Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет Армстронг Уитворт A.W.38 Уитли - Дальнейшая модернизация
Armstrong Whitworth Whitley - британский двухмоторный бомбардировщик. Среди других бомбардировщиков королевских ВВС в 1939 году были также Хэндли-Пейдж Хэмпден и Виккерс Веллингтон, которые часто обозначаются как современники Уитли и аналоги по роду боевой работы, но это не совсем так.
Содержание
Самолет Армстронг Уитворт A.W.38 Уитли
Дальнейшая модернизация

Модернизация самолета

Несколько первых серийных "Уитли" I, сошедших со сборочной линии, не имели поперечного V крыла, но вскоре концы консолей приподняли на 4 градуса. Задним числом это было сделано и на всех более ранних машинах, кроме первого прототипа. Из-за нехватки турелей в первые месяцы многие "Уитли" I летали с металлическими обтекателями вместо них. Впоследствии они монтировались "Эйруорк лимитед" в Хестоне. Турели Армстронг-Уитворт AW13 (носовая) и AW12 (хвостовая) с одиночными пулеметами "Льюис" и 22 магазинами для них сохранялись только на 12 первых "Уитли" I. После этого перешли на носовую турель "Фрэзер-Нэш" с гидроприводом и хвостовую типа AW15 или AW38 с пулеметом "Виккерс" с газовой автоматикой. "Уитли Г" имел нормальную бомбовую нагрузку в 681 кг, но позднее стал допустим максимум в 1916 кг, включавший четыре бомбы по 227 кг в фюзеляже, шесть по 113,5 кг во внутренних и шесть по 55 кг во внешних частях крыла. Нагрузка уменьшалась до 1462 кг, если в бомбо-отсеке вместо двух бомб подвешивались два бензобака по 300 литра. При нормальном весе 9932 кг "Уитли" I имел максимальную скорость в 296 км/ч на высоте 4575 м, а крейсерскую 245 км/ч. Дальность с 681 кг бомб была 2204 км, но при перегрузочном весе 11404 кг бомбовая нагрузка в 1462 кг могла быть доставлена на 2961 км или 1916 кг на 2414 км при крейсерской скорости 245 км/ч или 217 км/ч соответственно. Однако, на высоту 4575 м самолет при таком весе "со скрипом" поднимался за 43,5 мин., а рабочий потолок был всего 4877 м.

После сборки 34 "Уитли" I "Армстронг-Уитворт" переключилась на производство "Уитли" II, отличавшегося в основном моторами "Тайгер" VIII вместо "Тайгер" XI. Новый мотор, впервые в английских ВВС, имел двухско-ростной нагнетатель и развивал 845 л.с. на взлете и 780 л. с. на высоте 4343 м. На "Уитли" II также была предусмотрена выдвижная подфюзеляжная турель Фрэзер-Нэш FN 17 с парой 7,7-мм пулеметов "Браунинг" с боезапасом по 1000 патронов на ствол, однако, на деле ее ставили не всегда. Стандартная бомбовая нагрузка "Уитли" II составляла 1590 кг и состояла из четырех бомб по 227 кг в бомбоотскеке и шести по 116 кг в крыле. "Уитли" II имел перегрузочный вес в 12031 кг, а его летные характеристики мало отличались от "Уитли" I: скорость и потолок немного увеличились, а дальность упала. Было выпущего 46 самолетов типа "Уитли" II, завершив первый заказ на 80 самолетов к августу 1938 года.

Затем перешли на "Уитли" III, которых к марту 1939 года было изготовлено 80 штук. Этот вариант отличался от "Уитли" II только возможностью несения в бомбоотсеке двух бомб по 908 кг плюс шесть по 114 кг в крыле; итого - 2497 кг. Пустой и максимальный взлетный веса не изменились, и данные "Уитли" III (тоже с моторами "Тайгер" VIII) соответствовали "Уитли" II. "Уитли" III соответствовал требованиям задания В.20/35, а в качестве прототипа послужил переделанный "Уитли" I. Тесная связь между компаниями "Армстронг-Уитворт" и "Армстронг-Сиддли моторе лимитед" привела к тому, что моторы последней стояли на всех самолетах с маркой AW с 1923 года и до выпуска "Уитли". Однако, отсутствие подходящего двигателя "Армстронг-Сид-дли" в классе 1000 л.с. привело к разрыву этих отношений. Конструкторы "Армстронг-Уитворт" в 1936 года спроектировали вариант "Уитли с моторами Бристоль "Пегасус" 20, но по некоторым соображениям эта уже завершенная работа не была воплощена в металле. Большую выгоду обещала попытка внедрить "Мерлин", и в конце 1937 года "Уитли" 1 с номером К7208 перегнали в исследовательский центр "Роллс-Ройс" в Хакнелле. Там он совершил успешный полет с моторами "Мерлин" II, установленными 11 февраля 1938 года. В ААЕЕ в апреле-мае 1938 года этот самолет (с обтекателями вместо турелей) показал скорость 385 км/ч на высоте 4877 м при весе 9080 кг. Хотя были подвергнуты критике плохой обогрев кабины и высокий уровень шума, было ясно, что "Мерлин" дал большой выигрыш. Впоследствии еще два "Уитли" I (К7209 и К7211) были оснащены "Мерлинами" для испытаний.

"Мерлины" были поставлены на последних 40 "Уитли" из первого заказа на 200 машин, сданных в мае-августе 1939 года: 33 с моторами "Мерлин" IV как "Уитли" IV и последние семь с несколько более мощными "Мерлин" X как "Уитли" IVA. Мощность этих моторов была соответственно 1030 л.с. на 4953 м и 1010 л.с. на 5410 м. "Уитли" IV впервые взлетел в облике серийной машины 5 апреля 1939 г. В дополнение к замене двигателей он отличался от более ранних модификаций увеличением стандартного запаса горючего на 846 литров (в баках в передней кромке крыла между моторами и фюзеляжем), угловым остекленным выступом у бомбардира вместо старого открывающегося окна, увеличившим общую длину на 61 см. Последнее новшество затем внедрили и на многих "Уитли" с моторами "Тайгер". При полном весе 11760 кг "Уитли" IV достигал максимальной скорости 393 км/ч на высоте 5000 м, поднимался на 4575 м за 16 мин. (это примерно две трети того, что требовалось "Уитли" III). Максимальная бомбовая нагрузка вновь возросла до 3178 кг и состояла теперь из двух бомб по 908 кг и двенадцати по 114 кг, что давало перегрузочный вес в 13620 кг и дальность всего в 563 км. При крейсерской скорости 309 км/ч на высоте 4574 м с нагрузкой из 1498 кг дальность составляла 2020 км.

Внедрение "Уитли" в эксплуатацию в королевских ВВС началось с 9 марта 1937 года, когда второй серийный "Уиттона в Дишфорт, где 10-я эскадрилья восемь. В 1938-39 годах были даны новые заказы на "Уитли". Все эти самолеты были построены как "Уитли" V или "Уитли" VII. Обозначение "Уитли" VI относилось к нереализованному проекту со звездообразными моторами Пратт-Уитни GR-1830 "Твин Уосп". "Уитли" V, впервые взлетевший 8 августа 1939 года, сохранил те же двигатели "Мерлин" X, что стояли и на "Уитли" IVА, но отличался некоторыми существенными изменениями: была поставлена задняя турель "Фрэзер-Нэш" с четырьмя пулеметами (впервые испытанная на "Уитли" I с номером К7183 в мае 1939 года), а задняя часть фюзеляжа была удлинена на 38 см, чтобы увеличить поле обстрела из этой турели. Размер килей был уменьшен выпрямлением передних кромок, ранее бывших криволинейными. Антенна радиополукомпаса была заключена в каплевидный обтекатель, а на передних кромках крыла поставили резиновые антиобледенители BTR.

Модель Армстронг-Уитворт "Уитли" V
Экипаж, человек 5
Размах крыла 25,6 м.
Длина 22,1 м.
Площадь крыла 114,5 м2.
Максимальная скорость 370 км/ч на высоте 5000 м.
Потолок 6100 м.
Вес, пустого 8785 кг.
Вес, взлетный 15209 кг.
Время подъема на высоту 4575 м - 27,5 мин.
Двигатели два Роллс-Ройс "Мерлин" X - взлетной мощностью 1145 л.с.
Вооружение, пулеметы один 7,7-мм пулемет "Виккерс" в носовой установке, четыре 7,7-мм пулемета "Браунинг" в хвостовой башне с гидроприводом.
Вооружение, бомбы до 3178 кг бомб.

Максимальная бомбовая нагрузка сохранилась - 3178 кг, но только две бомбы по 908 кг можно было нести внутри бомбоотсека на переднем правом и заднем левом держателях. В шести ближних крыльевых бомбоотсеках по-прежнему подвешивались 114-кг бомбы, а от возможности вешать их в дальних отсеках крыла вскоре отказались, поэтому максимальный вес брали редко. "Уитли" V стал самым массовым вариантом. С августа 1939 г. до июля 1943 г. их выпустили 1466. Пик - 12 самолетов в неделю - был достигнут в 1942 году. Это поначалу пошло из вывода министерства авиации, сделанного в феврале 1938 года о том, что производство бомбардировщиков по заданию Р.13/36 задерживается. Поэтому понадобилось больше "Уитли" для заполнения бреши. Во-вторых, боялись, что производственные мощности "Армстронг-Уитворт" окажутся недогруженными. Это привело к заказу 148 "Уитли" (заказанных как "Уитли" IV, но собранных как "Уитли" V), выданному в апреле 1938 года. В этом же месяце только начала обсуждаться "схема L" (чрезвычайная программа, предусматривавшая постройку для ВВС 12000 самолетов к 1 апреля 1940 года) и, прежде чем заказать новые "Уитли", министерство авиации дало "Армстронг-Уитворт" заказ на 64 "Веллингтона". Однако, в сентябре 1938 г. был проведен тщательный анализ положения в авиапромышленности и наличных ресурсов. Он показал, что состояние компании из Ковентри является одним из самых наихудших, поэтому "Уитли" решили удержать в производстве, не заменяя "Веллингтонами". Это дало бы количественный выигрыш и позволило избежать проблем, связанных с заменой типа самолета на сборочных линиях.

В октябре 1938 года "схема L" была еще расширена, и приняли решение заказать еще 100 "Уитли" при условии, что фирма наймет дополнительную рабочую силу. После начала войны министерство авиации хотело подключить "Армст-ронг-Уитворт" к выпуску "Манчестеров" (Р.13/36), но затем появились сомнения в способности фирмы осуществить переход, что привело к тому, что до конца года заказали еще 150 "Уитли" с надеждой, что с января 1941 году в Ковентри все-таки удастся переключиться на производство "Манчестеров" или "Галифаксов". К этой дате предполагалось собрать все 662 заказанных к тому времени "Уитли". В марте 1940 года наконец-то было подтверждено решение включить "Армстронг-Уитворт" в производство "Манчестеров" и дан заказ на 300 этих бомбардировщиков. Однако в мае необходимость сосредоточения производства на уже освоенных типах машин стала очевидна. В итоге, стали думать о заказе вдобавок еще 300 "Уитли". Примерно в это же самое время лорд Бивербрук (только что назначенный министром авиационной промышленности) заявил, что главный приоритет получит выпуск пяти имеющихся типов самолетов, в которые вошел и "Уитли" (вместе с "Веллингтоном", "Бленхеймом", "Спитфайром" и истребителем "Харрикейн"). Результатом приказа Бивербрука явилось то, что планировавшийся новый заказ на "Уитли" удвоился до 600, поскольку производство "Манчестеров" оставалось под сомнением в связи с дискуссией о возможном переходе на его четырехмоторный вариант (с "Мерлинами").

уитли бомбардировщик

"Уитли" В Мк 5 вид сбоку

Фактически "Ланкастер" ("четырехмоторный "Манчестер"") все-таки сменил "Уитли" на заводе "Армстронг-Уитворт", но задержек на этом пути было немало. Хотя первый "Ланкастер" был готов в Ковентри в августе 1942 года, пришлось размещать дополнительные заказы на "Уитли", чтобы загрузить производственные мощности до полного освоения новой машины. В 1941-42 годах были заказаны партии из 100 и 150 самолетов соответственно, что довело общий итог до 1812 штук (исключая два прототипа и 120 бомбардировщиков, исключенных из заказа 1936 года).Поставка "Уитли" V началась в августе 1939 года. Это позволило полностью оснастить 51-ю и 78-ю эскадрильи (которые имели по несколько "Уитли" IV) самолетами модификаций с моторами "Мерлин". В первые несколько месяцев войны "Уитли" V получили 10-я, 51-я, 58-я, 77-я и 102-я эскадрильи. Модификации с моторами "Тайгер" были переведены на решение второстепенных задач, включая переучивание. Один "Уитли" II (К7243) был использован как летающий стенд для испытаний мотора Армстронг-Сиддли "Дирхаунд" - 21-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения, который должен был дать 1500 л.с. "Дирхаунд" летал только на "Уитли", начиная с января 1939 года. Охлаждение задних рядов цилиндров было постоянной проблемой. До марта 1940 г., когда самолет разбился, существенного прогресса добиться не удалось, и работа над "Дирхаундом" была прекращена.

Модификации:

  • Mk I - 34 самолета.
  • Mk II - 46 машин.
  • Mk III - 80, мог нести более тяжелые бомбы и имел гидравлически управляемый бомбовый люк.
  • Mk IV - 33, улучшенные дальность и бомбовая нагрузка.
  • Mk IVA - 7.
  • Mk V - 1466, основной тип времен Второй мировой войны, усовершенствованный по сравнению с более ранними модификациями.
  • Mk VI - остался в планах.
  • Mk VII - 146, специализирован для морских патрулей, борьбы с немецкими кораблями и подводными лодками.

Источники:

  • Владимир Котельников. Бомбардировщик, летавший носом вниз.
  • Avions. Vincent Greciet. Un bobmardier lourd pour la RAF : le Armstrong Whitworth Whitley.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
  • Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
  • The Armstrong Whitworth Whitley, 153.
  • Крис Шант. Бомбардировщики союзников 1939-1945.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме