Самолет Юнкерс Ju 188 - Описание конструкции
|
Описание конструкции самолета Ju 188
Крыло.
По сравнению с Ju 88В у Ju 188 крыло имело больший размах, законцовки и элероны увеличились в размере и в плане приобрели остроконечность. На серийных версиях щелевые воздушные тормоза с Ju 88В исключили.
Разработка.
Несмотря на относительно низкие потери во время Битвы за Британию, скорость Ju 88 оказалась недостаточной для выживания тактического бомбардировщиками 188 стал переходным вариантом до момента появления в эксплуатации Ju 288; у него были большая скорость, лучшие высотные характеристики и более тяжелое оборонительное вооружение. На нем использовались обтекаемая носовая часть с Ju 88В, крыло увеличенного размаха и новое вооружение. Впоследствии появились Ju 188S и Ju 188Т с герметичной кабиной и без вооружения и высотный Ju 388.
Ju 188D-2 вид сбоку
Силовая установка.
Ju 188D-2 как модификация самолета-разведчика Ju 188А имел те же 12-цилиндровые рядные двигатели с жидкостным охлаждением Jumo 21ЗА-1 мощностью 1316 кВт (2240 л. с.) с системой форсажа MW-1. Ju 188 был спроектирован таким образом, что на сборочной линии на него можно было устанавливать гондолы с Jumo 213 или с BMW 801 без изменения подмоторных рам. В каждой консоли крыла находились бак с водно-метаноловой смесью емкостью 150 л и топливный бак емкостью 850 л. В фюзеляже размещался топливный бак емкостью 1682 л. и при необходимости в бомбоотсек помещали дополнительный бак емкостью 500 л.
Ju 188D-2 вид спереди
Экипаж.
На Ju 188D-1 и Ju 188D-2 число членов экипажа уменьшилось с четырех до трех за счет бомбардира наведения. Остались летчик, бортинженер и радист. Оборонительное вооружение сократили, исключив пушку MG 151 калибра 20 мм для стрельбы вперед, сохранив при этом в кабине пулемет MG 131 калибра 13 мм для стрельбы назад, сдвоенный турельный пулемет MG 81Z калибра 7.9 мм под передней частью фюзеляжа и дистанционно управляемую турельную пушку MG 151 калибра 20 мм над кабиной.
Ju 188D-2 вид сверху
Поступивший в эксплуатацию Ju 188 сразу же показал себя совершеннее Ju 88, а появись он в серийном производстве раньше, успех Ju 88 не был бы таким большим. Ju 88В с характерной каплевидной носовой частью начал поступать в части в начале 1940 года, а к этому моменту всего лишь несколько Ju 188 были закончены, и они оказали незначительное влияние на ход войны, которую Германия уже проигрывала, когда первые самолеты стали появляться в боевых частях. Более половины выпущенных самолетов отправили в разведывательные подразделения для использования как над сушей, так и над морем (на самолетах морской разведки устанавливался радиолокатор FuG 200 "Хохентвиль").
Эксплуатация.
Всего было построено только 1076 Ju 188. которыми полностью укомплектовали две бомбардировочных эскадры KG 6 и KG 2, несколько эскадрилий в III/KG 26 и I/KG 66, а также одну эскадрилью в KG 200. Этот тип самолета также использовался 10-й группой дальней разведки обычно вместе с Ju 88 и ME 410.
Ju 188 береговой авиации.
Ju 188 для береговой авиации выпускались в версиях торпедоносцев Ju 188А-3 и Ju 188Е-2 и разведчиков Ju 188D-2 и Ju 188F-2. На всех обычно устанавливался радиолокатор FuG 200 "Хохентвиль".
Антенны.
Морской радиолокатор FuG 200 "Хохентвиль" имел три антенные решетки, устанавливавшиеся под носовой частью и по ее бокам. Неподвижные антенны состояли из вертикальной мачты с четырьмя эквидистантными боковыми горизонталями, каждая из которых несла пару ориентированных вперед перемычек, а они. в свою очередь, имели два горизонтальных отвода. Ju 188А-3 и Ju 188Е-2 характеризовались наличием обтекателя вдоль правого борта внизу в передней части фюзеляжа, где размещалась система управления торпедами. У некоторых Ju 188Е-2 над кабиной вместо пулеметной турели располагалась Т-образная антенна, а на некоторых устанавливалась третья решетка FuG 200 - в верхней части носа самолета, а не в нижней.
Осенью 1943 года конструкторы в Дессау сконцентрировали свои усилия на создании высотных Ju 188 с герметизированной кабиной. Были предложены тяжелый истребитель танков Ju 188J, бомбардировщик Ju 188К и самолет-разведчик Ju 188L. Они произвели впечатление, и в сентябре 1943 года Министерство авиации Германии в срочном порядке заказало Юнкерсу новую серию "88-х" под обозначением "388" - таким образом, эти самолеты стали "388J", "388К" "388L". В то же время от компании потребовали использовать герметизированную переднюю часть фюзеляжа на высотном перехватчике Ju 188S и разведывательном самолете Ju 188Т.
Ju 188F-1 вид сбоку
На самолетах серий S и Т решили не ставить оборонительное вооружение, считая, что высота и скорость полета позволят избежать перехвата. Они обладали хорошо обтекаемой носовой частью фюзеляжа, а в качестве двигателей использовали Jumo 21ЗЕ-1 с системой форсажа GM-1, впрыскивавшей закись азота, что на высоте 9750 м обеспечивало мощность 1260 кВт (1690 л.c.). S-1 вмещал 800 кг бомб и с полной бомбовой нагрузкой развивал скорость 685 км/ч на высоте 11 500 м. Более легкий Т-1 с двумя большими аэрофотоаппаратами Rb на той же высоте мог лететь со скоростью 700 км/ч, что исключало его перехват. Машины обеих версий были выпущены в ограниченном количестве; поставки S-1 с завода компании ATG начались примерно в мае 1944 года. Однако в связи со сменой приоритетов в люфтваффе их практически не было. К концу 1944 года на большей части S-1, как законченных, так и находившихся на сборочной линии, демонтировали герметизированную кабину и систему форсажа GM-1 и установили оборудование для уничтожения наземных целей с малой высоты. Под фюзеляжем в крупном обтекаемом блистере крепилась пушка ВК 5 калибра 50 мм, а двигатели и кабина получили дополнительную бронезащиту. Эту версию обозначили как Ju 188S-1/U. Несколько таких двухместных самолетов принимали участие в боях.
Ju 188F-1 вид спереди
Небольшое количество (от 10 до 80) S-1 и Т-1 передали на завод в Мерсебурге, где, как сообщалось, их переделали в разведывательные самолеты Ju 388L-0. Согласно архивам "Юнкерса" ряд Ju 388 начал свою жизнь как Ju 188S и Ju 188Т, но доказательства этому были потеряны в хаосе конца второй мировой войны. С самого начала Ju 188 в люфтваффе имел репутацию даже лучшую, чем прославившийся Ju 88. Он обладал отличной управляемостью, особенно при большом весе, и мог полностью использовать мощность BMW 801 и Jumo 213 (чего Ju 88 сделать никак не удавалось). Тем не менее, Ju 188 так и не появился в достаточном количестве, частично из-за того, что основное внимание было направлено на создание бомбардировщика "В". В то время как общий выпуск Ju 88 составил более 15 000 самолетов, в люфтваффе поступило только 1076 Ju 188 всех версий: 283 - в 1943 году и 793 - в 1944 году (Разумеется, производство Ju 388 набрало силу.) Из этого скромного количества 570 машин были разведывательными самолетами Ju 188D и Ju 188F.
Ju 188F-1 вид сверху