Тяжелый бомбардировщик Шорт "Стирлинг"
|
Первый британский четырехмоторный бомбардировщик Short Stirling
Шорт "Стирлинг" был тяжелым бомбардировщиком второй мировой войны, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовыми колесами. Экипаж 6-7 человек. Под руководством М.Липкомба создан в КБ фирмы "Шорт бразерз". 14 мая 1939 года впервые совершил полет опытный образец "Стирлинга". Весной 1940 года началось серийное производство. "Стирлинг" производился заводами "Шорт бразерз" (Рочестер), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Остин моторс" (Лонгбридж), "Рутс секьюритиз" (Стоукон-Трент). Всего выпущено до начала 1946 года 2383 самолетов. Находился на вооружении в Великобритании с августа 1942 года до июля 1946 года.
На фото Short Stirling:
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию самолета для увеличения |
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
- "Стирлинг" I с моторами "Геркулес" II (сер. 3-4х "Геркулес" XI), вооружение 6x7,69 (сер. 1-2) или 9x7,69 (сер. 3);
- "Стирлинг" III с моторами "Геркулес" VI, вооружение 9x7,69.
Бомбовая нагрузка обеих модификаций до 6350 кг. Среди положительных черт "Стирлинга" надо отметить легкость управления; по данному параметру он превосходил "Галифакса" и не уступал "Ланкастеру".
Основные характеристики самолетов:
|
Mk.I серии 3 |
Двигатели: |
|
тип |
Бристоль "Геркулес" XI |
мощность, л.с. |
1500 |
Размах крыла, м |
30,20 |
Длина самолета, м |
26,59 |
Высота самолета, м |
6,93 |
Площадь крыла, кв. м |
135,78 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
19 187 |
максимальная взлетная |
31 752 |
Максимальная скорость, км/ч |
418 |
Скороподъемность, м/с |
4 |
Практический потолок, м |
5486 |
Дальность полета, км: |
|
максимальная |
3750 |
с полной бомбовой нагрузкой |
1190 |
|
Mk.III |
Двигатели: |
|
тип |
Бристоль "Геркулес" XVI |
мощность, л.с. |
1635 |
Размах крыла, м |
30,20 |
Длина самолета, м |
26,59 |
Высота самолета, м |
6,93 |
Площадь крыла, кв. м |
135,78 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
21 273 |
максимальная взлетная |
31 752 |
Максимальная скорость, км/ч |
434 |
Скороподъемность, м/с |
|
Практический потолок, м |
4980 |
Дальность полета, км: |
|
максимальная |
3750 |
с полной бомбовой нагрузкой |
950 |
История создания тяжелого бомбардировщика Шорт "Стирлинг"
Первый из трех четырехмоторных бомбардировщиков Великобритании, которые участвовали во второй мировой войне, разрабатывался с 1936 года. Если "Ланкастер" и "Галифакс" первоначально проектировались как двухмоторные самолеты, то разработка Stirling велась согласно спецификации В. 12/36 на четырехмоторный бомбардировщик с максимальной скоростью 370 км/ч, дальностью полета 4830 км и массой бомбовой нагрузки 3630 кг. Множество фирм представили свои проекты на конкурс, но для практической реализации выбрали предложения "Шорт" и "Супермарин". Но поскольку "Супермарин" была загружена работами по "Спитфайру", то проектом S.29 занималась только "Шорт".
Машина разрабатывалась С. Липскомбом и вначале представляла сочетание длинного фюзеляжа прямоугольного сечения со среднерасположенным крылом размахом 34,4 м, взятым от летающей лодки "Сандерленд", однокилевым оперением и двигателями Роллс-Ройс "Госхоук". Размах крыльев согласно требованиям Министерства авиации был пересмотрен, впрочем, как и состав мотоустановки, при этом выбрав Бристоль "Геркулес". Для того, чтобы проверить принятые компоновочные решения, конструкторы построили летающий макет самолета S.31 в масштабе 1:2, испытания которого в сентябре-октябре 1938 года показали, что необходимо внести некоторые изменения в конструкцию, как то: увеличение угла установки крыла (с целью сокращения разбега), введение роговой компенсации руля направления и другие.
Министерство авиации еще в апреле 1938 года, то есть задолго до первого полета, сделало заказ на 100 серийных машин с перспективой увеличения объема производства до 1500 самолетов.
14 мая 1939 года совершил первый полет прототип "Стирлинга", который был разбит при посадке и не подлежал восстановлению. Причиной происшествия было признано слишком слабое шасси, переделанное на втором прототипе, испытания которого начались 3 декабря 1939 года и проходили без аварий. Однако дальность и потолок были ниже расчетных по причине недостаточной мощности двигателей "Геркулес" II. Самолет все же запустили в серию, в перспективе планируя установку более мощных модификаций мотора. В июне 1940 года были построены первые серийные самолеты. Самолеты данного типа производились на заводах:
- "Шорт" в Рочестере - 545 самолетов,
- "Шорт энд Харланд" в Белфасте - 1218 самолетов,
- "Остин Моторс" - 620 самолетов.
Подробнее про основные модификации самолета:
- "Стирлинг" Mk.I серии 1 - двигатели "Геркулес" III (1425 л.с.; на первых 10 - "Геркулес" II, 1375 л.с.). Стрелковое вооружение - 8х7,7-мм пулеметов "Браунинг" в трех башнях: носовой, нижней выдвижной и хвостовой. Максимальная масса бомбовой нагрузки - 6340 кг. Экипаж - 7 человек. Построено 80 единиц.
- "Стирлинг" Mk.I серии 2 - вместо нижней башни установлено 2х7,7-мм пулемета в боковых окнах. Выпускался с ноября 1941 года.
- "Стирлинг" Mk.I серии 3 - двигатели "Геркулес" XI (1500 л.с.). Вместо бортовых пулеметов установлена верхняя башня с 2х7,7-мм пулеметами.
Общий объем производства самолетов "Стирлинг" Mk.I составил 720 единиц.
- "Стирлинг" Mk.II - двигатели "Райт" R-2600-A5B (1600 л.с.). Построено 3 самолета, от планов широкомасштабного производства в Канаде отказались.
- "Стирлинг" Mk.III - двигатели "Геркулес" VI или XVI (1635 л.с.). Схема размещения вооружения подобна Mk.I серии 3, но с более совершенными моделями верхней и хвостовой башен. С конца 1942 году построено 1036 самолетов.
- "Стирлинг" Т Mk.IV - буксировщик планеров на базе Mk.III. Из вооружения сохранена только кормовая башня с 4х7,7-мм пулеметами. Экипаж - 5 человек. С октября 1943 года переоборудовано 143 самолетов Mk.III и построен 461 новый Т Mk.IV.
- "Стирлинг" Т Mk.V - невооруженный транспортно-десантный самолет. С августа 1944 года по январь 1946 года построен 161 самолет.
Боевое применение Шорт "Стирлинг"
Бомбардировщики второй мировой войны "Стирлинг" сделали 18840 боевых вылетов, сбросили 27821 тонну бомб и выставили около 2000 морских мин. Потери составили 769 самолетов, то есть около 4%, это почти в два раза больше аналогичного показателя для "Ланкастеров" и "Галифаксов".
Самолеты Short Stirling начали поступать в строевые части с августа 1940 года в 4-ю группу, летавшую на двухмоторных "Уитли", а в ее составе первой новые самолеты получила 7-я АЭ. Однако, поставки осуществлялись очень медленно. Три самолета Шорт "Стирлинг" 10 февраля 1941 года бомбили нефтехранилище в Роттердаме - это был первый боевой вылет. Потом, в следующие месяцы, атаковали объекты на территории оккупированных стран и Германии. Над Берлином "Стирлинг" впервые появился 17 апреля, 30 апреля состоялось первое боевое крещение этих самолетов 15-й АЭ.
Летом самолеты двух эскадрилий участвовали в операциях "Циркус", в дневных рейдах над территорией Франции. Осенью "Стирлинги" работали в небе Италии и бомбили заводы "Фиат" в Турине, порт в Генуе, а в Чехии атаковали предприятия Пльзеня. И уже 5 эскадрилий выполняли боевые задачи к концу 1941 года. Самолеты Шорт "Стирлинг" принимали участие в широкомасштабной операции по минированию прибрежных вод Германии и оккупированных стран. Постепенно увеличивался размах боевого применения, так в ночь с 25 на 26 апреля в налете на объекты в Германии работали 38 "Стирлингов", а в первом "рейде 1000 бомбардировщиков" в ночь на 31 мая было задействовано 88 самолетов данного типа.
Верфи в Бресте, Гамбурге, Ростоке стали главными целями для бомбардировщиков второй мировой войны Шорт "Стирлинг" в июне-июле 1942 года. В августе-сентябре их опять перевели на постановку мин. В ноябре были возобновлены налеты на Италию.
В начале 1943 года самолеты Short Stirling бомбили базы подводных лодок в Сен-Назере, Лорьяне и Бресте. В апреле 1943 года начали поступать "Стирлинги" модификации Мк.III, это дало возможность увеличить размах бомбовых ударов. Так, в ночь с 23 на 24 мая на Дортмунд отправилось 120 самолетов "Стирлинг". В июле самолеты этого типа бомбили Гамбург, в августе - принимали участие в налете на ракетный центр в Пенемюнде.
Потери были очень серьезными. Например, в двух налетах на Берлин в августе 1943 года было сбито 33 "Стирлинга" из 226. Одной из причин стали низкие летные данные самолета - скорость и потолок. Эскадрильи "Стирлингов", следуя в общем порядке, отставали от частей "Галифаксов" и "Ланкастеров", и становились доступными мишенями для ПВО Германии. И как следствие - было принято решение о плавном переводе "Стирлингов" на выполнение вспомогательных задач. Шорт "Стирлинг" в последний раз ставили морские мины у Бреста 28 июля 1944 года, 8 сентября ими был нанесен бомбовый удар, целью которого был Гавр, в начале 1945 года самолеты второй мировой войны Short Stirling совершили еще несколько дневных налетов на второстепенные цели в Бельгии.
Во время операций "Оверлорд" в июне 1944 года и "Маркет Гарден" в сентябре самолеты Шорт "Стирлинг" широко использовались в роли транспортных и буксировщиков планеров. Десантная операция "Варсити" 24 марта 1945 года по захвату мостов на Рейне стала последней.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Владимир Котельников. Не оправдавший ожиданий.
- Владимир Корнилов. Четырехмоторное "Разочарование".
- Aircraft Profile 142. Jeoffrey Norris. Short Stirling.
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.