Истребитель И-5 - И-5 ЗВЕНО
Самолет И-5 был советским истребителем-бипланом. Он стал основным типом в истребительной авиации ВВС СССР с того момента, как его ввели в эксплуатацию в 1933 году и до 1936 года. Всего было построено 803 самолета И-5, включая прототипы, которых было достаточно много. Прототипы и предсерийные самолеты значительно отличались от серийных вариантов истребителей.
Содержание
Истребитель И-5
И-5 Звено

Звено И-5Наименование "Звено" было использовано, для программы, которую возглавлял военный инженер В. С. Вахмистров, реализовывавшейся в период с 1930 по 1940 год. Задачей программы было размещение истребителей прикрытия на борту самолета-носителя, которые могли его защищать от атак истребителей противника, соответственно, расширяя область его применения. Под руководством Научно-исследовательского института ВВС проводились все испытания. Бомбардировщик ТВ-1 первоначально был выбран в качестве самолетов-носителей, а затем бомбардировщик ТВ-3. Вначале хотели использовать истребители И-4, но затем выбор пал на И-5.

Первый вариант "Звена" нес по одному истребителю И-5 на каждой плоскости крыла, которые устанавливались на специальной пирамиде с выпускным замком, открывающимся пилотом носителя. Истребители пристыковывались в трех точках, одной задней и двух передних. В сентябре 1933 года приступили к первым испытаниям, в которых принимали участие модифицированный ТБ-1, с двумя укрепленными на нем истребителями И-5, пилотировавшиеся летчиками В.К. Коккинаки и И.Ф. Гродз. Двенадцать тонн - таков был вес "Звена-1А".

И-5 в составе "Звена"

Два серийных и один предсерийный И-5 в составе "Звена"

Так как применялись бипланы, то истребители И-5 устанавливали сверху крыла носителя. Для того чтобы поднять истребитель на крыло бомбардировщика были сооружены большие конструкции из дерева, по которым они и закатывались вручную на крыло ТБ-1.

"Звено-2" состояло из четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 с тремя истребителями И-5. Данная конфигурация была испытана в августе 1934 года:

  • В первом полете на верхнем крыле ТБ-3 было укреплено два И-5.
  • Во втором полете на фюзеляже ТБ-3 был укреплен один И-5.
  • В третьем полете было три самолета И-5 - два на крыле и один на фюзеляже.

Самолеты И-5, которые применялись в испытаниях, имели специальный кок винта, кроме других незначительных модификаций. Испытания с конфигурацией "Звено-2" прошли успешно. Скоростные характеристики экспериментального ТВ-34М-17Ф с тремя И-5, были практически идентичны характеристикам стандартного варианта бомбардировщика ТВ-3.

Истребитель И-5

Истребитель И-5 готовится отделиться от своего носителя

Положительным моментом "Звена-2" была высокая скорость полета. Погода для полета должна была быть спокойной, с облачностью не более 1000 метров, потому что выше облачности видимость была абсолютной. Если облачность поднималась выше, то самолет-носитель вынужден был подниматься на свой потолок, что вело к трудностям с управлением самого "Звена".

В одном полете, один из пилотов И-5, уменьшил мощность двигателя во время отрыва от носителя и самолет, своим винтом, сорвал часть обшивки крыла ТВ-3. Летчики ТВ-3 посадили без проблем поврежденный самолет на свой аэродром.

Другой конфигурацией "Звена" стало "Звено-Авиаматка", включавшее носитель ТВ-3-4М-17Ф и два самолета И-16, подвешенные под крылом с каждой стороны, и два истребителя И-5, укрепленных сверху крыла. 20 ноября 1935 года во время первого испытательного полета под фюзеляжем, в передней его части, был подвешен еще истребитель И-Z, который перед посадкой "Авиаматки" был выпущен в полет и произвел самостоятельную посадку.

Система "Звено" не вызвала больших проблем, как с подвешенными самолетами при взлете, так и при отстыковке их в воздухе, единственный минус состоял в том, что иногда при неправильной отстыковке, колеса истребителей оставляли вмятины на гофрированной поверхности крыла носителя.

ЛТХ истребителя И-5:

  • Размах крыла, м
    • верхнего - 9,65
    • нижнего - 7,02
  • Длина, м - 6,81
  • Высота, м - 3,00
  • Площадь крыла, м2 - 21.00
  • Масса, кг
    • пустого самолета - 943
    • нормальная взлетная - 1335
  • Тип двигателя - 1 ПД М-22
  • Мощность, л.с. - 1 х 480
  • Максимальная скорость, км/ч - 252
  • Крейсерская скорость, км/ч - 225
  • Практическая дальность, км - 660
  • Максимальная скороподъемность, м/мин - 535
  • Практический потолок, м - 7500
  • Экипаж - 1
  • Вооружение - четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1

Варианты:

  • И-5 УТИ-1 - На этом варианте И-5, кабина пилота была сдвинута вперед, а за ней была установлена вторая кабина. Эта вторая кабина оснащалась полным набором элементов управления. Двадцать самолетов были изготовлены в варианте УТИ-1 на заводе ГАЗ-21 в Нижнем Новгороде в течение 1934 года..
  • И-5 бис - улучшенный вариант И-5. Не смог пройти государственные испытания, многие из улучшений, предложенные в этой модификации, были внедрены на серийных И-5 без изменения в наименовании самолета.

Истребитель СССР

Самолет И-5бис

Источники:

  • "Война в воздухе".
  • В.Котельников, О.Лемко. Истребитель И-5.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • Авиаколлекция. В.Котельников. Истребитель И-5.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме