технологически делилось на центроплан и консоли. Между лонжеронами центроплана находились выклеенные из фанеры два кессона для топливных баков.Силовой набор центроплана Ла-5 включает десять нервюр, преимущественно деревянных, за исключением торцевых, изготовленных из металла. Эти нервюры имели трубу, связывавшую оба лонжерона, и проходившую сквозь передний лонжерон. Труба предназначалась для крепления основной опоры шасси. В носовой части центроплана находились выемки - купола, предназначенные для уборки колес шасси. Обшивка крыла между лонжеронами - фанерная, носка - выклеена из шпона.

Истребитель Ла-5

Силовой каркас каждой консоли помимо лонжеронов включает 15 нервюр ферменного типа, концевого обвода и набора стрингеров. Обшивка консолей крыла между лонжеронами - фанерная, переменной толщины, а носка - выклеена из фанеры. В промежутках между первой и седьмой нервюрами консолей между лонжеронами вклеен кессон под топливные баки.Консоли крыла имели угол поперечного V=5° по нижней кромке заднего лонжерона На истребителях Ла-5ФН тип "41" завода N9 21, начиная с 1944 года, в центроплане и консолях крыла устанавливали металлические лонжероны. К консолям с фанерной обшивкой крепились автоматические предкрылки, щитки-закрылки типа "Шренк" и элероны типа "Фрайз" со 100-процентной весовой и осевой аэродинамической компенсацией. Элероны имеют дюралюминиевый каркас, обшитый перкалью. На левом элероне имелся триммер.

Щитки-закрылки расположены между фюзеляжем и элеронами. В разъеме крыла сделан разъем для щитков. Подвеска - петлевая. Главный профиль, нервюры и обшивка щитка - из дуралюминия. Управление щитками - гидравлическое. В убранном положении щитки-закрылки запираются шариковым замком подъемника. Концевые предкрылки выполнены клепаными из дуралюминия. Механизм автоматического открывания предкрылка - коромыслового типа и состоит из двух качалок с ограничителем. Для сравнения квадратный метр деревянного крыла самолета Ла-5ФН выпуска 1943 года весил 23,8 кг, а у цельнометаллического Bf 109G-2 - 22 кг. Фюзеляж состоял из металлической передней фермы и деревянного монокока, выполненного за одно целое с килем. Его каркас состоял из четырех лонжеронов и 15 шпангоутов. Фюзеляж наглухо соединен с центропланом крыла четырьмя стальными узлами.

Истребитель Ла-5

Кабина пилота закрыта фонарем, состоявшим из козырька и сдвижной части, стопорящейся в открытом и закрытом положениях. На шпангоуте за кабиной летчика установлена бронеплита толщиной 8,5 мм.Горизонтальное оперение - свободнонесущее, стабилизатор - двухлонжеронный, цельнодеревянный с фанерной работающей обшивкой. Стабилизатор состоял из двух половин, крепившихся к силовым элементам хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты с триммером имел дюралевый каркас, обшитый полотном, и также состоял из двух половин.Шасси - убирающееся трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры имели масляно-пневматические амортизаторы. Основные колеса размером 650x200 мм имели воздушно-камерные тормоза. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора, закрепленная на 12-м шпангоуте фюзеляжа, снабжена колесом размером 300x125 мм и убирается в фюзеляжную нишу. Уборка и выпуск шасси и хвостового колеса осуществляется с помощью гидропривода.

Истребитель Ла-5

Шасси в убранном положении фиксируется с помощью замков, открытие и закрытие которых осуществляется с помощью гидравлики. При аварийном выпуске шасси замки открываются вручную с помощью тросовых тяг. Шасси и костыль в выпущенном положении автоматически запираются жидкостью, заполняющей подъемники и дополнительно: основные опоры - механическим шариковым, а костыль - механическим штыревым замками.Амортизаторы шасси и костыля - масляно-пневматические. Тормоза колес - воздушно-камерные, дифференциал торможения колес связан с педалями ножного управления.Управление самолетом - смешанное: элеронами с помощью жестких тяг, рулями высоты и поворота - тросовое. Выпуск и уборка щитков-закрылков осуществлялись с помощью гидропривода.Силовая установка состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82А номинальной мощностью на высоте 2050 м 1540 л.с. при 2400 об./мин (на Ла-5 - М-82Ф, на Ла-5ФН — АШ-82ФН) и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В диаметром 3,1 м с центробежным регулятором оборотов Р-7. Углы установки лопастей винта от 22° (малый шаг) до 51° (большой шаг).

Истребитель

Технологические разъемы самолета ЛА-5

Выхлопные патрубки соединялись в два коллектора реактивного типа. Для регулировки температуры мотора служили лобовые жалюзи, располагавшиеся в переднем кольце капота и две створки по бокам капота за мотором. Сотовый маслорадиатор - под двигателем, в туннеле нижней створки капота. На выходе туннель имел регулируемую заслонку. Мотор запускался сжатым воздухом. Масляный бак емкостью 59 литров размещался в фюзеляже в месте стыка деревянной части и металлической фермы. Горючее объемом 539 литров (390 кг) находилось в трех центро-планных и двух консольных баках (впоследствии центропланные баки для облегчения самолета сняли, сократив общий объем центропланных до 480 литров).

Вооружение состояло из двух синхронных пушек ШВАК (СП-20) калибра 20 мм с общим боекомплектом 340 патронов (иногда самолеты комплектовались 20-миллиметровым орудием и пулеметом калибра 12,7 мм) с пневматическим и механическим перезаряжанием и коллиматорным прицелом ПБП-la. Орудия размешены на металлической ферме фюзеляжа, доступ к ним осуществляется через откидные верхние крышки капота двигателя. Патроны подаются из двух коробок, закрепленных также на металлической ферме фюзеляжа. Управление оружием - пневматическое. Для стрельбы из пушек на ручке управления самолетом имеется гашетка.На самолетах Ла-5ФН устанавливали крыльевые бомбодержатели, рассчитанные на подвеску двух бомб калибра 50 кг или 100 кг. В состав оборудования кроме стандартного набора пилотажно-навигационных и контролирующих приборов, аптечки, входили коротковолновая радиостанция РСИ-4 (радиопередатчик РСИ-ЗМ1 и приемник РСИ-4А), кислородный прибор и посадочная фара. На самолетах Ла-5ФН устанавливались система нейтрального газа, защищавшая топливные баки от возгорания, а также кислородные приборы КПА-Збис или КП-12. Запаса кислорода хватало для полета в течение полутора часов на высоте 8000 м.

Таблица 1. Основные данные истребителей Гу-82 и Ла-5 производства завода № 21

Гу-82

 
Гу-82
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
Площадь крыла, м2
Длина самолета, м
 
на стоянке
в полете
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3430
перегрузочный
Вес горючего, кг
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
478
на 1-й границе высотности, м
558/3220
на 2-й границе высотности, м
573/6500
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
7,3
Практический, потолок, м
10500
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
7001
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x12,7
2x7,62

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

ЛаГГ-5 опытный

 
ЛаГГ-5
опытный2
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,62
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,62
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3310
перегрузочный
Вес горючего, кг
370
Вес пустого, кг
2639
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
515
на 1-й границе высотности, м
576/3200
на 2-й границе высотности, м
600/6450
Вертикальная скорость у земли, м/с
17,6
Время набора высоты 5000 м, мин
6
Практический, потолок, м
Время виража на высоте 1000 м, с
25
Дальность, км
420—1130
Длина разбега, м
310—350
Длина пробега, м
470/6353
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5 №37212282

 
Ла-5
№37212282
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,516
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3235
перегрузочный
Вес горючего, кг
345
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
557
на 1-й границе высотности, м
на 2-й границе высотности, м
590/6200
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
5
Практический, потолок, м
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5 №37210444

 
Ла-510
№37210444
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
перегрузочный
3360
Вес горючего, кг
390
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
 
на 1-й границе высотности, м
 
на 2-й границе высотности, м
 
Вертикальная скорость у земли, м/с
 
Время набора высоты 5000 м, мин
67
Практический, потолок, м
 
Время виража на высоте 1000 м, с
25
Дальность, км
4208—11909
Длина разбега, м
 
Длина пробега, м
 
Скорость посадочная, км/ч
 
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5 №37212383

 
Ла-5
№37212383
Двигатель
М-82А
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3207
перегрузочный
Вес горючего, кг
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
510
на 1-й границе высотности, м
568/3300
на 2-й границе высотности, м
586/6200
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
5,9
Практический, потолок, м
9700
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
1x20
1x12,7

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

Ла-5Ф №39210101

 
Ла-5Ф
№39210101
Двигатель
М-82Ф
Размах крыла, м
9,8
Площадь крыла, м2
17,51
Длина самолета, м
 
на стоянке
8,4
в полете
8,672
Вес взлетный, кг
 
нормальный
3200
перегрузочный
Вес горючего, кг
Вес пустого, кг
Скорость макс., км/ч:
 
у земли
518
на 1-й границе высотности, м
582/3600
на 2-й границе высотности, м
600/6300
Вертикальная скорость у земли, м/с
Время набора высоты 5000 м, мин
6,1
Практический, потолок, м
9650
Время виража на высоте 1000 м, с
Дальность, км
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

Примечание.
1. Расчет.
2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г.
3. Без посадочных щитков.
4. На форсаже.
5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82.
6. С элеронами.
7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме - 5,2 минуты.
8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут).
9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут).
10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору - 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору - 800м.

 

 

Основные данные модификаций истребителя Ла-5, выпущенных заводом № 381

Ла-5 №3811022

Тип самолета
Ла-5Ф №3811022
Двигатель
М-82Ф
Вес взлетный нормальный, кг
3145
Вес горючего, кг
_
Вес пустого, кг
Скорость максимальная, км/ч:
 
у земли
549
на 1-й границе высотности, м
на 2-й границе высотности, м
595/5950
Вертикальная скорость у земли, м/с
_
Время набора высоты 5000 м, мин
6,8
Практический потолок, м
Время виража на высоте 1000 м. с
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
_
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

 

Ла-5ФН Гибрид

Тип самолета
Ла-5ФН
«Гибрид»
Двигатель
М-82ФН
Вес взлетный нормальный, кг
3222
Вес горючего, кг
_
Вес пустого, кг
_
Скорость максимальная, км/ч:
 
у земли
530
на 1-й границе высотности, м
562/2550
на 2-й границе высотности, м
580/5250
Вертикальная скорость у земли, м/с
_
Время набора высоты 5000 м, мин
5,8
Практический потолок, м
9800
Время виража на высоте 1000 м. с
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Скорость посадочная, км/ч
_
Вооружение: количество, калибр, мм
2x20

 

Ла-5УТИ

Тип самолета
Ла-5УТИ
Двигатель
М-82Ф
Вес взлетный нормальный, кг
3210
Вес горючего, кг
334
Вес пустого, кг
2576
Скорость максимальная, км/ч:
 
у земли
552
на 1-й границе высотности, м
600/2300
на 2-й границе высотности, м
_
Вертикальная скорость у земли, м/с
17
Время набора высоты 5000 м, мин
5,7
Практический потолок, м
_
Время виража на высоте 1000 м. с
18,5-19,5
Длина разбега, м
350
Длина пробега, м
475
Скорость посадочная, км/ч
143
Вооружение: количество, калибр, мм
1x20

 

 



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме