FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Участвуйте в жестоких битвах, выполненных в PvP-режиме, проходите миссии и побеждайте!

Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Бомбардировщик Виккерс "Веллингтон" - Начало службы
Британский двухмоторный бомбардировщик Vickers Wellington, который активно применялся в начале Второй мировой войны, а затем потеснен четырехмоторными самолетами. Имел прозвище Wimpy (Вимпи), как в мультике Попай (J. Wellington Wimpy). Самолеты Веллингтон приняли участие в боевых действиях 4 сентября, когда 14 бомбардировщиков атаковали немецкие корабли. В тот день было потеряно самолетов.
Содержание
Бомбардировщик Виккерс "Веллингтон"
Начало службы

Служба начинается

Поставки серийных "Веллингтонов" I (сперва без вооружения снизу, поскольку установка FN9 вызвала проблемы с центровкой) начались в октябре 1938 года. Первой ими оснащалась 99-я эскадрилья в Милденхолле. Когда началась война, боеспособносны были еще восемь эскадрилий: к 99-й присоединились 9-я, 37-я, 38-я, 115-я и 149-я, образовавшие 3-ю группу Бомбардировочного командования; 214-я и 215-я находились в резерве, а 75-я и 148-я эскадрильи выполняли функции боевой подготовки в 6-й группе. Первые заказы были выполнены после выпуска 180 "Веллингтонов" 1 в Уэйбридже. Примерно одновременно появились первые машины из Честера; первая из них была сдана 4 августа 1939 года. В Уэйбридже два самолета собрали как опытные образцы модификаций II и III. В Честере только три первых бомбардировщика были типа I. Таким образом выпустили в общей сложности 181 "Веллингтон" I и некоторые из них позднее были переделаны. В 1939 году 18 "Веллингтонов" I заказали для новозеландских ВВС (как "тип 403" - номера от 300 до 399 пропустили, потому что "Виккерс" и "Супермарин" имели общую систему обозначения проектов и этот диапазон как раз принадлежал последней). Их изготовление начали, но на поставку заказчику наложили эмбарго в связи с первоочередным удовлетворением потребностей британских ВВС. Через несколько месяцев после начала войны одну из эскадрилий "Веллингтонов", 75-ю, объявили новозеландской; она стала первой из многих авиачастей Содружества в Бомбардировочном командовании.

За "Веллингтоном" I в производстве последовала модификация IA ("тип 408"). Но фактически в конструкторских разработках типу IA предшествовал "Веллингтон" II ("тип 298") и "Веллингтон" III ("тип 299"), появившиеся в январе 1938 года. На первом серийном "Веллингтоне" II временно поставили моторы "Пегасус" X (такие же, как на опытной машине). С этими моторами он впервые взлетел 23 декабря 1937 года; на самолете стояли трехлопастные двухшажные пропеллеры "Де Хэвилленд" (винты-автоматы "Ротол" появились позднее). "Веллингтон" с двигателями "Пегасус" XVIII поднялся в воздух 12 апреля 1938 года. В таком виде он уже именовался "тип 290".

В процессе работы над "Веллингтоном" II представлялась возможность внести ряд усовершенствований, не связанных с установкой новых двигателей. Самым заметным из них явилось введение носовой и кормовой турелей фирмы "Фрэзер-Нэш" (FN5 и FN10) вместо установок "Виккерс", проявивших себя неудовлетворительно. В результате, очертания передней и задней оконечностей фюзеляжа стали более "массивными". Другими отличиями "Веллингтона" II были возросший до 12700 кг взлетный вес и усиленное шасси с колесами большего диаметра и удлиненными подкосами. Последнее позволило немного выдвинуть колеса в выпущенном положении вперед, дальше от центра тяжести. Первые испытательные полеты выявили продольную неустойчивость и в ответ ввели увеличенный стабилизатор с большей хордой. Чтобы достичь большей гибкости в производстве, моторамы под "Мерлин" и "Пегасус" унифицировались. После того как изменение в планере одобрили, было вполне логично сразу внедрить их в производство. Так появился "Веллингтон" 1A. Он получил все отличия будущей модификации II, но оснащался моторами "Пегасус" XVIII до появления возможности получения достаточного количества "Мерлинов". Поставки самолетов типа 1A начались в августе 1939 года.

бомбардировщик британии

Виккерс "Веллингтон" Мк IС вид сбоку

В отличие от "Веллингтонов" I на этих машинах обычно устанавливались нижние турели FN9. В Уэйбридже построили 170 "Веллингтонов" IA и еще 17 - в Честере. В это число вошли 12 самолетов, заложенных для Новой Зеландии ("тип 412"). Обозначение IB ("тип 409") зарезервировали для варианта модификации I с носовой и кормовой турелями "Фрэзер-Нэш", но IA включила в себя и это усовершенствование. Вследствие этого следующей серийной модификацией стала 1С ("тип 405"), на которой окончательно отказались от подфюзеляжной турели в пользу бортовых установок. Испытания проходил "Веллингтон" IIА, несший по одному пулемету Виккерс К с дисковыми магазинами с каждого борта, но окончательно для "Веллингтона" 1С выбрали вооружение из одного 7,7-мм "Браунинга" с ленточным питанием на каждом борту. Они устанавливались в специальных гнездах в задних секциях длинных окон, шедших по фюзеляжу "Веллингтонов" всех ранних модификаций. На "Веллингтон" IС также ввели электросистему с напряжением 24 В (вместо 12 В) для питания радиокомпаса и усовершенствованную гидросистему, сконструированную для типа И. Двигатели "Пегасус" ХVIII сохранились. "Веллингтон" IС стал первой модификацией, выпускавшейся действительно в больших количествах. В Уэйбридже построили 1052 самолета (исключая четыре, переделанные в другие модели в процессе производства), в Честере - 1583 и в Блэкпуле (где выпуск начали в сентябре 1940 года) - 50.

Другие модификации

В мае 1940 года бомбардировщик "Виккерс" вошел в число типов самолетов, объявленных министерством авиационной промышленности приоритетными, но создание более совершенных модификаций II и III продвигалось довольно медленно.

"Веллингтон" II взлетел 3 марта 1939 года, а "Веллингтон" III - 19 мая. За исключением мотоустановки, самолеты должны были быть полностью идентичны. Планировалось сначала перейти на выпуск модификации II. Однако летные испытания вскрыли серьезные проблемы. В марте 1940 года заказ на серию утвердили. К этому времени уже существовал опытный экземпляр, переделанный из серийного IС. Первый же опытный самолет впоследствии использовали (как "тип 416") для летных испытаний сконструированной "Виккерс" верхней турели с 40-мм пушкой, боезапасом в 25 снарядов, прицелом и системой предохранения от поражения частей самого самолета. Она должна была стать частью вооружения "идеального бомбардировщика" ("тип 405"), проектировавшегося по заданию В. 1/39.

Поставки "Веллингтонов" II (как "типа 406") начались в октябре 1940 года. Всего их выпустили 400, все в Уэйбридже. С моторами "Мерлин"Х по 1145 л.с. эта модификация оказалась значительно быстрее, чем все варианты "Веллингтона", несмотря на больший взлетный вес. Фактически он достигал 14970 кг. В 1941 году машину модернизировали, дав ей возможность нести бомбу весом 1814 кг. Взлетный вес этой модификации вырос до 15650 кг при пустом весе 9600 кг. На части самолетов стояли двигатели "Геркулес" ХI - той же мощности, что на типе III. Производство "Веллингтонов" III сосредоточили исключительно в Честере и Блэкпуле. Эти два завода изготовили соответственно 780 и 737 бомбардировщиков. В Уэйбридже собрали только два опытных экземпляра; вместе с ними итог составил 1519 машин. Поставки их продолжались до конца 1943 года.

В декабре 1940 года первый полет совершил опытный образец "Веллингтона" IV. Это был третий вариант с альтернативной мотоустановкой. Возможность использования одного из двигателей семейства Пратт-Уитни - "Туин Уосп" впервые рассматривалась в сентябре 1939 года, когда министерство авиации дало указание "Виккерс" подготовить экспериментальный образец (как "тип 410"). Более мощный и более тяжелый "Дабл Уосп" R-2800 попал в поле зрения в феврале 1940 года, когда этот мотор был предложен Великобритании правительством США, но не был принят. Работа над мотоустановкой с двигателями "Туин Уосп" тянулась до конца лета 1940 года, когда, наконец, выбрали R-1830-S3C4-G. Монтаж "Туин Уоспов" на "Веллингтон" IС выполнили в Честере. Последующие экземпляры изготовлялись уже серийно (как "тип 424") сразу же после выпуска опытного образца, который разбился при вынужденной посадке в Уэйбридже после нескольких успешных полетов в Честере. В общей сложности, в Честере собрали 220 "Веллингтонов" (включая опытный) в счет огромных заказов на модель 1С. Поставки начались в июне 1941 года. Машины этого типа объявили боеготовыми 16 октября того же года.

Модель
Виккерс "Веллингтон" Мк.IС
Экипаж, человек
5
Размах крыла
26,26 м.
Длина
16,96 м.
Площадь крыла
77,11 м2.
Максимальная скорость
406 (377) км/ч.
Потолок
7160 (4877) м.
Дальность полета
2100 (2575) км с 1270 кг бомб.
Вес, пустого
8528 кг.
Вес, максимальный взлетный
14982 (13608) кг.
Высота
5,35 м.
Двигатели
"Мерлин" X мощностью 1145 л.с. (Бристоль "Пегасус" XVIII взлетной мощностью 1050 л.с.).
Вооружение, пулеметы
два 7,7-мм пулемета "Браунинг" с 1000 патронами на ствол в носовой башне Фрэзер-Нэш FN-5, два 7,7-мм "Браунинга" в хвостовой башне Фрэзер-Нэш FN 10, два 7,7-мм пулемета "Браунинг" в бортовых окнах.
Вооружение, бомбы
до 1600 (1814) кг бомб.

Бомбардировщики имели в обозначении букву B, самолеты Берегового Командования - GR, эти обозначения, также как и Mk (англ. Mark), часто опускались.

  • Тип 271 - Первый прототип.
  • Тип 285 Веллингтон B Мк I - Предсерийный образец. Оснащен двумя радиальными двигателями Бристоль Пегас X.
  • Тип 290 Веллингтон B Мк I - 180 самолетов. Первая серийная модель. Оснащен двумя радиальными двигателями Бристоль Пегас XVIII мощностью по 1050 л. с. каждый. Вооружен пулеметными турелями «Виккерс» с ручным приводом.
  • Тип 408 Веллингтон B Мк IA - 183 самолета. Основное отличие от типа 290 - оборонительное стрелковое вооружение из трех механизированных турелей «Фрэзер-Нэш» (носовая FN5, хвостовая FN10 и убирающаяся подфюзеляжная FN9).
  • Тип 418 Веллингтон DWI Mark I - 4 самолета Мк IA переделанные в тральщики. Для воздействия на неконтактные морские мины, в индукционной катушке в виде кольца диаметром 15 м, расположенной под фюзеляжем, индуцировалось магнитное поле. Для выработки энергии установлены вспомогательный бензиновый двигатель и электрогенератор. Буквы DWI в обозначении означают (англ. Directional Wireless Installation) - направленная беспроводная установка, для сохранения в секрете настоящего назначения катушки индуктивности.
  • Тип 406 Веллингтон B Мк II - 400 самолетов. Модель с рядными двигателями Роллс-Ройс Мерлин X мощностью 1145 л. с. (855 кВт).
  • Тип 410 Веллингтон B Мк IC - 2685 самолетов. Первая массовая модификация. Отличается большим количеством изменений и доработок: полностью переделана гидросистема, электросеть напряжением 24 В вместо 12 В. Окончательно исчезает подфюзеляжная стрелковая башня, вместо нее устанавливаются одиночные пулеметы в длинных окнах вдоль фюзеляжа. Экипаж состоит из 6-и человек. Двигатели Бристоль Пегас XVIII, такие же как на Мк I и Мк IA. Последующие модификации самолета (кроме Мк V и Мк VI) отличались лишь двигателями или вооружением.
  • Тип 417 Веллингтон B Мк III - 1519 самолетов. Модификация самолета, появившаяся в 1941 г. Двигатели - радиальные Бристоль Геркулес III (1390 л. с. каждый). Задняя стрелковая башня заменена на 4-пулеметную FN20A.
  • Тип 424 Веллингтон B Мк IV - 220 самолетов. Модификация оснащенная американскими звездообразными двигателями Пратт & Уитни Твин Уосп мощностью по 1200 л. с. превосходила все остальные модификации по скорости (481 км/ч) и незначительно - по дальности.
  • Тип 407 и Тип 421 Веллингтон Мк V - второй и первый прототипы соответственно. Всего построены 3 самолета. Высотная модификация с турбонаддувными двигателями Бристоль Геркулес VIII, оснащалась гермокабинами.
  • Тип 442 Веллингтон B Мк VI - 63 самолета. Высотная модификация с увеличенным размахом крыла и оснащенная гермокабинами. Двигатели - 1600-сильные Роллс-Ройс Мерлин R6SM.
  • Тип 416 Веллингтон Мк VII - экспериментальный Мк II вооруженный 40 мм пушкой Виккерс S.
  • Тип 429 Веллингтон GR Mk VIII - 394 самолета. Мк IC переделанный в бомбардировщик-торпедоносец для службы в Береговом Командовании. Оснащен РЛС ASV II.
  • Тип 437 Веллингтон Мк IX - один Мк IC переоборудованный для высадки десанта.
  • Тип 440/448 Веллингтон B Мк X - Последняя модификация бомбардировщика, появившаяся осенью 1942 г., отличалась от Мк III лишь более мощными двигателями Геркулес (1675 л. с.), так же выпускался как торпедоносец (Мк X тип 423). Последний, 3804-й самолет этой модификации, выпущенный 25 октября 1945 г. стал и последним, 11464-м выпущенным Веллингтоном.
  • Тип 454/458/459 Веллингтон GR Mk XI - 180 самолетов. Морская версия B Мк X, оснащенная радаром ASV II с мачтовыми антеннами. Стрелковое оборонительное вооружение состояло только из носовой стрелковой башни.
  • Тип 455 Веллингтон GR Mk XII - 58 самолетов. Морская версия B Мк X вооруженная торпедами и оснащенная радаром ASV III с антенной под обтекателем. Стрелковое вооружение - один носовой пулемет.
  • Тип 466 Веллингтон GR Mk XIII - 844 самолета. Морская версия B Мк X оснащенная радаром ASV II. Стрелковое вооружение - носовая башенка.
  • Тип 467 Веллингтон GR Mk XIV - 841 самолет. Морская версия B Мк X оснащенная радаром ASV III и подкрыльевыми направляющими для запуска неуправляемых ракет.
  • Веллингтон C Mk XV - 21 самолет. Mark IA переделанный в невооруженный военно-транспортный самолет, вместимость 18 солдат.
  • Веллингтон C Mk XVI - 41 самолет. Mark IC переделанный в невооруженный военно-транспортный самолет, вместимость 18 солдат.
  • Тип 487 Веллингтон T Mk XVII/Тип 490 Веллингтон T Mk XVIII - построено около 80 самолетов, еще несколько переделано из бомбардировщиков. Тренировочные самолеты, оснащенные радаром для подготовки экипажей ночных истребителей.

Источники:

  • Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Бомбардировщики 1939-1945.
  • Крылья. Авиация Великобритании во Второй мировой войне. Бомбардировщики
  • Самолеты Мира. Владислав Корнилов. "Плетеный" бомбардировщик
  • Aircraft Profile 125. C.F. Andrews. Vickers Wellington I & II
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
  • Chaz Bowyer. Wellington at War.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Бомбардировщик Ер-2
Описание конструкции самолета. Самолет Ер-2 (Ермолаев) - моноплан классической схемы с оперением, состоящим из двух килей, а также шасси с двумя...
Самолет F-111 "Трубкозуб": летный трансформер с двухместной спасательной капсулой
Объединяя самые современные технологии и ведущие конструктивные элементы, самолет F-111 "Aardvark" корпорации General Dynamics был одной из самых амбициозных авиационных...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме