Самолет Физелер Fi 156 "Шторх" - Боевое применение
Первым серийным самолетом стал Fi 156A-I — машина вспомогательного назначения и связи. К середине 1937 года прошли летные испытания прототипа V-4 с посадочной лыжей, военного варианта V-5 и десяти предсерийных Fi 156А-0, один из которых, D-IJFN, участвовал в шоу во время июльского Международного конкурса военных самолетов в Цюрихе. Дорнье Do 17 с двигателями DB и Мессершмитт Bf 109 оказались вне конкуренции. Полностью снаряженный Шторх вновь демонстрировал взлет с разбегом не более 45 метров и хорошую управляемость на скоростях 51 -174 км/ч.
Содержание
Самолет Физелер Fi 156 "Шторх"
Боевое применение

Боевое применение самолета

fi156c1

Fi 156C-1 вид сбоку

С начала Второй мировой войны "Шторх" сопровождал немецкие войска буквально всюду, куда бы они ни направлялись. Несмотря на дерзкие операции, выполняемые на виду у врага, потери этих самолетов были единичными; говорили, что их фронтовая жизнь была в 10 раз длиннее, чем у истребителя Bf 109. И это невзирая на тот факт, что особым спасательным подразделениям Wustennotstaffeln официально предписывалось вывозить убитых и раненых в бою, а также экипажи сбитых самолетов, где бы те ни находились. Так, в Северной Африке вариант дальнего действия Fi 156С-5 часто летал в глубь бездорожных пустынь для спасения немецких летчиков. С конца 1941 года параллельно с Fi 156С начал выпускаться Fi 156D-1, у которого большую часть правого борта занимала дверь люка для быстрой погрузки или разгрузки носилок.

Еще одним вариантом, появившимся в 1941 году, был Fi 15бЕ, имевший велосипедное гусеничное шасси. Оно не столько позволяло снизить давление на грунт, сколько предотвращало повреждение и снос шасси от удара при посадке в канаву или на мелкие препятствия. И хотя Fi 156Е как будто бы обладал всеми заявленными характеристиками, его производство было ограничено десятью испытательными образцами Fi 156Е-0. "Физелеру" приходилось все больше увеличивать выпуск истребителей Bf 109 и Fw 190, однако в 1942 году ему удалось поставить 484 "Шторха". Еще 121 машина была построена на новой производственной линии в Пюто, с которой до капитуляции Франции сходили истребители "Моран-Солнье" M.S.406.

Восточный фронт, 1943 год

Без сомнения, "Физелер-Шторх" был первым образцом самолета поддержки сухопутных войск и наблюдения, обладавшим конструкцией, которая служила эталоном для других самолетов, выполнявших такие же задачи, длинные амортизационные стойки с масляными амортизаторами могли выдержать удар при посадке с очень высокой вертикальной скоростью. "Шторх" настолько успешно выполнял свою роль, что был направлен на испытания по сбрасыванию грузов, береговому патрулированию, а также в качестве легкого бомбардировщика, хотя для такого самолета это были задачи второстепенной важности.

После того как в октябре 1943 года чрезмерно загруженный завод в Касселе выпустил последний Fi 156, все производство "Шторхов" было переведено на другие заводы. Сборочное оборудование и некоторые главные специалисты были отправлены на завод "Бенес Мрац" в Чосене (Чехословакия), которую нацисты называли Богемско-Моравийским протекторатом. Все последующие поставки осуществлялись из Пюто и Чосена. Важно отметить, что по окончании войны оба завода продолжали выпуск этого полезного самолета, несмотря на то что технику бывшего люфтваффе можно было обнаружить в самых отдаленных сельских уголках. Всего люфтваффе был поставлен 2871 самолет, часть из которых была передана вооруженным силам Болгарии, Хорватии, Финляндии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии. Все они воевали на Восточном фронте на стороне держав "оси".

Бегство из Берлина

Одна из самых последних операций, осуществленных "Шторхом" в составе люфтваффе: 23 апреля 1945 года Гитлер получил сообщение от рейхсмаршала Германа Геринга. Он немедленно разжаловал Геринга в главнокомандующего люфтваффе, и тот покинул Берлин, поскольку там становилось опасно. На его место был назначен генерал-оберст Риттер фон Грейм. Он направил сообщение в Берлин-Гатов с приказом фон Грейму явиться, и ночью, в кольце советских войск, шеф пилот Ганна Рейч на "Шторхе" доставила его в бункер фюрера, под вражеским огнем посадив самолет среди каменных руин. Получив от Гитлера официальные полномочия, фон Грейм улетел вместе с блестящей летчицей-испытателем. Она была последним человеком, покинувшим осажденный Берлин. Возвращение туда без риска для жизни уже было бы невозможным.

Во время войны по меньшей мере 47 "Шторхов", почти все из которых были Fi 15бС-3/Trор Fi 15бС-5/Trор, перешли к британским подразделениям первого эшелона на средиземноморском Театре Военных Действий. В конце войны еще несколько машин попало в руки союзников в Северной Европе. К маю 1945 года ряд уцелевших "Физелеров" был захвачен в Германии, и удивительно большое их число избежало немедленного уничтожения. Министерство авиационной промышленности Британии провело официальные испытания самолета, которые подтвердили его замечательные характеристики. Среди более чем 60 "Шторхов", перешедших в распоряжение британских ВВС, был VM472, личный самолет фельдмаршала Монтгомери, который предпочел его самолетам, использовавшимся союзниками.

Варианты "Физелер-Шторха":

  • Fi 156В: проект варианта с подвижными предкрылками передней кромки; не был построен.
  • Fi 156C-0: предсерийный вариант усовершенствованного Fi 156А-1 с приподнятым остеклением задней части кабины для установки пулемета калибра 7,92 мм, стреляющего назад.
  • Fi 156В-1: самолет связи и штабной транспортный самолет.
  • Fi 156C-2: разведчик с одним фотоаппаратом и экипажем из двух человек: некоторые более поздние машины предназначались для эвакуации одного раненого Fi 156С-3: самолет общего назначения; на некоторых машинах устанавливался усовершенствованный двигатель "Аргус" As 10С.
  • Fi 156С-3/Тrор: тропический вариант Fi 156С-3 с противопыльными и противопесочными фильтрами двигателя Fi 156С-5: аналог Fi 156С-3, но со стандартным двигателем "Аргус" As 10С; предусматривалось крепление подфюзеляжного сбрасываемого бака или установка фотокамеры.
  • Fi 156С-5/Тrор: тропический вариант вышеупомянутого самолета.
  • Fi 156D-0: предсерийный вариант санитарного самолета с двигателем "Аргус" As 10С с возможностью размещения одних носилок и увеличенным грузовым люком.
  • Fi 156D-1: серийный вариант вышеупомянутого самолета со стандартным двигателем "Аргус" As 10C.
  • Fi 156Е-0: обозначение 10 предсерийных самолетов с гусеничным шасси, у которого главные стойки с двумя тандемно расположенными колесами соединены пневматической резиновой гусеничной лентой; их производство на этом прекратилось.
  • Fi 256: только два экземпляра более вместительного (пятиместного) гражданского варианта, построенные на заводе "Моран-Солнье" в Пюто (Франция) в 1943-1944 годах.

fi156museum

Fi 156 сохранившийся до наших дней

Тактико-технические характеристики Fi 156С

"Физелер" Fi 156С (серийный).

Тип:
самолет связи, наблюдения и спасения с укороченным взлетом и посадкой.

Силовая установка:
один 8-цилиндровый перевернутый V-образный поршневой двигатель "Аргус" As 10С-3 воздушного охлаждения мощностью 179 кВт (240 л.с.).

Летно-технические характеристики:
максимальная скорость 175 км/ч,
крейсерская скорость 130 км/ч,
дальность(при нормальной заправке топливом) 467 км.

Вес:
пустого самолета 930 кг,
при нормальной загрузке 1325 кг.

Размеры:
размах крыла 14,25 м,
длина 9,9 м,
высота 3 м,
площадь крыла 26 м2.

Вооружение:
возможность установки одного пулемета MG 15 калибра 7,92 мм с четырьмя дополнительными магазинами на 75 патронов каждый.

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Владимир Котельников. Самолет Физлер Fi 156 "Шторх".
  • Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме