FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Сражайтесь на воде, земле и в воздухе.
Бомбардировщик Пе-8 - Рождение Пе 8
Советский тяжёлый бомбардировщик (стратегический) дальнего действия Петлякова Пе-8, также известен, как самолет ТБ-7 и АНТ-42. Чаще всего применялся для бомбового удара по тылу противника во второй мировой войне.
Содержание
Бомбардировщик Пе-8
Требования
Война
Рождение Пе 8
Техническое описание самолета

Пе-8

В феврале 1942 года в авиационной катастрофе погиб В.М.Петляков. После его гибели правительство принимает решение присвоить, в соответствии с новой системой обозначений советских самолетов, введенной в 1940 году, самолетам ТБ-7 обозначение Пе-8. Боевая работа соединений дальних соединений бомбардировщиков, в том числе и экипажей на ТБ-7-х, в период осени-зимы 1941-1942 годов, показала, что командование Красной Армии и Верховный Главнокомандующий могут с помощью хорошо организованных воздушных ударов заметно влиять на ход вооруженной борьбы. Все чаще задания дальникам стали давать непосредственно из Ставки ВГК. Все больший интерес к их действиям начал проявлять Сталин, наконец понявший, какой действенный и оперативный инструмент оказался в его распоряжении.

Пе 8

Пе-8

По состоянию на 1 октября в единственном 432 авиационном полку, вооруженном ТБ-7, имелось 14 машин, из них только 8 исправных. Даже эти весьма ограниченные силы Сталин постарался выделить из ВВС и непосредственно подчинить себе. Для начала 30 ноября 1941 года Постановлением ГКО, а затем приказом Наркома обороны 81-я дивизия преобразовывалась в 3-ю авиационную дивизию дальнего действия с особым подчинением. Давались довольно широкие права командиру дивизии. Назначения, начиная с командира полка, лично подписывал Сталин. Штаб дивизии переместили в Петровский дворец на Ленинградском шоссе. Через какое-то время, как только немцев отогнали от Москвы, ТБ-7 переместились на аэродром Кратово под Москву (ныне аэродром ЛИИ в Жуковском). Следующий шаг Сталина по созданию своей большой авиационной дубины был сделан весной 1942 года. 5 марта 1942 года постановлением ГКО было принято решение о создании отдельного рода войск - Авиации дальнего действия - АДД. Отныне соединения дальников выделялись из ВВС КА и непосредственно подчинялись Ставке Верховного Главнокомандующего, то есть товарищу Сталину. В АДД передавались восемь дальнебомбардиров очных авиадивизий, несколько аэродромов с твердым покрытием, создавалась независимая от ВВС система управления и материально-технического обеспечения и ремонта. Командовать АД Ц Сталин назначил Голованова.

Пе-8

Пе-8 AM-35 вид сбоку

На весну 1942 года, на момент образования .АДД, роль ТБ-7 (Пе-8) в этом новом роде войск была крайне малозаметна. Все находившиеся в строю Пе-8 были сведены в 746 БАП в составе 45-й авиационной дивизии АДД (командир дивизии В.И.Лебедев). На вторую половину марта в полку имелось 11 Пе-8, из которых исправных было всего 8 кораблей. Для АДД требовались новые самолеты, Сталин думал о тысяче самолетов в составе АДД, часть из которых должны были быть Пе-8. В конце мая 1942 года Сталин позвонил домой бывшему директору завода №124 Окулову и спросил его, строил ли он на Казанском заводе бомбардировщик Пе-8 и сохранилась ли там сборочная оснастка. Когда Окулов сообщил, что сохранилась, Сталин спросил его, мог бы завод наряду с Пе-2 выпускать по 5 машин ТБ-7 в месяц. Окулов подтвердил такую возможность. На этом разговор закончился. Через несколько дней опять состоялся разговор Сталина с Окуловым, и Сталин сообщил что есть решение о возобновлении строительства ТБ-7 на заводе №22 и что Окулов назначается директором этого завода.

Пе 8

Пе-8 AM-35 вид сверху

Казалось бы установка на Пе-8 более надежных двигателей АМ-35 А, при всех их недостатках, решило проблему с силовой установкой для самолета. Однако война постоянно вносила свои коррективы в деятельность авиационных конструкторов и судьбу самолетов.Основываясь на опыте двух лет войны, перекомпоновали кабину штурмана. С учетом того, что в основном бомбежки проводили в ночное время, ОКБ, по требованию военных, установило на Пе-8 дополнительный ночной коллиматорный прицел НКБП-4, который хотя и не имел счетно-решающего устройства, позволял в боевой обстановке быстро находить цель ночью. Основным бомбардировочным прицелом на тот период на Пе-8 был синхронный прицел ПС-1. На его работу постоянно приходили нарекания со стороны летного состава. Недостатки нашей "точной" прицельной техники во время войны были "притчей во языцах", это касалось не только бомбардировочных прицелов, не лучше дело обстояло с танковыми прицелами. По этим изделиям германская и союзная техника превосходила советскую по многим параметрам. Кончилось все тем, что в действующей армии, уставши бомбить "по сапогу", устанавливали на самолеты германские и американские бомбардировочные прицелы, снятые с разбитых самолетов. Учитывая все это, ОКБ заменило ПС-1 на более простой ОПБ-2У, а затем на ОПБ-1Р. Все это внедрили в 1943 году на серийных Пе-8 4М-82.

Отдельной главой в истории Пе-8 стало применение с этих самолетов самых крупных советских авиабомб того периода - ФАБ-5000. Развитие отечественных фугасных авиабомб в годы Второй мировой войны велось по нескольким направлениям: увеличение прочности корпуса бомб, совершенствование технологий изготовления и по пути увеличения максимального калибра. Еще во время ожесточенных боев под Сталинградом Верховное Командование КА поставило перед промышленностью задачу создания и использования бомб сверхбольшого калибра.Речь шла о создании бомбы калибра не менее 5000 кг. К концу 1942 год подобная фугасная бомба была создана. ФАБ-5000 весила 5080 кг, имела диаметр 1000 мм и длину соответствующую длине бомбоотсека Пе-8. От разрыва такой бомбы на земле образовывалась воронка диаметром 18-24 м и глубиной 6-9 м. Крупный железнодорожный мост мог быть разрушен такой бомбой, даже если бомба взрывалась в 10-15 м от него. Предварительно, прежде чем передавать бомбу в действующие части АДД, решено было проверить как эффективность ее действия, так и особенности ее эксплуатации. Единственной советской машиной, которая могла поднять и доставить к цели это чудовище, был Пе-8. Соответственно разработку системы подвески бомбы поручили ОКБ Незваля. До этого наибольшая бомба которую поднимал Пе-8, была бомба ФАБ-2000.

По своей длине бомба в отсеке Пе-8 размещалась, а вот ее метровый диаметр привел к тому что она значительно выступала за обводы фюзеляжа и не позволяла закрывать полностью створки бомболюка (И.Ф.Незвалю везло в жизни на подобные задания, через полтора десятка лет именно его подразделение в ОКБ Туполева получит задание на размещение термоядерной "супербомбы" "202" мощностью 100 мегатонн в бомбоотсеке Ту-95). Подвеску бомбы пришлось выполнять совершенно по иноому чем для ФАБ-2000, - на лонжеронах центроплана установили более прочные узлы, а также смонтировали новую систему для подвески бомбы. В ОКБ достаточно быстро разработали всю техдокументацию по теме. Для проверки системы подъема изготовили весовой макет в виде бочки, начинив ее землей и железными обрезками. После испытаний макета на прочность на стенде на трехкратную перегрузку решено было поднять макет системы в воздух и произвести сброс. На доработанном Пе-8, пилотируемым Водопьяновым и Говоровым, был произведен сброс весового макета бомбы с высоты 3000 м на болота в устье Камы. Испытания прошли успешно, подтвердив возможность применения с Пе-8 ФАБ-5000. Вслед за первой машиной системой подвески ФАБ-5000 в начале 1943 года было оборудовано еще несколько самолетов.

Пе-8

Пе 8 в полете

Пе-8 4М-82

Модель
Пе-8 4М-82
Максимальная скорость, км/ч
у земли
360
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м
422/5600
Практический потолок, м
8000
Время набора высоты, мин 2000 м
6,0
Время набора высоты, мин 4000 м
12,0
Время набора высоты, мин 6000 м
20,0
Время набора высоты, мин 8000 м
35,0
Время разбега, с
22,0
Длина разбега, м
480
Максимальная дальность
с 4000 кг бомб, км
4600

Пе-8 4М-31

Модель
Пе-8 4М-31
Максимальная скорость, км/ч
у земли
398
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м
472/6000
Практический потолок, м
10000
Время набора высоты, мин 2000 м
4,5
Время набора высоты, мин 4000 м
9,5
Время набора высоты, мин 6000 м
15,0
Время набора высоты, мин 8000 м
23,0
Время разбега, с
18,5
Длина разбега, м
430
Максимальная дальность
с 4000 кг бомб, км
5500

Пе-8 4М-82ФН

Модель
Пе-8 4М-82ФН
Максимальная скорость, км/ч
у земли
388
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м
497/8300
Практический потолок, м
10600
Время набора высоты, мин 2000 м
4,5
Время набора высоты, мин 4000 м
8,5
Время набора высоты, мин 6000 м
14,0
Время набора высоты, мин 8000 м
20,5
Время разбега, с
18,8
Длина разбега, м
400
Максимальная дальность
с 4000 кг бомб, км
5000


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолет Хейнкель Не 177
Немецкий тяжелый бомбардировщик Heinkel Не 177 Во время Второй мировой войны у люфтваффе отсутствовали полноценные стратегические бомбардировщики, аналогичные британским самолетам "Lancaster"...
Истребитель И-5
Советский истребитель-биплан И-5 Самолеты И-5 находились на вооружении до 1936 года, когда им на смену пришли И-15. Оставшиеся И-5 были переданы...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме