Мессершмитт Ме 410 - В бою
Тяжелый истребитель-бомбардировщик Германии Второй мировой войны Мессершмитт Me.410 Шершень, являясь модернизированным вариантом Ме-210, разработан с целью замены Bf 110. За время серийного производства построено 1160 самолетов этого типа. К середине 1944 года практически все оставшиеся Me.410 были направлены на борьбу с дневными бомбардировщиками. Скорость и огневая мощь позволили им на равных сражаться с противником.
Содержание
Мессершмитт Ме 410
В бою

Боевое применение

К середине 1944 года почти все оставшиеся Me 410 бросили на защиту рейха - борьбу с дневными бомбардировщиками. Их скорость и огневая мощь позволили им уничтожить много этих машин, но в целом число сбитых, вероятно, было примерно одинаково с обеих сторон: тяжелые двухмоторники становились легкой добычей эскорта - Р-51 и Р-47. Более удачливыми оказались самолеты-разведчики Me 410А-3 и В-3, которые в больших количествах выпускались с декабря 1943 года и отличались высокой скоростью, позволявшей нанести серьезный урон при небольших потерях (за исключением полетов над Англией). В отличие от не соответствовавших времени A-1/U1 они несли аэрофотоаппараты - два Rb20/30, 50/30 или 75/30 сбоку в носовой части фюзеляжа, где на других версиях размещался бомбоотсек или отсек для тяжелого вооружения.

me410

К 1944 году в люфтваффе у Me 410 сложилась неплохая репутация, и, благодаря широкой пропаганде в отношении и группы 26-й эскадры тяжелых истребителей, получившей название "эскадра шершней", его прозвали "шершнем". Многие машины использовались для специальных испытаний и опытных программ.

me410

К началу 1944 года конструкторское бюро "Мессершмитт АГ" напряженно работало над удлиненным вариантом - Me 410С, который, как рассчитывали, будет обладать намного лучшими характеристиками на больших высотах, несмотря на то, что на нем собирались установить более тяжелое вооружение и радиолокатор для ночного перехвата (на некоторых версиях). Разработали два новых крыла с размахом, увеличенным до 18,25 м и 20,45 м. Предполагалось использовать мощные двигатели с турбонагнетателями, например, DB 603JZ, Jumo 213E/JZ или BMW 801TJ. Все они приводили в действие винты с четырьмя очень широкими лопастями, а на двигателе "Даймлер-Бенц" вместо обычных радиаторов, размещавшихся в задней части крыльев, должны были применяться кольцевые, устанавливавшиеся в носовой части самолета. По крайней мере на двух Me 410 испытывались двигатели с кольцевыми капотами, а на Me 410С применили переконструированную переднюю часть фюзеляжа и новое шасси со сдвоенными колесами, убиравшееся прямо назад без поворота колеса на 90 градусов. Но авиационная промышленность испытывала серьезные проблемы, поэтому еще до того, как завершилась разработка 410С, программу закрыли. Ему на смену пришел Me 410D с новым двухколесным шасси, двигателями 603JZ с кольцевыми капотами и переделанной передней частью фюзеляжа, которая, как ожидалось, могла обеспечить лучший обзор летчику и низкое лобовое сопротивление. Кроме того, консоли крыла изготавливались из дерева для экономии стратегических материалов.

me410

Но другие программы, где в качестве материалов в основном использовалось дерево, столкнулись с серьезными трудностями в отношении клеев и поломок конструкции, поэтому к лету 1944 года 410D заменили на Me 410Н, который очень походил на 410В-2,за исключением применения крыльевых вставок между двигателями и консолями несущей поверхности. Самолет получил крыло с размахом 23 м, но его так и не построили.

Техническое описание

На Me 210 устанавливалась пара 12-цилиндровых перевернутых V-образных рядных двигателей DB 601F мощностью по 1005 кВт (1350 л.с.), а на Me 410 более сильные и доработанные силовые установки DB 603А мощностью по 1300 кВт (1750 л.с.). Для Me 410В применялся DB 603G, чей высокоскоростной нагнетатель и увеличенная степень сжатия позволили довести мощность до 1415 кВт (1900 л.с.). Основные проблемы Me 210 решили до момента начала серийного производства, поэтому Me 410 оказался намного удачнее, поскольку в основном он был модификацией Me 210 с усовершенствованными двигателями и всеми необходимыми доработками.Хотя Me 410 не мог соперничать с "Москито" фирмы "Де Хевилленд" с точки зрения многосторонности применения и характеристик, он действительно превосходил "Мессершмитт" Bf 110, которыми ранее оснащались эскадры тяжелых истребителей. В 1943 году 1-я эскадра тяжелых истребителей была отведена из Средиземноморья назад в Германию для выполнения задач обороны. Неизвестно, принадлежность к какому театру военных действий обозначала белая полоса вокруг фюзеляжа: Средиземноморскому или по защите рейха. III группу 1-й эскадры тяжелых истребителей переименовали во II группу 26-й, сохранив за ней Me 410, после того как остальные подразделения ПВО перешли на Bf 110G-2. Этот самолет неофициально называли "шершень".

me410

Бомбоотсек.
Бомбоотсек размещался внизу носовой части под кабиной. Самолет мог нести две бомбы весом до 500 кг, которые подвешивались на нижнем держателе, а затем втягивались в бомбоотсек.

Управляемость.
Если для Me 210 управляемость стала одной из причин, по которой его отвергли. то на Me 410 она стала намного лучше, улучшился взлет и исчезли тенденции к внезапному сваливанию в штопор. У Me 410 отсутствовали серьезные недостатки, он не сваливался в штопор и демонстрировал характеристики, лучшие чем у Bf 110, который уже давно требовал замены.

me410

Me 410 в музее

Крыло.
Крыло Me 410 - аналогично использовавшемуся у Me 210, хотя трапецевидность внешней части уменьшили в результате "выпрямления" главного лонжерона, который отклонили назад на 5 градусов от двигателей по сравнению с Me 210. Закрылки, элероны и щитки радиатора доработали, а на внешней части крыла применили автоматические предкрылки, аналогично тем, что имелись на Me 210.

Фюзеляжное вооружение.
Пулеметы MG 131 калибра 13 мм устанавливались с обеих сторон фюзеляжа в электрифицированных дистанционно управляемых барбеттах. Они перешли на него с Me 210 и предназначались для защиты самолета с хвоста. Пулеметы могли перемещаться на 70 градусов вниз и вверх и на 40 градусов по азимуту и имели ограничители, которые прерывали стрельбу, если ствол нацеливался на элементы конструкции самолета. Хотя сначала барбетты показали себя ненадежными, к моменту принятия Me 410 на эксплуатацию их доработали.

me410

Сохранившийся в наши дни Me 410

Тактико-технические характеристики
"Мессершмитт" Me 410A-2/U4

"Мессершмитт" Me 410A-2/U4
Тип: двухместный тяжелый истребитель.

Силовая установка:
два 12-цилиндровых перевернутых V-образных двигателя "Даймлер-Бенц" DB 603А мощностью по 1305,5 кВт (1750 л. с.) для взлета и по 1380 кВт (1850 л. с.) на высоте 2100 м.

Летно-технические характеристики:
максимальная скорость 507 км/ч на уровне моря,
624 км/ч на высоте 6700 м и 600 км/ч на высоте 8000 м,
максимальная крейсерская скорость 587 км/ч, дальность полета на максимальной крейсерской скорости 1100 км, дальность полета на экономичной крейсерской скорости 1690 км.

Вес:
пустого оборудованного самолета 7518 кг,
пустого снаряженного 9651 кг.

Размеры:
размах крыла 16,35 м,
длина 12,48 м,
высота 4,28 м,
площадь крыла 36,2 м2.

Вооружение:
две пушки Мб 151 калибра 20 мм с боезапасом 350 патронов на ствол и четыре пулемета MG 17 калибра 7,9 мм с боезапасом 1000 патронов на ствол в нижней части фюзеляжа для стрельбы вперед: два пулемета MG 131 калибра 13 мм с боезапасом 500 патронов на ствол в дистанционно управляемых барбеттах FDSL

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Андрей Харук. Разрушители Люфтваффе Bf 110, Me 210, Me 410.
  • Сергей Колов, Андрей Куракин. Истребитель Ме 410.
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.
  • Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов. "Немецкий след в истории отечественной авиации".
  • Андрей Фирсов, Михаил Маслов. "Авиация и космонавтика" (02-1999г.).
  • "Боевые самолеты Люфтваффе " под ред. Дэвида Дональда.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме