Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Штурмовик Ил-2 создан в ОКБ Ильюшина и стал самым массовым самолетом 40-х годов ХХ века, назывался летающим танком. За форму фюзеляжа штурмовик Ил-2 получил кличку горбатый. Немцы же называли этот самолет бетонным, цементированным, мясником и пр.
Содержание
Штурмовик Ил-2
Рождение Ил-2
Конструкция Ил-2 АМ38
Боевое крещение
Производство и модернизация
Другие модификации

Рождение самолета ИЛ-2

Штурмовик ЦКБ-55 (БШ-2)

В январе 1938 г. С. В. Ильюшин обратился в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного (летчик и стрелок) бронированного штурмовика - летающего танка, который по своей боевой эффективности значительно превосходил бы самолеты, создававшиеся по программе "Иванов". Бронированный самолет-штурмовик С. В. Ильюшина ЦКБ-55 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимися в обтекатели на крыльях колесами основных опор шасси. Самолет должен был иметь один двигатель жидкостного охлаждения АМ-35 с взлетной мощностью 993 кВт (1350 л. с.), разработанный под руководством А. А. Микулина.

штурмовик ЦКБ-55

Схема штурмовика ЦКБ-55

Главной особенностью самолета С. В. Ильюшина должен был стать обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1, разработанной в ВИАМ под руководством С. Т. Кишкина и Н. М. Склярова.

Бронекорпус штурмовика ЦКБ-55 заключал в себе жизненно важные части самолета, двигатель, рабочие места экипажа, состоящего из летчика и штурмана-стрелка, бензо- и маслосистему.

Первые компоновочные схемы бронированного штурмовика ЦКБ-55
штурмовик ЦКБ-55
вариант с выдвижными водяными и масляными радиаторами
штурмовик ЦКБ-55
вариант с неподвижными водяными и масляными радиаторами
1 - двигатель жидкостного охлаждения; 2 - верхний бензобак; 3, 4 - рабочие места пилота и штурмана-стрелка соответственно; 5 - всасывающий патрубок карбюратора двигателя; 6 - водяные и масляные радиаторы в фюзеляже; 7 - выдвинутое положение водяных и масляных радиаторов; 8 - нижний бензобак

Летные испытания первого опытного самолета ЦКБ-55 выявили недостатки.

Центральная часть бронекорпуса воспринимала нагрузки от экипажа, оборонительной пулеметной турели, узлов крепления крыла и хвостовой части фюзеляжа. Бронекорпус собирали из штампованных листов гетерогенной или гомогенной брони двойной кривизны, толщина которых была 4 - 8 мм. Минимальная масса бронекорпуса обеспечивалась прежде всего оптимальным распределением толщины броневых листов, как из условия эффективного противостояния осколкам зенитных снарядов и пуль, зоны встречи которых с бронекорпусом определялись на основе результатов специального анализа, так и в соответствии с действующими на элементы бронекорпуса силовыми нагрузками. При этом учитывалось, что обтекаемые формы бронекорпуса в сочетании с относительно большой (350-400 км/ч) расчетной скоростью полета значительно усиливают эффективность бронезащиты даже тонких броневых листов из-за малых углов встречи с ней осколка или пули. Более полному использованию брони в работе конструкции способствовало также и то, что самолет С. В. Ильюшина был рассчитан на вдвое большую, чем у ТШ-1 и ТШ-3, скорость полета и, соответственно, на "значительно большие внешние нагрузки.

Впервые в СССР на самолете-штурмовике использовали прозрачную броню типа К-4. Из нее изготовляли лобовые стекла фонаря кабины летчика. Незащищенная броней конструкция самолета проектировалась из условия обеспечения ее работы при боевых повреждениях: хвостовая часть фюзеляжа типа "полумонокок" имела работающую обшивку, подкрепленную стрингерами, крыло и стабилизатор горизонтального оперения были двухлонжеронными, киль вертикального оперения выполнялся как одно целое с фюзеляжем. Частичное выступание колес основных опор самолета из контура гондол должно было обеспечить посадку самолета с минимальными повреждениями на любой неподготовленной площадке без выпуска шасси.

Бомбовое вооружение штурмовика

Бомбовое вооружение штурмовика

перегрузочный вариант загрузки самолета шестью бомбами ФАБ-100

5 мая 1938 г. создание бронированного штурмовика ЦКБ-55, получившего также войсковое обозначение БШ-2, включили в план опытного строительства. Началась разработка эскизного проекта самолета, который 3 января 1939 г. был предъявлен заказчику. Одновременно были составлены технические требования к самолету. 26 января 1939 г. рассмотрение макета самолета, а 2 февраля протокол макетной комиссии утвердил начальник ВВС Красной Армии командарм второго ранга А Д. Локтионов. Началась постройка двух опытных бронированных штурмовиков ЦКБ-55, имевших смешанную конструкцию, деревянную хвостовую часть фюзеляжа с килем, цельнометаллические крыло и горизонтальное оперение с рулями, обшитыми полотном.

2 октября состоялся первый полет опытного самолета ЦКБ-55 № 1 ПОД управлением летчика-испытателя В. К Коккинаки, 30 декабря 1939 он поднял в воздух и второй опытный самолет ЦКБ-55 № 2. Заводские испытания самолетов проводились до марта 1940 г. В испытательных полетах отлаживался двигатель, доводились системы охлаждения воды и масла. 1 апреля 1940 г. начались государственные испытания самолета БШ-2 (ЦКБ-55 №2). Летчики отмечали, что по своим полетным свойствам самолет БШ-2 был достаточно простым и не имел особенностей отличавших его от самолетов подобного типа Р-10 и ББ-1. Общее заключение военных специалистов было положительным. Для изучения тактических свойств и разработки техники боевого применения бронированных самолетов, по мнению военных специалистов, необходимо было заказать серию самолетов БШ-2 с двигателем АМ-35 для войсковых испытаний.

Самолет ИЛ-2

БШ-2 № 2, госиспытания, апрель 1940 года

Государственные испытания выявили у БШ-2 и некоторые слабые стороны. К ним относился прежде всего недостаточный для летчика обзор вперед, являвшийся следствием одномоторной схемы самолета. Отмечались также малая скорость самолета У земли, равная 362 км/ч, и недоведенность двигателя АМ-35. Эти недостатки были следствием установки на двигателе мощного центробежного нагнетателя, который обеспечивал высотность 4500 м, совершенно не нужную штурмовику, летающему в основном на малых высотах. В полетах же у земли нагнетатель отнимал у двигателя значительную часть мощности. По просьбе С. В Ильюшина, высказанной еще в процессе проведения заводских испытании самолетов ЦКБ-55, ОКБ А. А. Микулина в инициативном порядке провело работы по созданию двигателя АМ-38 без высотного нагнетателя, более мощного на малых высотах, чем АМ-35 но с такими же, как у него, габаритами и массой.

Для проведения летных испытаний двигатель АМ-38 установили на опытном самолете ЦКБ-55 № 1, в конструкцию которого внесли также ряд других изменений, связанных с устранением недостатков, выявленных на государственных испытаниях. Недостаточная продольная устойчивость самолета из-за применения общепринятой в то время чрезмерно задней полетной центровки, равной 31,4% средней аэродинамической хорды, была улучшена установкой стабилизатора с большей на 3,1% площадью и смещением центра масс самолета вперед вследствие более передней (на 50 мм) установки двигателя и поворота отъемных частей крыла назад на 5°. Несколько тяжелое управление элеронами улучшили изменением степени их аэродинамической компенсации. Эти работы уже были в основном завершены, когда С. В. Ильюшину предложили переделать штурмовик в одноместный вариант, установить две пушки ПТБ-23 конструкции Я. Г. Таубина и два пулемета ШКАС, усилить бронирование самолета.

Самолет ЦКБ-55 № 1 срочно доработали. Вместо кабины стрелка в бронекорпусе установили 12-миллиметровую бронеперегородку и бензобак; увеличение толщины брони на боковых стенках кабины на этом самолете имитировалось увеличением массы конструкции. Наступательное оружие самолета осталось старым - четыре пулемета ШКАС и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Самолету присвоили новое обозначение ЦКБ-57. Его первый полет состоялся 12 октября 1940 г. под управлением В. К. Коккинаки. В полете у земли была достигнута максимальная скорость 423 км/ч, а на границе высотности двигателя - 437 км/ч. Летчик отмечал, что по своим полетным свойствам самолет исключительно прост и не имеет никаких особенностей. Основываясь на результатах заводских летных испытаний ЦКБ-57, С. В. Ильюшин считал, что проведенные доработки устраняют основные недостатки самолета и, учитывая напряженную международную обстановку (начавшуюся войну в Европе), необходимо срочно решить вопрос о серийном производстве самолета. Однако он не встретил поддержки со стороны высшего руководства ВВС и в начале ноября 1940 г. обратился с письмом к И. В. Сталину. После этого были приняты чрезвычайные меры по завершению постройки модифицированного самолета-штурмовика и запуску его в серийное производство еще до проведения заводских и государственных испытаний.

Опытные бронированные штурмовики
Эволюция опытных бомбардировщиков
Эволюция опытных бомбардировщиков
двухместный ЦКБ-55
одноместный ЦКБ-57
Эволюция опытных бомбардировщиков
одноместный ЦКБ-55П

Эталоном для серии должен был стать модифицированный самолет ЦКБ-55 № 2, в конструкции которого были учтены практически все предъявлявшиеся к самолету требования. Новый бронекорпус, установленный на ЦКБ-55 № 2, был оснащен усиленными броневыми листами. Стрелково-артиллерийское вооружение самолета стало очень мощным. Оно состояло из двух пушек ПТБ-23 калибра 23 мм, двух пулеметов ШКАС и восьми реактивных орудий для стрельбы реактивными снарядами РС-82 и РС-132.

Первый полет модифицированного самолета, получившего заводское обозначение ЦКБ-55П, состоялся 29 декабря 1940 г. под управлением В. К. Коккинаки. Проведенные им испытания артиллерийского вооружения, показали, что пушки ПТБ-23 не пригодны для эксплуатации на самолете, сила их отдачи при выстрелах более чем в 2 раза превышала расчетную. Они были заменены пушками ШВАК калибра 20 мм, созданными под руководством Б. Г. Шпитального, и с ними самолет ЦКБ-55П, которому в январе 1941 г. было присвоено новое обозначение Ил-2, поступил на государственные испытания.

Тактико-технические данные

ЦКБ-55

 
ЦКБ-55
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
3615
Стартовая(кг)
4725
Стартовая макс, (кг)  
Двигатель:
АМ-35
Стартовая мощность кВт
994
Скорость макс, у земли (км/час)
362
Скорость макс./на высоте (км/час)
422/5000
Скорость крейсерская (км/час)
325
Скорость посадочная (км/час)
140
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,3'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,3'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
11,5
Полотолок практический (м)
9000
Дальность нормальная (км)
618
Разбег во время старта (м)
340
Пробег во время посадки (м)
270
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
4x7,62/750
Вооружение оборонительное
1х7,62/750
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг
бомб

ЦКБ-57

 
ЦКБ-57
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
3792
Стартовая(кг)
4988
Стартовая макс, (кг)  
Двигатель:
АМ-38
Стартовая мощность кВт
1197
Скорость макс, у земли (км/час)
423
Скорость макс./на высоте (км/час)
437/2800
Скорость крейсерская (км/час)
380
Скорость посадочная (км/час)
140
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1.7'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
5,5'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
10,0'
Полотолок практический (м)
8500
Дальность нормальная (км)
850
Разбег во время старта (м)
250
Пробег во время посадки (м)
260
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
4х7,62/750
Вооружение оборонительное  
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг
бомб

ЦКБ-55П

 
ЦКБ-55П
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
3990
Стартовая(кг)
5310
Стартовая макс, (кг)
5510
Двигатель:
АМ-38
Стартовая мощность кВт
1225
Скорость макс, у земли (км/час)
433
Скорость макс./на высоте (км/час)
450/2460
Скорость крейсерская (км/час)
330
Скорость посадочная (км/час)
140
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1.6'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
9,2'
Полотолок практический (м)
7800
Дальность нормальная (км)
640
Разбег во время старта (м)
450
Пробег во время посадки (м)
400
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x20/210,
Вооружение оборонительное  
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
8хРС-82

Ил-2/41г

 
Ил-2/41г.
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
около 4200
Стартовая(кг)
около 5500
Стартовая макс, (кг)
около 5900
Двигатель:
АМ-38
Стартовая мощность кВт
1177
Скорость макс, у земли (км/час)
396
Скорость макс./на высоте (км/час)
426/2500
Скорость крейсерская (км/час)
275
Скорость посадочная (км/час)
140
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,2'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
7,4'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
14,7'
Полотолок практический (м)
6200
Дальность нормальная (км)
740
Разбег во время старта (м)
420
Пробег во время посадки (м)
400
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x20/250,
Вооружение оборонительное  
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
8хРС-82

Ил-2/42г

 
Ил-2/42г.
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
4261
Стартовая(кг)
5788
Стартовая макс, (кг)
5988
Двигатель:
АМ-38
Стартовая мощность кВт
1177
Скорость макс, у земли (км/час)
380
Скорость макс./на высоте (км/час)
414/2500
Скорость крейсерская (км/час)
275
Скорость посадочная (км/час)
140
Подъем/на высоту 1000м (мин)
более2,2'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
более7,4'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
более 14,7'
Полотолок практический (м)
6200
Дальность нормальная (км)
740
Разбег во время старта (м)
420
Пробег во время посадки (м)
400
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150,
Вооружение оборонительное  
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
8хРС-82/132

Ил-2/42/43

 
Ил-2/42/43
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
4525
Стартовая(кг)
6060
Стартовая макс, (кг)
6260
Двигатель:
АМ-38
Стартовая мощность кВт
1177
Скорость макс, у земли (км/час)
370
Скорость макс./на высоте (км/час)
411/2500
Скорость крейсерская (км/час)
275
Скорость посадочная (км/час)
145
Подъем/на высоту 1000м (мин)
-
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
20,0'
Полотолок практический (м)
5500
Дальность нормальная (км)
685
Разбег во время старта (м)
400
Пробег во время посадки (м)
500
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
4хРС-82/132

Ил-2/43

 
Ил-2/43г.
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
4625
Стартовая(кг)
6060
Стартовая макс, (кг)
6260
Двигатель:
АМ-38Ф
Стартовая мощность кВт
1250
Скорость макс, у земли (км/час)
391
Скорость макс./на высоте (км/час)
405/1200
Скорость крейсерская (км/час)
275
Скорость посадочная (км/час)
145
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,2'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
15,0'
Полотолок практический (м)
6000
Дальность нормальная (км)
665
Разбег во время старта (м)
395
Пробег во время посадки (м)
500
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/15С
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
600кг бомб
4хРС-82/132

Ил-2/44г

 
Ил-2/44г.
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
4625
Стартовая(кг)
6160
Стартовая макс, (кг)
6360
Двигатель:
АМ-38Ф
Стартовая мощность кВт
1250
Скорость макс, у земли (км/час)
390
Скорость макс./на высоте (км/час)
410/1500
Скорость крейсерская (км/час)
275
Скорость посадочная (км/час)
145
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,2'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
15,0'
Полотолок практический (м)
6000
Дальность нормальная (км)
685
Разбег во время старта (м)
395
Пробег во время посадки (м)
500
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
600кг бомб
4хРС-82/132

Ил-2/НС-37

 
Ил-2/НС-37
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38.5
Масса:собственная (кг)
4625
Стартовая(кг)
5550
Стартовая макс, (кг)  
Двигатель:
АМ-38Ф
Стартовая мощность кВт
1250
Скорость макс, у земли (км/час)
375
Скорость макс./на высоте (км/час)
390/1200
Скорость крейсерская (км/час)
275
Скорость посадочная (км/час)
136
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,2'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
7,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
15,5'
Полотолок практический (м)
6000
Дальность нормальная (км)
665
Разбег во время старта (м)
370
Пробег во время посадки (м)
500
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x37/50,
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое  

Ил-2

Ил-2 первых серий, лето 1941 года



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолет Авро 679 "Манчестер"
Британский двухмоторный бомбардировщик Avro 679 Manchester В середине 30-х годов в Великобритании шла работа над новой серией двухмоторных средних и тяжелых...
Самолет-амфибия Супермарин Уолрэс "Сигал V"
Самолет-амфибия Supermarine Walrus Seagull V Амфибия, одномоторный биплан. Двигатель с толкающим винтом устанавливался в гондоле между верхним и нижним крылом. По...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме