Транспортный самолет Де Хевилленд "Домини"
|
Легкий транспортный и учебный самолет De Havilland Dominie
Легкий транспортный и учебный самолет Де Хевилленд "Домини" являлся деревянным двухмоторным бипланом, с неубирающимся шасси (в обтекателях). Пассажирский самолет DH.89 "Дрэгон Рэпид" представлял собой модернизацию DH.84 "Дрэгон", впервые поднялся в небо 24 ноября 1932 года. Под руководством Э. Хэгга спроектирован в КБ фирмы "Де Хевилленд эйркрафт", серийно производился с конца 1932 года. Самолет имел военный вариант с вооружением - DH.84M, который предназначался для поставок за границу. 17 апреля 1934 года совершил полет опытный образец DH.89, который вначале получил наименование "Дрэгон Сикс". С июля 1934 года самолет производился серийно. DH.89M - военный вариант самолета был создан в 1935 году для поставок на экспорт.
Самолеты Великобритании
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
DH.89B "Домини" - модификацию самолета для британских ВВС начали производить с сентября 1939 года.
В общей сложности заводами "Де Хевилленд" в Хэтфилде и "Бруш кочуоркс" в Лоборо было собрано 728 единиц DH.89, включая 521 военный самолет. В Австралии во время второй мировой войны производство самолетов DH.84 восстановили, завод филиала "Де Хевилленд" в Бэнкстауне создавал их с сентября 1942 года, построено всего 87 самолетов.
Серийно производились самолеты:
- DH.89M - для экспорта с измененным остеклением кабины, с вооружением 1x7,69, бомбы до 150 кг;
- DH.89B "Домини" I, на базе гражданских DH.89A поздних серий (с посадочными щитками) - учебный самолет для подготовки штурманов и радистов, без вооружения;
- DН.89В "Домини" II, легкий транспортный самолет, без вооружения.
Основные характеристики DH.89A
Размах крыла, м |
14,64 |
Длина самолета, м |
10,52 |
Высота самолета, м |
3,12 |
Площадь крыла, м2 |
31,21 |
Тип двигателя |
2 ПД de Havilland Gipsy Queen 2 |
Мощность, л.с. |
2 х 200 |
Максимальная скорость, км/ч |
253 |
Крейсерская скорость, км/ч |
212 |
Практическая дальность, км |
895 |
Практический потолок, м |
5950 |
Экипаж у транспортных самолетов состоял из 2 человек и 6-10 пассажиров, у боевого варианта - 3 человека, у учебной модификации - 5-6 человек. Двигатели "Джипси Сикс" (DH.89M), или "Джипси Куин" III (DH.89B). DH.84M и DH.89M имели вооружение 3x7,69 и бомбы до 150 кг.
Военные самолеты DH.84M использовались:
- с апреля 1933 года - в Ираке,
- с марта 1934 года - в Дании,
- с 1937 года - в Португалии.
Военная авиация Ирландии и Турции эксплуатировала в качестве транспортных самолетов DH.84M обычного гражданского варианта. Британские ВВС приняли на вооружение первые самолеты DH.89 в ноябре 1938 года, а в 1940 году - авиация флота Великобритании. Эти машины были поставлены и в различные английские доминионы. Военные самолеты были:
- с декабря 1935 года - в Испании,
- с июля 1936 года - в Иране,
|
- с апреля 1937 года - в Литве,
- с декабря 1937 года - в Китае.
|
Испанцы начали первыми начали применять DH.89M в колониальной войне в Марокко. Потом самолеты DH.84 и DH.89 принимали участие с обеих сторон в гражданской войне в Испании, в том числе до конца 1936 года и в роли легких бомбардировщиков.
Британские ВВС в начале второй мировой реквизировали значительное количество DH.89 и DH.89A, которые в 1940 году (май-июнь) использовались на передовой во Франции с целью доставки грузов и перевозки раненых. Эти самолеты позднее вместе с "Домини" принимали участие в эвакуации войск из-под Дюнкерка. В период с 1941-го по 1944 год машины модификации I и II перевозили почту, офицеров связи, в том числе на маршруте Англия - Северная Ирландия. Были и салонные машины, которые эксплуатировались для недальних полетов государственных чиновников и военного руководства. Часть самолетов "Домини" II, созданных в санитарном исполнении, в 1944-1945 гг. вновь возвратили на передовую для поддержки наступления британских войск в Европе.
Реквизированные гражданские самолеты и DH.84 местного производства использовались Австралией и в тылу, и на фронте. Некоторые DH.89B в 1942 году были переданы американским частям в Великобритании, где их использовали в качестве штабных и связных самолетов. Во время мятежа Рашида Али в мае 1941 года иракские DH.84M принимали участие в первом налете на английскую авиабазу Хаббания. Большая часть самолетов уничтожили англичане своими ответными ударами.
В СССР было несколько машин разных вариантов, которые принадлежали ВВС и ГВФ. Эти самолеты перешли к советской авиации после присоединения к Советскому Союзу стран Прибалтики летом 1940 года. В начале Великой Отечественной войны самолеты ГВФ были эвакуированы в глубь страны и эксплуатировались до 1944 года с целью перевозок в тылу. Бывшие литовские самолеты DH.89M при отступлении были брошены, отремонтированные позже, они летали в составе одной из эскадрилий люфтваффе.
Самолеты DH.89 принимали участие в ряде локальных войн, так, их использовали в 1948 году в Палестине. Эти самолеты находились на вооружении в Израиле, Иордании и Ираке. Израильские самолеты применялись в том числе и в роли легких бомбардировщиков. В 1948 году выпуск самолетов DH.89 был завершен, в июле 1946 года - закончили выпуск военных "Домини" II. После второй мировой войны некоторое количество "Домини" было переоборудовано в гражданские самолеты DH.89A. В 1947 году их сняли с вооружения британских ВВС, в морской авиации самолеты этого типа эксплуатировались до 1963 года.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- A.J.Jackson "De Havilland Aircraft Since 1909". Putnam. 1987.
- В.Котельников "Драконово семейство".