Истребитель ЛаГГ-3 - Техническое описание
Одноместный истребитель СССР. Находился на вооружении ВВС РККА в период Второй мировой войны. Применялся как истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик.
Содержание
Истребитель ЛаГГ-3
Техническое описание
Производство и модификации

Техническое описание

Истребитель ЛаГГ-3 - одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с убирающимся шасси.

Крыло

Крыло деревянное, разъемное, двухлонжеронное. Оно состояло из центроплана, соединявшегося с фюзеляжем и двух консолей. Лонжероны из ламинированной древесины, так называемой дельта-древесины - сосновый шпон склеенный клеем ВИАМ Б-3. Между лонжеронами в центроплане находились фанерные крепления для топливных баков, а в передней части центроплана находились колесные ниши главного шасси.В левом крыле находился посадочный прожектор (исключая машины 66-й серии), а на законцовках крыла установлены цветные навигационные огни.Крыло имело двояковыпуклый асимметричный профиль НАСА 23016 у основания и НАСА 23010 у законцовок толщиной 16% и 10%. Стреловидность крыла 6,5 гр. Каждое крыло имело 15 нервюр, вырезанных из дельта-древесины. Обшивка крыла фанерная, толщиной от 2,5 до 4 мм. Поверхность крыла оклеивалась полотном АВРК и шпаклевалась, а затем полировалась.

Истребитель ЛаГГ-З 3-й производственной серии в разрезе

Лагг-3

1. Винт ВИШ-61П. 2. Выравнивающий бачок. 3. Бак гидравлической системы. 4. Климовский двигатель М-105П. 5. Пулемет ШКАС калибра 7,62 мм. 7. Пулемет КС калибра 12,7 мм. 8. Боекомплект пушки ШВАК. 9. Маслобак. 10. Прицел ПБП-1а. 11. Кресло пшюта. 12. Аккумулятор 12А5. 13. Кислородный баллон. 14. Баллон со сжатым воздухом. 15. Отверстия для регулировки хвостового колеса. 16. Весовой балансир руля направления. 17. Триммер. 18. Навигационный огонь. 19. Хвостовое колесо. 20. Радиостанция РСИ-4. 21. Фотоаппарат АФА-1 (на разведывательных самолетах). 22. Регулируемый выпуск туннеля водяного радиатора. 23. Водяной радиатор. 24. 20-мм пушка ШВАК. 25. Топливный бак. 26. Боекомплект к пулемету БС. 27. Регулируемый выпуск канала маслорадиатора. 28. Маслорадиатор. 29. Трубка Вентури.

К переднему лонжерону крыла крепились гнезда стойки главного шасси. Элероны типа Фризе конструкции имели однолонжеронную конструкцию. Лонжерон элеронов представлял собой дюралевую трубу диаметром 42 мм, к которой крепились 9 дюралевых нервюр. Передняя и задняя кромка элерона имела дюралевую обшивку толщиной 0,8 мм. Поверхность элеронов обтянута полотном АВЛК-2. Элероны уравновешены, левый оснащен триммером, регулируемым на земле. Элероны отклонялись на 24 гр вверх и 25 гр вниз.Закрылки щелевые, металлические (дюраль), двухсосгавные, управляемые толкателями (гидравлический привод). Угол отклонения 15гр при взлете и до 60 гр при посадке. Выпуск закрылков осуществлялся с шагом вЗгр (машины 35-й и 66-й производственных серий завода № 31).Трубка Пито расположена в правом крыле (до 35-й производственной серии на передней кромке, а после введения предкрылков се перенесли под крыло). Трубка Вентури находится у воздухозаборника маслорадиатора под капотом фюзеляжа.

Нажмите на изображение для увеличения
 
Фюзеляж самолета
Крыло самолета
Схема самолета
Схема самолета
а—продольный и поперечный набор; б — лафет пулемета; 1—15 — шпангоуты (72, 14, 15) — усиленные; 16 — верхние лонжероны; 17—нижние лонжероны; За, 4а, 5а, 6а, 66, 7а — ободы
1,2 — лонжероны передний и задний; 3 — стрингеры; 4 — нервюры; 5 — кессон; 6 — обшивка (дельта-древесина); 8, 9 — стрингеры передний и задний соответственно; 10 — стыковая нервюра; 11 — пояса лонжеронов; 12 — фанерные стенки

Самолеты с 35-й производственной серии оснащались подвижными металлическими предкрылками типа Хэндли-Пейдж. Предкрылки выпускались с помощью толкателей. Управление закрылками с помощью гидравлической системы и толкателей. Закрылки подвешивались к крылу на петлях, сделанных из рояльных струн.На нижних поверхностях крыльев находились отверстия, служившие для выравнивания давления внутри и снаружи крыла (до 35-й серии).

Фюзеляж

Фюзеляж состоял из переднего металлического каркаса, собранного из стальных трубок, (деревянная и металлическая обшивка), а также заднего деревянного каркаса, образующего единую структуру с хвостовым оперением. Хвостовая часть фюзеляжа обшивалась березовой фанерой, фюзеляж состоял из лонжеронов и шпангоутов из дельта-древесины.В задней части фюзеляжа находился сервисный люк (420x390 мм), открывавший доступ к радиостанции и топливному фильтру. Антенная мачта стояла на фюзеляже сразу за кабиной пилота. Встречалось несколько типов мачт, в том числе разной высоты. Антенная мачта изготавливалась из фанеры, усиленной металлическими накладками.

Истребитель ЛаГГ-3

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение свободнонесущес, стабилизаторы деревянные, од-нолонжеронные, с фанерной обшивкой. Руль направления и рули высоты металлические с матерчатой обшивкой (АВР-100 или ACT-100). Рули аэродинамически и массово сбалансированы. У самолетов некоторых серий (с 3-й по 11-ю) руль направления балансировался только по массе. Матерчатая обшивка рулей покрывалась шпаклевкой, разглаживалась и окрашивалась в цвета стандартного камуфляжа.Руль направления и рули высоты оснащены триммерами, регулируемыми на земле до 17 в обе стороны. Рули приводились в движение с помощью тяг и тросиков. Руль направления отклонялся на 26 в каждую сторону, а рули высоты - на 30 вверх и 24 вниз. На краю триммера руля направления находился навигационный огонь.Начиная с 35-й производственной серии самолеты оснащались модифицированными горизонтальными стабилизаторами и рулями высоты.

Истребитель ЛаГГ-3

Шасси

Шасси трехточечное, одностоечное, классическое, с маслянопневмати-чсской амортизацией, убирающееся в полете. Хвостовое колесико заклинено в выпущенном положении (на некоторых сериях) или убирающееся вполете. Хвостовое колесо при уборке уходило начал и скрывалось в хвостовой части фюзеляжа. Ниша хвостового колеса закрывалась двустворчатым люком. Размеры хвостового колеса 300x125 мм, колесо управлялось на земле.Колеса главного шасси поначалу имели размеры 600x180 мм, позднее их заменили более крупными колесами 650x200 мм. Шасси в полете убиралось в ниши в направлении продольной оси самолета. В убранном положении шасси полностью закрывалось крышками. В боевых частях крышки часто снимали. У некоторых самолетах крышки стоек шасси состояли из двух частей. Тормоза барабанного типа.В полностью убранном положении шасси фиксировались специальным замком. О положении шасси пилота информировала лампочка па приборной доске, а также механический указатель на верхней стороне крыла. В случае отказа гидравлической системы пилот мог выпустить шасси вручную с помощью аварийного механического механизма, нахо.чящегося в кабине. Стойки шасси в аварийной ситуации выходили под собственным весом. Зимой самолеты оснащали лыжным шасси, убиравшемся в полете под крыло.

Истребитель ЛаГГ-3

Кабина пилота

Кабина пилота имела фонарь со сдвигающейся назад крышкой. Фонарь не имел механизма аварийного сброса, плексиглас быстро делался матовым, поэтому в боевых частях многие пилоты не закрывали фонарь. Иногда сдвижную крышку фонаря просто снимали. Лобовое стекло выпуклое, позднее плоское. Бронестекло не использовалось. За креслом пилота имелись два небольших окошка, обеспечивающие некоторый обзор назад.Кресло штампованное из дюралевого листа, приспособленное для парашюта-сиденья. За креслом находилась бронеспинка толщиной 8,6 мм. Пилот располагал комплектом навигационных приборов, собранных на приборной доске и но бортам кабины. В числе прочих имелись спидометр УС-800А, альтиметр В-12 (66-я производственная серия), курвиметр (УП-27), тахометр ТЕ-22. указатель уровня топлива БЕ-35 или БЕ-40.На самолетах могла стоять одна из двух типов приборных досок, различавшихся размещением и числом приборов.Для ночных полетов кабину можно было оборудовать лампочками УФ-подсветки.На полу находилась ракетница МП, из которой можно было стрелять через отверстие в полу кабины.

Кабина

Двигатель

Двигатель карбюраторный, жидкостного охлаждения М-105П (позднее М-105ПА и М-105ПФ) конструкции Климова, 12-цилиндровый, рядный, V-образный. Винт металлический, с изменяемым шагом ВИШ-61П диаметром 3000 мм. Радиатор находился под фюзеляжем, где обдувался воздухом, подающимся через воздухозаборники у оснований крыльев и выводящимся через туннель под фюзеляжем.Воздухозаборники у основания крыльев могли иметь разную форму. Например, на самолетах 1-й производственной серии они были овальные, а на самолетах 3-й серии - прямоугольные. Температуру воды в радиаторе можно было регулировать с помощью жалюзи, ограничивающих поток воздуха. Маслорадиатор находился под двигателем, а маслобак сразу за масло-радиатором.

Три бензобака находились в средней части самолета. Их закрывала резиновая прокладка. Один бак находился в фюзеляже перед кабиной пилота, а два в центроплане. Общая емкость баков 352 л. Баки изготовлены из маг-нийалюминисвого сплава. По мере расхода топлива баки заполнялись охлажденными и осушенными выхлопными газами. Предусматривалась возможность подвески под крыльями двух дополнительных баков емкостью по 100 л (заполнялись на 80 л). С 11-й производственной серии на самолетов стояло пять баков (еще два в крыльях) общей вместимостью 468 л. Винт трехлопастный, металлический, регулируемый в полете ВИШ-61П диаметром 3000 мм или ВИШ-105СВ.
До 35-й производственной серии использовались выхлопные трубы с общим коллектором, а затем на самолете появились выхлопные патрубки, соединенные попарно и не имевшие общего коллектора. Самолеты 66-й производственной серии получили выхлопные патрубки того же типа, что ставили на Яки-9. Электрооборудование рабочим напряжением 24 В.

Развитие носовой части истребителя ЛаГГ-3

Развитие носовой части самолета ЛаГГ-3 1-7 серии

Развитие носовой части истребителя ЛаГГ-3 35 серия

Развитие носовой части истребителя ЛаГГ-3 66 серия

Вооружение

Вооружение самолетов ЛаГГ-3 до 4-й производственной серии включительно состояло из 12,7-мм пулемета БС, стреляющего через редуктор винта, двух синхронизированных пулеметов БС и двух синхронизированных пулеметов ШBAK калибра 7,62 мм. На самолетах с 4-й по 8-ю (11-ю ?) серию стояла пушка ШВАК калибра 20 мм, один синхронизированный пулемет БС и два ШKACa. На самолетах, начиная с 12-й производственной серии вооружение сократили до одной пушки ВАК и одного пулемета БС. Иногда вместо пушки ШВАК ставили пушку ВЯ-23 калибра 23 мм.Использовались боеприпасы нескольких типов, в том числе бронебойно-зажигательные патроны Б-32 (калибра 7,62 и 12,7 мм), бронебойно-зажигательно-трассирующис ЗБ-46 (7,62 мм), бронебойно-зажигательно-трассирующис БЗТ (12,7 и 37 мм), зажигательные О3 (20 и 23 мм).
Масса вооружения: от 10,5 кг (ШКАС) до 119,5 кг (НС-37), скорострельность от 782 высгр./мин (ШВАК) до 900 выстр./мин (ВЯ-23). Масса выстрела: 9,6-10,2 г (ШВАК), 43-49 г (БС), 96 г (ШВАК, 20 мм), 761 г (НС-37, 37 мм).Под крыльями крепилось восемь направляющих РО-82 для ракетных снарядов РС-82, РБС-82 (бронебойные) калибра 82 мм (масса боевой части 360 или 480 г), а также замки МДЗ-40 и крепления ДЕР-13 для подвески двух бомб массой 50 или 100 кг каждая (например ФАБ-50цк, ФАБ-100М). Наведение бортового оружия на цель осуществлялось с помощью прицела ПБП-1а.

Истребитель ЛаГГ-3 различных серий
 
Истребитель Лагг-3 Истребитель Лагг-3
Нажмите на схему для увеличения 

Кислородное оборудование.
Кислородный прибор КПА-Збис, указатель заполнения баллона и вентили находились у правого борта кабины. Кислородный баллон объемом 4 л, рабочее давление 16 МПа. Баллон крепился на подставке в районе 9-го и 10-го шпангоутов.

Радиостанция.
Чаще всего самолеты оборудовали только коротковолновым приемником РСИ-4. Машины командиров эскадрилий и звеньев дополнительно оснащались передатчиком РСИ-3. Радиостанция крепилась на особом амортизированном стеллаже за бронеспинкой кресла, крепившемся к 5-му и 6-му шпангоутам фюзеляжа.

 

Технические характеристики истребителей

И-301

 
И-301
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8810
Высота (мм)
4400
Двигатель
М-105П
Мощность взлетная, л.с.
1020
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1100/2000
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1050/4000
Масса боевая, кг
2968
Масса пустого, кг
2380
Масса топлива, кг
250
Скорость макс у земли, км/ч
515
Скорость макс на высоте, км/ч / м
605/4950
Скороподъемность у земли, м/с
-
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
5,85
Потолок, м
9600
Время выполнения виража, сек
25
Дальность макс, км
556
Разбег, м
355
Пробег, м
400
Вооружение
1x23
2x12,7

..715

 
ЛаГГ-3
3121715
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8810
Высота (мм)
4400
Двигатель
М-105П
Мощность взлетная, л.с.
1020
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1100/2000
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1050/4000
Масса боевая, кг
3280
Масса пустого, кг
2610
Масса топлива, кг
340
Скорость макс у земли, км/ч
474
Скорость макс на высоте, км/ч / м
549/5000
Скороподъемность у земли, м/с
8,5
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
8,6
Потолок, м
9300
Время выполнения виража, сек
20-21
Дальность макс, км
705
Разбег, м
480-543
Пробег, м
450-460
Вооружение
1x20
1x12,7
2x7,62

..855

 
ЛаГГ-З
3121855
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8810
Высота (мм)
4400
Двигатель
М-105П
Мощность взлетная, л.с.
1020
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1100/2000
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1050/4000
Масса боевая, кг
3380
Масса пустого, кг
-
Масса топлива, кг
-
Скорость макс у земли, км/ч
462
Скорость макс на высоте, км/ч / м
554/4850
Скороподъемность у земли, м/с
-
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
9,1
Потолок, м
-
Время выполнения виража, сек
 
Дальность макс, км
-
Разбег, м
450
Пробег, м
-
Вооружение
1x20
1x12,7
2x7,62
8хРС-82

..912

 
ЛаГГ-З
31212912
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8810
Высота (мм)
4400
Двигатель
М-105ПФ
Мощность взлетная, л.с.
1210
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1260/700
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1180/2700
Масса боевая, кг
3160
Масса пустого, кг
-
Масса топлива, кг
350
Скорость макс у земли, км/ч
507
Скорость макс на высоте, км/ч / м
566/3850
Скороподъемность у земли, м/с
-
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
6,4
Потолок, м
10 000
Время выполнения виража, сек
21
Дальность макс, км
-
Разбег, м
370
Пробег, м
-
Вооружение
1x20
1x12,7

 

ЛаГГ-3 6011

 
ЛаГГ-З
6011
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8810
Высота (мм)
4400
Двигатель
М-105ПФ
Мощность взлетная, л.с.
1210
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1260/700
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1180/2700
Масса боевая, кг
3006
Масса пустого, кг
-
Масса топлива, кг
-
Скорость макс у земли, км/ч
545
Скорость макс на высоте, км/ч / м
595/3400
Скороподъемность у земли, м/с
-
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
-
Потолок, м
9400
Время выполнения виража, сек
 
Дальность макс, км
537-832
Разбег, м
-
Пробег, м
-
Вооружение
1x20
1x12,7

ЛаГГ-3 7166

 
ЛаГГ-З
7166
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8810
Высота (мм)
4400
Двигатель
М-105ПФ
Мощность взлетная, л.с.
1210
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1260/700
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
11700/2700
Масса боевая, кг
2983
Масса пустого, кг
-
Масса топлива, кг
-
Скорость макс у земли, км/ч
532
Скорость макс на высоте, км/ч / м
586/3600
Скороподъемность у земли, м/с
5,5
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
-
Потолок, м
-
Время выполнения виража, сек
 
Дальность макс, км
-
Разбег, м
-
Пробег, м
-
Вооружение
1x20
1x12,7

105-2

 
105-2
Размах крыла (мм)
9810
Длина(мм)
8950
Высота (мм)
440
Двигатель
М-105ПФ-2
Мощность взлетная, л.с.
1290
Мощность на высоте, л.с./м
1-я скорость нагнетателя
1310/2000
Мощность на высоте, л.с./м
2-я скорость нагнетателя
1240/2100
Масса боевая, кг
2875
Масса пустого, кг
2285
Масса топлива, кг
280
Скорость макс у земли, км/ч
554
Скорость макс на высоте, км/ч / м
618/3400
Скороподъемность у земли, м/с
4,8
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с
-
Потолок, м
10 750
Время выполнения виража, сек
 
Дальность макс, км
-
Разбег, м
-
Пробег, м
-
Вооружение
1x23
1x12,7

 



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме