Истребитель И-5 - И-5 ЗВЕНО
|
Наименование "Звено" было использовано, для программы, которую возглавлял военный инженер В. С. Вахмистров, реализовывавшейся в период с 1930 по 1940 год. Задачей программы было размещение истребителей прикрытия на борту самолета-носителя, которые могли его защищать от атак истребителей противника, соответственно, расширяя область его применения. Под руководством Научно-исследовательского института ВВС проводились все испытания. Бомбардировщик ТВ-1 первоначально был выбран в качестве самолетов-носителей, а затем бомбардировщик ТВ-3. Вначале хотели использовать истребители И-4, но затем выбор пал на И-5.
Первый вариант "Звена" нес по одному истребителю И-5 на каждой плоскости крыла, которые устанавливались на специальной пирамиде с выпускным замком, открывающимся пилотом носителя. Истребители пристыковывались в трех точках, одной задней и двух передних. В сентябре 1933 года приступили к первым испытаниям, в которых принимали участие модифицированный ТБ-1, с двумя укрепленными на нем истребителями И-5, пилотировавшиеся летчиками В.К. Коккинаки и И.Ф. Гродз. Двенадцать тонн - таков был вес "Звена-1А".
Два серийных и один предсерийный И-5 в составе "Звена"
Так как применялись бипланы, то истребители И-5 устанавливали сверху крыла носителя. Для того чтобы поднять истребитель на крыло бомбардировщика были сооружены большие конструкции из дерева, по которым они и закатывались вручную на крыло ТБ-1.
"Звено-2" состояло из четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 с тремя истребителями И-5. Данная конфигурация была испытана в августе 1934 года:
- В первом полете на верхнем крыле ТБ-3 было укреплено два И-5.
- Во втором полете на фюзеляже ТБ-3 был укреплен один И-5.
- В третьем полете было три самолета И-5 - два на крыле и один на фюзеляже.
Самолеты И-5, которые применялись в испытаниях, имели специальный кок винта, кроме других незначительных модификаций. Испытания с конфигурацией "Звено-2" прошли успешно. Скоростные характеристики экспериментального ТВ-34М-17Ф с тремя И-5, были практически идентичны характеристикам стандартного варианта бомбардировщика ТВ-3.
Истребитель И-5 готовится отделиться от своего носителя
Положительным моментом "Звена-2" была высокая скорость полета. Погода для полета должна была быть спокойной, с облачностью не более 1000 метров, потому что выше облачности видимость была абсолютной. Если облачность поднималась выше, то самолет-носитель вынужден был подниматься на свой потолок, что вело к трудностям с управлением самого "Звена".
В одном полете, один из пилотов И-5, уменьшил мощность двигателя во время отрыва от носителя и самолет, своим винтом, сорвал часть обшивки крыла ТВ-3. Летчики ТВ-3 посадили без проблем поврежденный самолет на свой аэродром.
Другой конфигурацией "Звена" стало "Звено-Авиаматка", включавшее носитель ТВ-3-4М-17Ф и два самолета И-16, подвешенные под крылом с каждой стороны, и два истребителя И-5, укрепленных сверху крыла. 20 ноября 1935 года во время первого испытательного полета под фюзеляжем, в передней его части, был подвешен еще истребитель И-Z, который перед посадкой "Авиаматки" был выпущен в полет и произвел самостоятельную посадку.
Система "Звено" не вызвала больших проблем, как с подвешенными самолетами при взлете, так и при отстыковке их в воздухе, единственный минус состоял в том, что иногда при неправильной отстыковке, колеса истребителей оставляли вмятины на гофрированной поверхности крыла носителя.
ЛТХ истребителя И-5:
- Размах крыла, м
• верхнего - 9,65
• нижнего - 7,02
- Длина, м - 6,81
- Высота, м - 3,00
- Площадь крыла, м2 - 21.00
- Масса, кг
• пустого самолета - 943
• нормальная взлетная - 1335
- Тип двигателя - 1 ПД М-22
- Мощность, л.с. - 1 х 480
- Максимальная скорость, км/ч - 252
- Крейсерская скорость, км/ч - 225
- Практическая дальность, км - 660
- Максимальная скороподъемность, м/мин - 535
- Практический потолок, м - 7500
- Экипаж - 1
- Вооружение - четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1
Варианты:
- И-5 УТИ-1 - На этом варианте И-5, кабина пилота была сдвинута вперед, а за ней была установлена вторая кабина. Эта вторая кабина оснащалась полным набором элементов управления. Двадцать самолетов были изготовлены в варианте УТИ-1 на заводе ГАЗ-21 в Нижнем Новгороде в течение 1934 года..
- И-5 бис - улучшенный вариант И-5. Не смог пройти государственные испытания, многие из улучшений, предложенные в этой модификации, были внедрены на серийных И-5 без изменения в наименовании самолета.
Самолет И-5бис
Источники:
- "Война в воздухе".
- В.Котельников, О.Лемко. Истребитель И-5.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- Авиаколлекция. В.Котельников. Истребитель И-5.