|
Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
|
|
|
Самолет-корректировщик Хаукер "Одэкс"
|
Самолет-корректировщик Хаукер Одэкс был впервые применен в период второй мировой войны. Это произошло в июне 1940 года против войск Италии. Эти самолеты Хаукер Одэкс находились на вооружении многих стран мира, в том числе Ираке и Иране. Были случаи, когда они воевали друг против друга. Два трофейных самолета Хаукер Одэкс стали трофеями Красной армии.
Самолет взаимодействия с сухопутными войсками Hawker Audax
Самолет Хаукер "Одэкс" являлся одномоторным цельнометаллическим бипланом с неубирающимся шасси. Был разработан Сиднеем Каммом на базе легкого бомбардировщика "Харт" в "Х.Г. Хаукер инджиниринг компани", позже именуемой "Хаукер эйр крафт". В июне 1931 года проходил испытания опытный образец, переделанный из упомянутого выше, серийного "Харта". И уже в декабре организовано серийное производство самолета "Харт спешиэл", который далее переименован в "Одэкс" (Audax). "Одэкс" серийно производили на заводах "Хаукер" в Кингстоне и Бруклендсе, а также по лицензии фирмами "А.В. Роу", "Уэстленд", "Бристоль", "Глостер" и авиазаводом в Дошан-Тепе (Иран). Всего построено 626 самолетов.
На фото: самолеты Хаукер "Одэкс"
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Самолеты Хаукер "Одэкс" находились на вооружении:
- с января 1932 года - в Великобритании,
- с 1933 года - в Иране и Ираке,
- с 1937 года - в Египте,
- с 1940 года - в ЮАС.
В Великобритании производство самолета завершено в мае 1937 года, в 1940 году - в Иране.
Экипаж самолета состоял из 2 человек, вооружение включало 2x7,69, а также бомбы до 80 кг (в боевых условиях до 227 кг). Двигатели устанавливались в зависимости от модификации:
- "Харт спешиэл" с мотором "Кестрел" IB3;
- "Одэкс" I с мотором "Кестрел" X;
- "Одэкс" I с мотором "Кестрел" IB5 - для Индии;
- "Одэкс" I с мотором "Кестрел" V - для Сингапура;
- "Одэкс" с мотором R-1690-S2B1-G - для Ирана имели увеличенное вертикальное оперение от морского разведчика "Оспри";
- "Одэкс" с мотором "Пегасус" IIM/IIM2 - для Ирана, вертикальное оперение также от "Оспри";
- "Одэкс" ("Ниср") с мотором "Персеус" IIM2/VIP8 и вертикальным оперением от "Оспри" - для Ирака;
- "Одэкс" с мотором "Пантер" VIA/Х, с вертикальным оперением от "Оспри", с козырьком задней кабины, металлическими винтами, хвостовым колесом вместо костыля, пневматиками низкого давления - для Египта.
Основные характеристики самолета Audax Mk.I
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1333 |
нормальная взлетная |
1989 |
Размах крыла, м |
11,35 |
Длина, м |
9,02 |
Высота, м |
3,17 |
Площадь крыла, кв.м |
32,33 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Kestrel IB |
Мощность, л.с. |
1 х 530 |
Максимальная скорость, км/ч |
274 |
Крейсерская скорость, км/ч |
250 |
Практический потолок, м |
6555 |
Самолеты Hawker Audax с конца 1937 года начали снимать с вооружения строевых частей и переводиться в школы или в колонии. Первое боевое применение самолетов данного типа состоялось в качестве разведчиков в июне 1940 года против войск Италии в Британском Сомали, где они работали до марта 1941 года, затем были передислоцированы в Родезию и переданы в авиашколы.
В Ираке во время мятежа Рашида Али (апрель-май 1941 года) самолеты "Одэкс" использовались обеими сторонами в роли легких (дневных) бомбардировщиков. Например, английские самолеты второй мировой войны вывели из строя оружейный завод в Эль-Мусайиб. В августе 1941 года самолеты Ирана атаковали английские колонны, которые продвигались по югу Ирана в районах Бендер-Шахпура, Хафа-Кель и Ханикин. На севере некоторое количество самолетов Audax производства Ирана было захвачено Красной армией. Два трофейных самолета потом эксплуатировали подразделения ГВФ в Закавказье до 1945 года, несмотря на то, что их описывали, как "изношенные и морально устаревшие".
Самолеты "Одэкс" патрулировали индо-бирманскую границу до конца 1942 года. В Англии эти самолеты использовали как учебно-тренировочные и буксировщики учебных планеров. В 1944 году были сняты с вооружения Королевских ВВС и ВВС ЮАС. Все самолеты Ирака в 1941 году были уничтожены. В Иране "одэксы" эксплуатировали до 1946 года.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Владимир Котельников. "Харт" и его братья.
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики 1939-1945.
- Francis K. Mason "Hawker Aircraft Since 1920".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|