|
Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
|
|
|
Истребитель "Хоукер Харрикейн" - Модификации самолета
|
Британский одноместный истребитель Хоукер Харрикейн, участвовавший во Второй мировой войне, был разработан в 1934 году. Создавался в разных вариантах для различного назначения. Выпущено свыше 14 тысяч самолетов. Спитфайры и Харикейны отличились в боях против люфтваффе, защищая Британию. Около трех тысяч самолетов Hawker Hurricane были поставлены в СССР в качестве военной помощи.
Mk.II Истребитель "Hawker Hurricane"
С приближением к концу лета 1940 года в печально опустевших рядах победоносного FC RAF приступили к трудной, но жизненно важной задаче воссоздания и переворужения своих дивизионов перехватчиков. Английские самолеты Второй мировой войны "Spitfire" и "Hurricane" оправдали себя и проявили небольшие недостатки, по мнению служивших тогда пилотов.
Английский истребитель "Hawker Hurricane" ведет бой с "Дорнье"
Что касается самолета "Hurricane", то хотя и не отрицали, что он представлял численно превосходящую машину в системе обороны FC RAF, его считали "на полпоколения" старее, чем истребитель "Spitfire" и лишь огромные потребности по выпуске на авиазаводах стандартных истpебителей задержали внедрение более передового самолета второй мировой войны "Hurricane" Mk.II.
"Hurricane" Mk.II вид сбоку
В своей основе конструкция "Hurricane" была в целом удовлетворительной. Его летные данные, с другой стороны, имели некоторую возможность развития, и с этой точки зрения на его конструкцию снова обратили внимание летом 1940 года. "Hurricane" I (Р3269), взлетевший Одиннадцатого июня 1940 года в Лэнгли, был оснащен новым двигателем Rolls Royce Merlin XX с винтом фиксированного шага Rotol R.X.5/2. Этот самолет, вооруженный восемью крыльевыми пулеметами "Browning", в руках Филипа Лукаса достиг горизонтальной скорости 560 км/ч при весе 3034 кг и таким образом стал самым скоростным из когда либо летавших вооруженных Hurricane. Этот Merlin, развивавший 1185 л.с. в своем первоначальном виде, был двигателем с двухступенчатым наддувом, созданным для массового производства, имея для этого широко разветвленную систему субконтрактов.
"Hurricane" Mk.IIb trop вид сбоку
Поглощенность восполнением потерь, связанных с важнейшими яростными сражениями, задержала внедрение нового двигателя Merlin, а также всякие серьезные попытки усилить пулеметное вооружение самолета "Hurricane". Hезаметные недостатки пулеметов "Browning" были осознаны в бою, однако постановка разных новых самолетов в производство тянулась еще многие месяцы, так что первым самолетом второй мировой войны "Hurricane" II, поставленым RAF, был Mk. IIa со стандартными 8-пулеметными кpыльями. Возможность оснастить дивизионы метрополии двенадцати-пулеметными истребителями "Hurricane" IIb появилась в конце этого же года с пуском линии в Лэнгли.
Тяжелое оружие
В 1939 году самолеты "Hurricane" I (L1750) в спешном порядке оснащенный парой пушек "Oerlikon" под крыльями принял участие в летных испытаниях вооpужения для истpебителя второй мировой войны "Whirlwind", но этот самолет не оказал никакого воздействия на руководство исследованиями Министерства авиации и благополучно простоял зачехленным в ангаре в Мартлсхем Хит всю Битву за Британию. Разрешили на паре поврежденных в боях крыльев установить четыре пушки.
Строевые испытания пушечного вооpужения побудили компанию "Hawker" быть настойчивей, и как только в наличии оказалось больше комплектов пушек, полупромышленными методами их поставили на планеры Hurricane I (V7260, V7360 и W9324). Из-за недостатка мощности у Merlin III, четырех-пушечный "Hurricane" не пошел на службу в RAF, но в значительных количествах служил в RN как Sea "Hurricane" Ic. К концу вынужденной переделки начали поступать многочисленные Merlin XX, и четыре машины с номерами V2461, Z2588, Z2885 и Z2891 послужили прототипами самолета "Hurricane" IIс. Первый полет был выполнен Сет-Смитом шестого февраля 1941 года. Многие "Hurricane", построенные как IIa и IIb получили четырех-пушечные крылья при ремонте боевых повреждений. Пушки использовались как "Oerlikon", так и "Hispano", и хотя в первых установках применялись пушки "Shattelerault" с ленточным боепитанием (из-за задержек с созданием удовлетворительной противообледенительной защиты у барабанного питания), барабанное питание стало стандартным.
Самолет "Hurricane" IIc, попав на боевую службу в конце мая 1941 года, недолго пробыл в дневных перехватчиках из-за слабоватых летных данных. Зато когда по достоинству была оценена мощь его огня, самолет принял участие в отражении возможного германского вторжения, поражая штормом своих снарядов десантные, железнодорожные и автомобильные средства в портах французского побережья. Подвеска двух 113-кг бомб (как и двух 200-литровых подкрыльевых топливных баков) также уменьшила скорость самолета с четырьмя пушками до 354 км/ч. Дневные полеты стали считаться пилотами Харрикейнов самоубийственными, особенно после появления немецкого истребителя второй мировой войны Fw-190 и мощной зенитной обороны в Северной Европе. Осенью 1941 года английские истребители "Hurricane" действовали в основном вечером и ночью.
Истребитель "Hurricane" MkIIc вид сбоку
Самолеты "Hurricane" IIc приняли участие в бою над Дьеппом при высадке десанта девятнадцатого августа 1942 года. В Тангмерском секторе 43-й дивизион первым принял участие в атаке в 4 часа утра. В первом рейде 12 пилотов, ведомые майором де Вайвьером, расчищая место высадки, нанесли удар пушками и бомбами по позициям береговой артиллерии, пулеметным гнездам и узлам связи. Их встретил шквал зениток - один пилот погиб, другой выпрыгнул с парашютом в море, а третий пошел на вынужденную, достигнув Тангмера. Четыре другие машины получили пробоины от зенитного огня. В тот день 43-й дивизион провел еще три налета на Дьепп.
Модель
|
"Харрикейн" Mk IIс
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
12,19
|
Высота, м
|
3,99
|
Длина, м
|
9,81
|
Площадь крыла, м2
|
23,92
|
Максимальная скорость км/ч
|
529
|
Потолок, м
|
11125
|
Дальность полета
|
1480
|
Вес, пустого, кг
|
2566
|
Вес, взлетный, кг
|
3422
|
Вес, максимальный, кг
|
3649
|
Двигатель
|
1 ПД Rolls-Royce Merlin XX Мощность - 1260 л.с.
|
Вооружение, пулеметы
|
12х7,7-мм пулеметов в ранних модификациях
|
Вооружение, пушки
|
4х20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда
|
В 1942-43 годах "Hurricane" II пополнили длинный в их обширной истории перечень методов боевого применения. Как носители мелких осколочных бомб они использовались против автотранспортных средств во Франции и Голландии, как постановщики дымовых завес прикрывали различные отдельные высадки десантов на континент. Hа некоторые самолеты "Hurricane" IIc были установлены направляющие для ракет (с таким вооpужением летали в основном модификации IIb и IV), а 227-кг бомбы использовались ночью в отсутствие зениток или ночных истpебителей, так как с такой нагрузкой Hurricane IIc едва развивали 290 км/ч. К дню "Д" - высадки в Нормандии английские истребители "Hurricane" IIc были выведены из боевых частей RAF в Северной Европе, но производимые компанией "Hawker" до сентября 1944 они остались в многочисленных учебных и связных подразделениях, помогавших боевым эшелонам.
В войне за морями
Первыми истребителями "Hurricane" IIc, отправленными кораблями на заморские территории, были те, которые попали в поток самолетов, направленных в середине 1941 года на Ближний Восток. IIa и IIb прибывали в MU в зоне Суэцкого канала с весны этого года, и опыт их эксплуатации показал явную необходимость установки двигателей типа Merlin XX с пылевым фильтром на воздухозаборнике карбюратора. Эти фильтры эффективно продлевали жизнь двигателя, но серьезно снижали летные данные.
Мальта была прекрасным местом охоты в течение 1941 года для самолетов "Hurricane" IIc из 126, 185 и 251-го дивизионов, базировавшихся там в июне. Первоначально привлеченный к чисто оборонительным задачам 126-й дивизион одержал первую победу 30-го июня, сбив два M.C. 200. Четыре дня спустя 185-й дивизион сбил 2 и повредил еще 3 вражеских самолета. В обеих боях дивизионы потерь не имели.
Модель
|
Харрикейн IIa
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
3171
|
Скорость у земли, км/ч
|
427
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
7,2
|
Скорость км/ч, на высоте м 5500
|
522
|
Время виража, сек
|
20,5
|
Практический потолок, м
|
10100
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
8x7,69
|
Вооружение, пушки, мм
|
2x20
|
Модель
|
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
1966
|
Скорость у земли, км/ч
|
408
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
6,2
|
Скорость км/ч, на высоте м 4350
|
461
|
Время виража, сек
|
16
|
Практический потолок, м
|
9800
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1x12,7
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Модель
|
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
3100
|
Скорость у земли, км/ч
|
446
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
7,1
|
Скорость км/ч, на высоте м 4450
|
518
|
Время виража, сек
|
26
|
Практический потолок, м
|
9300
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2x7,62
|
Вооружение, пушки, мм
|
нет
|
Модель
|
Bf-109E-4
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
2585
|
Скорость у земли, км/ч
|
470
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
6,2
|
Скорость км/ч, на высоте м 4450
|
558
|
Время виража, сек
|
23
|
Практический потолок, м
|
10000
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
нет данных
|
Вооружение, пушки, мм
|
1x20
|
Модель
|
Bf-109F-2
|
Экипаж, человек
|
1
|
Полетный вес, кг
|
2780
|
Скорость у земли, км/ч
|
502
|
Время набора высоты 5000 м, мин
|
5,3
|
Скорость км/ч, на высоте м 6000
|
594
|
Время виража, сек
|
19,5
|
Практический потолок, м
|
10400
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
1x12,7
|
Вооружение, пушки, мм
|
6xPC82 PC - установка с подвешенным снарядом
|
Mk.IV Истребитель-штурмовик "Hawker Hurricane"
Последней серийной моделью в семействе стал самолет "Hurricane" Mk.IV. Он отличался от модели IID наличием бронирования жизненно важных узлов самолета, более мощным вооружением (мог нести две бомбы весом по 227 кг или 8 трехдюймовых ракет) и имел двигатель Merlin 24 или Merlin 27 мощностью 1620 л. с. Однако при этом самолет утратил свойства истребителя. Его нормальный вес составлял 3493 кг, а скорость всего 426 км/ч на высоте 2150 м. Широкого применения не получил. Всего было произведено 524 самолета этого типа.
Модель
|
"Харрикейн" Mk IV
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
12,19
|
Высота, м
|
2,67
|
Длина, м
|
9,82
|
Площадь крыла, м2
|
16,60
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
465
|
Максимальная скорость, км/ч
|
508
|
Потолок, м
|
10211
|
Дальность полета, с баками 200 л
|
1400
|
Дальность полета
|
640
|
Вес, пустого, кг
|
2790
|
Вес, взлетный, кг
|
3493
|
Вес, максимальный, кг
|
3838
|
Двигатель
|
1 ПД Rolls-Royce Merlin 24 Мощность - 1260 л.с.
|
Вооружение, пулеметы
|
2х7,7-мм пулеметов в ранних модификациях
|
Вооружение, пушки
|
2х20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда
|
"Харрикейн" Mk.IV вид сбоку
Истребитель второй мировой войны "Hurricane" послужил базой для различных экспериментов.
Источники:
- Владимир Котельников. Истребитель Хоукер "Харрикейн".
- Серегей Колесников. Лики "Харрикейна".
- Aircraft Profile 24. Francis K.Manson. Hawker Hurricane IIC.
- Вячеслав Кондратьев. "Ураган" над полем боя.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- Авиационный журнал "Ас", 2-1991г.
- Война в Воздухе №№ 74,84 - Hawker Hurricane.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|